Древний Яргомж. Ломка устоев. Часть 1

Александр Зельцер 2
        ДРЕВНИЙ ЯРГОМЖ.  ЛОМКА УСТОЕВ. Часть 1.

                ( по книге С.Н.Вороновой)


        С  удовольствием держу в руках прекрасно изданную книгу череповецких краеведов ( С.Н.Воронова. Яргомж. История. Святыни. Люди. Самиздат. 2006.). Материал собран с тщанием, отобран с любовью, издан со вкусом. Отложив её, чувствуешь нечто, как при чтении «Лето Господне» Ивана Шмелева. Как хорошо слажен, освящен церковью и  вековыми  обычаями был их разумный крестьянский быт! Как гармонично вписывались их храмы в северный пейзаж, какое благостное и умиротворяющее чувство вызывал у них  звук колокола, он сопровождал их от крещения до отпевания.
                ***


… «протоиерей Виктор Сапожков «по должности награждён в 1902 году набедренником, в 1908 году - скуфьею, в 1913 году - камилавкою, в 1918 году - наперсным крестом, в 1923 году - саном протоиерея ».
До своего появления в Яргомже Виктор Сапожков служил в Корбозерской Петропавловской церкви Белозерского уезда, куда он был определён псаломщиком сразу же после окончания Новгородской духовной семинарии в 1896 году, затем в Кулигской Преображенской церкви того же уезда, где В. А. Сапожкова рукоположили в сан священника в 1897 году. В Яргомжскую церковь Череповёцкого уезда он был перемещён в 1900 году. На месте своего нового служения отец Виктор состоял помощником благочинного, избирался депутатом на епархиальные съезды духовенства Новгородской епархии в 1908 и 1917 годах, на съезд духовенства и мирян в Москве в 1917 году. В 1923 году, уже состоя в юрисдикции Череповецкой обновленческой епархии, был избран благочинным; в 1932 году награжден митрой.
Пятого июля 1935 года он докладывал обновленческому архи¬епископу Череповецкому: «Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Виктору, архиепископу Череповецкому. Вследствие предписания Вашего от 19.VI. сего года за №46 почтеннейше честь имею сообщить: состав причта Яргомжского прихода: протоиерей Виктор Александрович Сапожков, и. о. псаломщика священник Константин Алексеевич Прозоровский. Свои прямые служебные обязанности исполняем неопустительно, выдающихся же фактов при выполнении у них каких-либо обстоятельств, требующихся у церковного служителя, не имеем. О точном количестве членов Яргомжской церковной общины сказать затрудняюсь, ибо зрелые и пожилые от церкви не отрекаются, молодое же поколение высказывает себя безразличным. Посещение храма первыми весьма скудное и к его поддержанию невнимательное... Есть приходский церковный совет, но как не существующий, никакой деятельности не проявляет. Председатель церковного совета так за последнее время запуган, что готов всё оставить. Отношение к мероприятиям церковной власти совершенно безразличное... Отношение прихожан-верующих к своим церковным служителям сочувственное, но бездеятельное: ходи, собирай - подадут, не пойдёшь - сиди голодом. Простите мне, Владыка, что призапоздал с сими скудными сведениями. Протоиерей Яргомжа Виктор Сапожков. 5.VI1.1935 года».
Многочисленные труды и заботы нёс диакон Яргомжской церкви Прозоровский Константин Алексеевич. После окончания Кирилловского духовного училища он был определён псаломщиком к Яргомжской церкви 7 сентября 1899 года и сразу же рукоположен во диакона.

И Виктор Сапожков, и Константин Прозоровский были ключевыми фигурами для Яргомжа начала XX века. Именно к ним, в Яргомж, приезжал из Санкт-Петербурга настоятель Казанского кафедрального собора протоиерей Философ Николаевич Орнатский, чтобы насытиться красотой, поразмышлять о вечном, возвыситься душой.
Отец Философ привозил с собой книги, которым всегда был рад Виктор Александрович, в течение семнадцати лет состоявший законоучителем в Яргомжском двухклассном училище. Книги отца Философа, его рассуждения о духовном развитии личности оказывали помощь отцу Виктору в деле православного просвещения жителей Яргомжа.

Наступление на святыню.
После Октябрьской революции 1917 года последовал декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этим декретом провозглашалась свобода совести, свобода отправления религиозных культов, а также свобода антирелигиозной пропаганды.
В 1922 году внутри единой Русской Православной Церкви произошло инициированное властями размежевание на два направления. Одно составили приверженцы патриарха Тихона, сторонники сохранения православных традиций, а другое - сторонники «обновления» Церкви, приспособления её к изменившимся политическим и социальным реалиям. Духовенство Яргомжской церкви перешло в стан раскольников в 1923 году, сразу же после образования Череповецкой обновленческой епархии. Для привлечения священнослужителей обновленческие епископы щедро раздавали церковные награды. Справедливости ради отметим, что были среди обновленцев и истинные сторонники церковных реформ, которые не понимали политической подоплеки церковного раскола. Возможно, что к таким священникам относился и Виктор Сапожков. Тем не менее размежевание Церкви привело к кризису русского православия. Немалую роль здесь сыграла и работа В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма», в которой особо подчёркивалось, что в трудный период создания нового строя не должна ослабевать борьба против религии.
Эта борьба началась с лишения священнослужителей, их жён и детей избирательных прав (детей Сапожкова В. А. восстановили в правах только в 1933 году), продолжилась активной агитационной кампанией за закрытие церквей, репрессиями в 1930-х годах, уже невзирая на принадлежность к традиционной или обновленческой Церкви..
Череповецкий РИК предложил колхозникам и единоличникам создавать религиозные общества и брать в аренду церкви, в противном случае ставился вопрос о ликвидации молитвенных «объектов». 19 октября 1933 года граждане Яргомжского приходского религиозного общества написали заявление с просьбой образовать общину в количестве 50 человек для «совместного удовлетворения религиозных потребностей»! Затем последовало подписание договора, по которому приходское общество в лице председателя церковного совета Сакова П. П. принимало в бесплатное пользование культовое имущество и каменные молитвенные здания, окружённые каменной оградой, обязывалось производить ремонт церкви, а также нести расходы по страхованию, оплате налогов, сборов, охране. 30 октября 1933 года Череповецкий РИК в очередной раз регистрирует Яргомжскую религиозную общину.
В этом же году выходит постановление Ленинградского облисполкома о запрещении колокольного звона? Вопрос о снятии колоколов ещё не был поставлен, но уже собираются сведения о колокольнях, которые на основании постановления СН К от 14 мая 1932 года подлежат сохранению, как имеющие набор старинных колоколов. Всего в списке по Череповецкому району числится 20 колоколен, Яргомжская в том числе.
Содержать религиозной общине две церкви было не под силу. Летней перестали пользоваться, и договор на её аренду в 1934 году не был заключен. В колхозах Яргомжского сельского совета прошли собрания с предложением передать летнее здание церкви в культурную секцию для использования под сельский клуб. 31 декабря 1933 года Череповецкий РИК постановил: «На основании закона о культах ходатайство граждан о закрытии летней Яргомжской церкви и устройстве в ней клуба поддержать перед облисполкомом».
Через год, 25 декабря 1935 года, комиссия Череповецкого РИКа произвела осмотр каменных церквей на предмет их дальнейшей эксплуатации и составила ориентировочную смету на ремонт общей стоимостью 3256 рублей. Собрать такие деньги, отремонтировать здания и ограду было делом нереальным. Религиозная община оказалась в сильной растерянности. Ленинградский облисполком сразу же предупреждает, «что если верующие в 7-дневный срок не заявят в РИК о согласии заключить договор на пользование помещением церкви и не изберут двадцатку, уполномоченную в написании договора - означенное помещение подлежит изъятию» После такого предупреждения решилась судьба и Яргомжской зимней церкви.
26 августа 1937 года Череповецкий РИК получает из Ленинграда постановление: «Снимаются с учёта следующие церкви: 1. Череповец - церковь Благовещенская. 2. Яргомжский с/с - церковь Благовещения» С этого момента архитектурный ансамбль, расположенный на Яргомжской горе, больше не охраняется Главнаукой. Институт материальной культуры отправляет в Яргомж комиссию для фотографирования церковных зданий и внутреннего убранства церкви.
1937 год оказался роковым для Яргомжа. В сентябре Сапожкова В. А. и Прозоровского К. А. обвинили в антисоветской агитации и арестовали. Следственное дело, находящееся в архивах НКВД, выглядит совершенно абсурдным, наполнено полнейшей бессмыслицей и текстовыми штампами.
В ноябре 1937 г. и священника, и дьякона расстреляли как людей, опасных для большевиков, «врагов народа». Реабилитировали их только через 29 лет, в 1966 году.
К 1939 году полностью распадается религиозная община, и 31 мая 1939 года навсегда закрывается Яргомжская церковь.
22 июля 1939 года в Яргомж приезжают представители райфо Мелюхов и краеведческого музея Бухарина для составления акта о передаче музею церковных предметов. В этот день была поставлена точка во многовековой истории сначала Яргомжской церкви во имя Святого Димитрия Солунского, а затем красивейшего комплекса церковных построек.
От прежнего духовного великолепия осталась Яргомжская гора, но и её не пощадили. Когда строили автомобильную дорогу Череповец- Вологда, лучшего места для карьерных разработок найти не могли. Гора отдала людям с южной и западной сторон запасы песка и гравия, а сама осела, сделалась намного ниже, и нет уже той высоты, того полёта, что был прежде.


Примечания ( в сокращении):

1. Автор Светлана Николаевна Воронова известный  краевед,учитель технологи средней школы в деревне Ботово Череповецкого района ( школа существует с 1862 г.), создатель школьного музея ( Приз III  степени в конкурсе презентаций, 2011г.), победитель областного конкурса учебных программ  в номинации "Технологи (2014г.)," в  её ученица Анна Смелова успешно выступила на XV областных  Дмитриевских чтениях с докладом "Традиции приходской жизни жителей Яргомжа в XVI в.-30-е годы XX века"
2. Сведения о Яргомжской волости как о вотчине Белозерского князя Андрее Димитриевича (сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского) относятся к XVI веку. Сейчас- это деревни Фенёво,Ботово,Борисово, Енюково,Селиваново, Колкачь,Мархинино,Раменье, Авдеевская, Марьинская Череповецкого района Вологодской области. А ранее здесь,кроме перечисленных, находились ещё деревни Тарасово, Манковская,Измайлово, Горка, Бараново,Ново-Сумароково, Ивкино (Поповская) и село Великий Двор. (1)

3. Название «Яргомж» - сложное двухосновное слово, состоящее из древнерусских слов «яро» и «гомж». Такие названия соотносились с именем славянского бога солнца и плодородия Ярилы. Согласно определению лингвиста И. Срезневского это слово можно интерпретировать как «гневный, строгий, смелый, сильный, порывистый человек». В. Даль предлагает иной перевод. Его схема значения слова «яро»: «ярый, огненный, пылкий, горячий, неудержный, рьяный». «Яро» - от «яр, крутизна, обрыв», а «гомж» - от «гомоза, непоседа, юла, суетливый человек».
4. Яргомжская гора - холм, имеющий высоту на востоке 14метров, на западе 22 метра.

5. Деревянная доска, в которую «клепали», то есть звонили посредством ударов деревянным молотком.
6. Руга - в Русском государстве IX-XVI веков государственное жалованье духовенству.
7. Церковнослужитель низшего чина. Выполнял обязанности звонаря, свечника, лампадника, прислужника при богослужении.
6. Женщина, которая занималась выпечкой просвир (просфор), богослужебного пресного хлеба.
7. Низшая церковно-административная единица: церковь с причтом и содержавшая их община (прихожане).


Источники:

1.С.Н.Воронова  Яргомж. История. Святыни. Люди.   Череповец. Самиздат. 2006 год.