Слово о поэте Викторе Яковченко

Людмила Дементьева
Какая глубина в понимании женщины, её нежной души! Прочитаешь его строчки и чувствуешь себя любимой и красивой! Читайте!

Пред твоей красотой опускаются очи,
Пред твоей красотой я не смею вдохнуть:
Посмотрела не так - и бессонные ночи,
Отвернулась - тоскою сжимается грудь.

Я не знаю, что станется завтра,
Через день, через час, через миг.
Но цветущих волос твоих запах, -
В отцветающих снегом моих.

В разном настроении написаны строки,но все отличаются чувством глубоким:

Вновь устремляю взор к тебе одной:
"Утешь меня, - шепчу,- скажи хоть слово,
Чтоб воспарил я светлою душой
И обнял всех, и полюбил всех снова".

Такой он, наш  большой поэт Виктор Иванович Яковченко! И мы удивляемся, что при  разнообразном таланте в сочинении стихов и поэм, знании истории  и его посещает  чувство одиночества:

Я одинок средь близких и родных:
Хоть рядом с ними - далеко от них!
Теперь я понял: нет страшнее муки,
Чем быть с любимой женщиной в разлуке.

Как пришёл он в литературу, в свою любимую поэзию? Виктор Иванович Яковченко - выпускник  Литературного  института имени  Горького, Член Московской  городской  организации Союза  писателей  России. В  Москве  и Подольске  вышло 20 книг стихотворений и поэм: лирических, исторических, жанровых. В новых сборниках он пишет о любви и дружбе, о красоте человеческих отношений. В стихах его столько мелодии! Посчастливилось и мне по его просьбе написать цикл  песен.

Последний сборник своих стихов"Моя земная Афродита" Виктор Иванович  приурочил  к своему семидесятилетию. Вышел он в 2005году. По слову  автора "В него вошли новые и лучшие произведения из двадцати  книг, изданных  в разных  издательствах  Москвы". Он написал посвящение, раскрывающее тему стихов:"Amor vincit omnia - Любовь побеждает всё!(лат.) Милые  женщины,  сударыни: городские и деревенские, слабые и сильные духом, святые и грешные, любимые и  отвергнутые - лирика моего  сердца для Вас и за Вас... Пусть  Красота  Ваша (ведь  "Некрасивых женщин нет на свете!" В.Як.)  спасёт  мир!"...

С детских лет любил Виктор песни Михаила Исаковского. Повзрослев, полюбил и поэзию его, между ними даже завязалась переписка. И,  когда в 1968 году вышла первая книжка Яковченко, он послал её Михаилу Васильевичу и нашёл в себе смелость попросить Исаковского дать ему рекомендацию для вступления в Союз писателей. Ответ от Исаковского пришёл сразу, в этом же году. Виктор Иванович  получил его рекомендацию для  вступления В Союз  писателей РСФСР.

                Рекомендация.
     "Я знаю В.И.Яковченко  по  его книге "Спелица". 
      Это - безусловно талантливый человек,- поэт, у которого
      своя тема,своё поэтическое лицо. Всё это даёт мне право
      рекомендовать В.И.Яковченко  для приёма в Союз писателей
      РСФСР. Он вполне достоин, чтобы быть принятым.
                М.Исаковский.
                Всего  Вам  доброго.
                29 октября  1968. Москва."

(Копия рекомендации взята из "Подольского альманаха" №6 2002г.)

А какие стихи пишет Виктор Яковченко! Читайте и удивляйтесь каждому слову поэта!

Вот и почудилось время желанное...
Снова я молод - и снова с тобой.
Очи слепит белизна несказанная,
Звоны пылают под лёгкой дугой.

Ринулись кони побежкою бешеной,
Гуслями густо  рокочут снега.
"Нежная, нежная! Грешная, грешная!"
Пляшет цветная, ныряет дуга.

Жить в одиночестве - участь не лучшая,
Сердце утешится счастьем земным.
Волею случая, радуя, мучая,
Будем мы вместе - и вместе сгорим.

Голос снегов не заглушит биения
Этих горчащих, горячечных лет.
Радость-парение!..Тления, тления
Только не нужно, не нужно - о, нет!

Есть у него и "Романс", на него так легко сложилась музыка! Вот он -"Кто не любил..." Часто я пою его дома и даю послушать друзьям. Конечно, пришла пора выпустить новый диск под №5. В него бы и вошли все песни  Яковченко и других
земляков - подольчан.

Кто не любил, тот не поймёт
Тоски моей, моей печали,
Как я страдал из года в год,
Кто не любил - поймёт едва ли.

О, сколько горестей и мук
Душа в бореньях испытала:
И радость встреч, и боль разлук -
Но всё казалось мало, мало.

И всё же я благодарю
И шлю привет родному краю,
И песней тихой прославляю
Любовь ушедшую мою.

Кто не любил, тот не поймёт
Тоски моей, моей печали,
Как я страдал из года в год,
Кто не любил - поймёт едва ли.

Совместно с композитором А.Петровым поэт написал  песни: "Не бросай  калину на дороге", "Ах ты, горе - пташечка", "Кто  не любил,  тот  не  поймёт,"  "Небеса  души моей  безлунны", "Рябина". Как они познакомились? - Виктор Иванович  рассказывал,как он путешествовал по Пушкинским местам Псковской области в 1974г. В городе Остров он познакомился с композитором Андреем Петровым. Подарил наш поэт Петрову свои книги. Некоторые стихи так понравились композитору, что он написал на них музыку.

Для"Подольского альманаха"отобрал Виктор Иванович "Не бросай калину на дорогу,"
"Ах ты,горе-пташечка,снегирь","Уснула рожь под кровлею овина","Небеса души моей безлунны" и другие. Было это в 2000году. А в 2004г.на своём творческом вечере в имении Ивановское "Рождение песни и новые песни Людмилы Дементьевой"на стихи подольских поэтов" и я познакомила подольчан с понравившимися мне стихами, положив их на музыку. Так появились мои песни на стихи Яковченко: "Рябина", "Людмила Зыкина", потом на эти песни мои друзья по интернету создали видео. В настоящее время в моих записях песни"Кто не любил" "Для тебя я слов не пожалею", "Пришла пора - и я теряю веру","Прощай, любовь!."

Хочется особо отметить доброжелательность Виктора Ивановича, желание помочь начинающим поэтам и композиторам! Созвонились мы с ним по поводу моей музыки к его стихам. С волнением ожидала я его оценки. "Молодец!" - сказал он.Да так он это сказал, что я, окрылённая его похвалой, готова была одеть в музыку все его стихи, посвящённые милым женщинам! Незабываем наш поэт Виктор Иванович Яковченко!

Есть на радио Подольска замечательная передача "Творчество наших земляков".
Работают над ними энтузиасты Алла Игоревна Егорова,Людмила Ивановна Степанова, Евгений Милишин, Наталья Роман...На один из эфиров была приглашена и я. Так песни на стихи Виктора Яковченко прозвучали и для всего Подмосковья.
 
        Поэту.

Опалено войною детство.
И похоронка на отца.
И щи с травой - деликатесом,
И жаркий уголь от фрица...

И сердце жаром обдавало:
Не мог  понять он ту старуху,
Что гриб осенний продавала, -
Всё думал,что осталось внуку?.

***********************

А нынче с нами нет поэта,
И не услышать одобренья слов.
Но как его стихом душа согрета!
Жива к его Поэзии любовь! (Л.Д.)

Фото: Виктор Иванович  Яковченко
 
 Доп. 29.12.2019.