Монгольские ступени

Игорь Табакаев
 ***
- Пиши, Андрей, восточные слова –
Мне знаками история сказала,
И гулко подтвердили голоса
В шатре Новосибирского вокзала.

Иди на свет, несчастным помогай,
Борись за жизнь до самой смертной сени.
И посетив Алтайский курултай,
Я прохожу монгольские ступени.

- Алтая на Саяны не меняй,
- А что же делать, если жизнь такая?
Столбисты мне сказали: «Ты сарай».
А я подумал, – тоже из сарая.


Причиной написания этой  части нашего исследования  геофизических свойств окрестностей Красноярска стало повествование красноярского протоиерея Валерия Солдатова "Сибирский дом". Далее выдержки из его повести я даю в скобках. (Какие именно характерологические признаки дают нам представление о доме и о родине хорошо написал Л. Н. Гумилёв: «Родиной этноса является сочетание ландшафтов, где он впервые сложился в новую систему. С этой точки зрения берёзовые рощи, ополья, тихие реки Волго-Окского междуречья, принесенная из Византии архитектура храмов, сказки о волшебных волках и лисицах были элементами складывающегося великорусского этноса».) Эту благостную картину нашего этноса всегда нарушали викинги на гребных судах и азиаты на кониках.  Пока наш этнос не обзавёлся своими викингами, азиатами, гребными судами и тяжёлой кавалерией, он не состоялся, как государство.
(Отец Павел пишет: «Таков ряд одежд. Одежда как покров, как защитная оболочка, как форма сферы, наполненной деятельностью, имеет связь с жилищем, одежда - подвижное жильё, жилище - недвижная одежда». Можно смело внести в эту категорию и армию с её флотом, тачанками, крепостями, дотами на колёсах и вообще весь транспорт, это наше подвижное жилище – Русский дом. Два солдата, которые на носилках несут третьего, для раненого такой же дом, как санитарная палатка, куда его принесут. При этом архитектура, как стиль гражданского строительства или искусства возведения подвижных и неподвижных крепостей  сродни оркестру на исторической сцене.  Если этот оркестр сыграет с новым текстом  «Боже царя храни», то получится «Союз нерушимый республик свободных» с отцом народов во главе.  (Приведу слова А. М. Буровского, который говорит о феномене Санкт-Петербурга: «История показала большевики справедливо чувствовали опасность, исходящую от города, но им и в голову не приходило, что опасность исходит не от живущих в нём людей, а от самих стен.  И если изгнать из города всех прежних жителей, Петербург сам рассортирует новые "классово правильные" элементы по классам. Как тщательно не отбирай работников нового государства, но стоит пустоте разбежавшегося города заполнится, и воспроизводится давно известное».)
Известный штамп: Петербург это северная Венеция. Пусть это так,  но почему? Почему Пётр создал армию по шведскому образцу, а город строили итальянские архитекторы? И, наконец, почему там появился город, а не рядовая крепость по военной необходимости  таковой.
Если рассматривать направления архитектуры и культуры физически, то мы придём к двум главным путям. Первый путь кристаллизации - жёсткой правильной, шаблонной структуры, спаянной со всей природой. Второй путь формы аморфной, заполняющей пространство без жёстких стандартных правил. История показала, что второй путь эффективнее, вся современная индустриальная архитектура на пути аморфном. На пути трансформации незыблемых, казалось бы, черт окружающего мира.
Тогда, во времена Петра нужно было не только крепость создать, нужно было создать новый этнос. И вот итальянские архитекторы продолжая дело царя создают Павловский ландшафтный дворец, место обитания царствующих полубогов среди красот природы. Суньтесь даже теперь в Павловск со своими церетельевскими планами, вам царствующие покажут большой кулак – не лезь в калашный ряд. Другое дело рабочие бараки - кибитки, их не итальянцы строили, их строят не итальянцы, они растут, как грибы, и уже вся архитектура эти грибы. Но этнос всё же создаётся формами кристаллическими, а не аморфными и потому этносом называется.
В этом плане христианство на данном этапе проигрывает мусульманам, будучи структурой менее аморфной чем ислам. Вроде бы большие храмы нагородил мос. гос. патриархат, а имамы уже родили мечети за сто тысяч зрителей. Ислам религия кочевая, толпа работоспособного населения слышит голос духовно-материального пастыря с высоты минарета. И пастырь их зовёт дуться дальше, раздуваясь до миллиона в одном месте. Чем больше караван - тем просторнее сарай.
Теперь применительно к нашему городу Красноярску. Мы дуемся как дулись, наша одежда всё просторнее, всё непонятнее наш этнос и наша правда. И хотелось бы некоторые первокристаллы сохранить. А, именно, деревянные из круглого леса дома и утварь из дерева, кости, камня, кожи, керамики, самородных металлов.  Кирпич, как новый кристалл из стёртых временем, а не человеком пород. Реликтовые формы домов и наличники окон-бойниц. При этом ретрострое сохраняются как кристаллы окрестные горы. Сохраняется, полученная из льда кристально чистая вода, и этнос, изначально зародившийся на ступенях (формах) из этих кристаллов.