Неизвестные истории. В дымке матовой

Игнат Костян
Группа маунтинмэнов (горцев) под предводительством Джедедайя Смита возвращалась из Калифорнии и держала курс к Медвежьему озеру, где должна была встретиться со своими товарищами. Пробираясь сквозь пустынные горные кряжи путники едва волокли ноги. Люди стонали, бубнели себе под нос, проклиная тот день, когда они подписались работать на меховую компанию. Они страшно проголодались, и перспектива провести очередную ночь во враждебных горах их вовсе не привлекала. Но они, несмотря на сетования, привыкли к этой суровой скитальческой жизни, полной лишений и всевозможных случайностей. Во всех непредвиденных ситуациях они всегда рассчитывали только на себя, но никак не на постороннюю помощь.
Вечерело, с гор постепенно стал опускаться туман, окутывавший тропу, по которой навстречу заходящему солнцу шли горцы. Каждый из путников, как только вступал в это смешение солнечных лучей и прохладного тумана, мгновенно превращался в некий призрачный силуэт, едва различимый на расстоянии.
 Джедедайя Смит понимал, что как только зайдет солнце движение по тропе необходимо будет прекратить, ибо из-за сильного тумана продолжать идти дальше небезопасно. Горцы ожидали команды своего капитана остановиться и приступить к организации ночлега. Однако чутье подсказывало  бывалому Смиту, что нужно пройти еще немного.
Минув скальный проход, горцы вышли на небольшое горное плато, где в матовой дымке заметили затерянное индейское селение, состоявшее из десятка покрытых травой куполообразных вигвамов (викиюпов).
Шедший впереди Смит поднял руку, подавая, таким образом, сигнал к остановке остальным своим товарищам.
«Эти индейцы называют себя касайюта  и бродят в горной пустыне в поисках пищи. Для того чтобы найти хлеб насущный они вынуждены постоянно перемещаться с места на место, ибо эта суровая местность весьма скудна источниками пропитания. Проживают они маленькими деревнями по нескольку семей в каждой. Касайюты живут за счет охоты, рыбалки, а также сбора всяких растений, насекомых и личинок, которых поедают с завидным аппетитом. Их любимое лакомство рогоз и жареные кузнечики. Важной частью их скудного рациона является также орех пинон. Они настолько примитивны, что практически не имеют мало-мальски достойной одежды, точнее их платье состоит из волокон растений и грубо выделанной кожи. Их жилища полукруглые, сооружаются из толстых ветвей, сплетенных между собой в каркас, и покрываются пучками травы, которую они связывают в снопы. Из стеблей растений они плетут замечательные сосуды для воды и других нужд. У них имеется много каменных зернотерок и прочих орудий, для шлифовки. Касайюты пользуются кремневыми ножами и стрелами с кремневыми и каменными наконечниками, ибо ни железа, ни бронзы они не знают. Их религиозные ритуалы те же, что и у многих других племен, которые мне доводилось встречать на Западе.  Для духовного очищения касайюты используют парильню и всеми ритуалами у них руководят духовные старцы. Их язык похож на язык шошонов, отчего мне и моим людям с ними легко общаться. Они весьма гостеприимны и  дружелюбны к нам, наверное, от того, что мы первые из белых людей, кто повстречался им в этих горах. Мне показалось, что они намеренно ведут отчужденную жизнь, ибо бояться своих врагов, которые, как они утверждают, постоянно нападают на них….», –  так в 1826 году описал в своем походном дневники первую встречу с индейцами племени гошутов легендарный Джедедайя Смит. Это было первое письменное свидетельство об этом маленьком индейском народе, обитавшем в районе Большого Бассейна.
Традиционно племя гошутов (Goshute (Gosuite) населяло пустынные области к юго-западу от Большого Соленого Озера на границе современных Штатов Невада и Юта. Ученые предполагают, что их язык является диалектом языка шошонов, (о чем свидетельствовал Д.Смит – И.К.).  Сами гошуты около тысячи лет назад вместе с другими шошоноязычными группами переселились к Большому Соленому Озеру из Калифорнии, в точности из района Долины Смерти. Название племя получило от белых людей,  которые связывали этих индейцев с именем их лидера по имени  Гошип (Goship). Также, это название возможно произошло от гошутских слов  кutsipiuti, (gutsipupiutsi) кusiutta, что означает «люди пустыни».
Образ жизни гошутов, впервые засвидетельствованный Джедедайя Смитом, являлся естественным отпечатком среды  обитания этих индейцев. Пустынная горная местность в Восточной Неваде и южной оконечности Большого Соленого Озера, на которой проживали гошуты, является самой засушливой областью на континенте, а также одним из самых разнообразных регионов в плане климата, топографии, флоры и фауны. Одним словом это было одно из самых ужасных мест на территории Большого Бассейна, где довелось проживать индейцам этого племени.
На протяжении всей своей истории племя вело трудную жизнь в условиях пустыни, где природные ресурсы были весьма ограниченными, поэтому свои потребности племя удовлетворяло весьма скромно и относилось к ним бережно, соблюдая баланс между своими запросами и возможностями засушливой родины.
Охотники и собиратели гошуты использовали для выживания все средства. Они знали применение более чем восьмидесяти видам растений, семена многих из которых научились культивировать.
До систематических контактов с белыми людьми гошуты собирали кедровые орехи, ягоды, различные корнеплоды, дикорастущий рис, злаки  и прочее. Охотились на горного барана, антилопу, оленя, кролика, зайца, ящерицу и змею.
Основным продуктом питания гошутов был дикорастущий рис (sandgrass), а также злак наподобие проса (sandrice и silkygrass). Эти растения  индейцы собирали в районах, где преобладала крупнозернистая, песчаная почва.
Слабая экономическая база этого племени не позволяла ему вести интенсивную меновую торговлю с соседними племенами шошнов, ютов и паютов, банноков и навахо, которые время от времени нападали на гошутов, и, пользуясь их слабостью, порабощали. Эти причины в итоге вынуждали гошутов скрываться в горной пустыне и жить в изоляции. Но с другой стороны этот естественный барьер вплоть до середины ХIХ века, препятствовал проникновению в среду гошутов веяний цивилизации белого общества колонизировавшего Запад, и позволял им еще долгое время сохранять  свою самобытность.
Социальную организацию гошутов представляла большесемейная община, управляемая старейшиной, как правило, умудренным  жизнью семейным лидером, политическая власть которого была весьма ограниченной и распространялась в полной мере только на свою семейную группу, входившую в эту большесемейную общину. Одна большесемейная община образовывала селение, в котором профилировалось строгое разделение труда – мужчины, охотились на крупную дичь, а женщины и дети занимались собирательством. Вместе племя собиралось исключительно только для проведения сезонных охот и годовых религиозных церемоний.  В целом большесемейная община гошутов была способна удовлетворять свои насущные потребности без посторонней помощи.
Как свидетельствовал Смит, жилища гошутов представляли каркасные куполообразные сооружения, покрытые камышом или травой с дымовым отверстием сверху. На вид это были хлипкие, но довольно-таки прочные  ветрозащитные конструкции из ветвей ивы, полыни и других растений. Пол в хижине гошуты располагали на 2-3 стопы ниже основания каркаса и для утепления выкладывали корой деревьев.
Одежда гошутов до контактов с белыми не отличалась изысками.
В летнее время они носили только грубые набедренники, сотканные из волокон полыни, коры или туле (разновидность камыша), прикрывавшие наготу ниже пояса, и мокасины на ногах. Женщины изготавливали набедренники, как правило, из свежих волокон, не высушенных растений, для того, чтобы было легче их сплести. Потом, когда изделие подсыхало, то женщины для придания формы и эластичности оббивали его и, таким образом, набедренник был готов к носке.
В холодное время гошуты носили плащи, сшитые из меха кролика, а также пончо из дубленых оленьих шкур, украшенные бахромой, бусинами,  или ракушками. На ноги одевали свитые из коры леггины. С развитием контактов с белыми людьми в моду гошутов как и всех североамериканских индейцев вошли одеяла, блузы, штаны, поставляемые трейдерами.
Орудия труда и оружие гошутов также было примитивным. Для добычи корнеплодов эти индейцы применяли палки-копалки. Для охоты – копья, луки и стрелы с каменными и кремневыми наконечниками, а для разделки туш животных использовали кремневые ножи.
Одной из специфических для гошутов религиозных церемоний являлась церемония Танца Кедра, в ходе которой индейцы молились о сошествии на землю дождя и об урожае соответственно. Позднее  гошуты от паютов переняли Пляску Солнца – самую важную религиозную церемонию североамериканских индейцев, в особенности индейцев Великих равнин. Культурным героем (трикстером) гошутов, который учил их добывать огонь, охотиться, разбираться в растениях, исполнять традиции и проводить ритуалы являлся койот, или скорее койотообразное сверхъестественное существо, которое принимало облик койота, и игнорировало обычные правила поведения, а также суждения о предметах и веществах. Совершенно возмутительное нетрадиционное поведение трикстера – ложь, обман, дезориентация и вообще отсутствие нравственности, воплотились во многих сказках, мифах и историях гошутов.
На протяжении последних двух десятилетий после  встречи гошутов с горцами Джедедайя Смита (1826 год), их контакты с белыми людьми были незначительными и спорадическими, никак не влиявшими на племя. Были ли Джедедайя Смит и его люди первыми белыми людьми, с которыми встретились проживавшие в «затерянном мире» гошуты, вопрос открытый. Иных письменных данных (кроме дневников Смита) указывающим на контакты гошутов с европейцами до 1826 года историкам обнаружить не удалось. Однако существуют косвенные данные (предания) о контактах гошутов с испанцами 1580 году, что по многим причинам как мне кажется является маловероятным. Также имеются сведения об установлении  якобы испанцами торговых отношений с гошутами в 1598 году. К сожалению, дать ссылки на какие-либо источники, указывающие на последний факт, я не могу, по причине того, что в доступной для меня литературе сообщается лишь о дате «1598 год» без какой-либо конкретики.
 По преданию гошутов около 1781 года они перенесли эпидемию оспы, которая выкосила добрую половину племени. Данный факт невольно заставляет предполагать, что контакты с белыми у гошутов до встречи со Смитом все же были, хотя источником заболевания могли быть не обязательно белые бродяги.
По словам историка Дж.Симпсона гошуты настолько боялись своих врагов, что не позволяли себе даже на короткое время  покидать свои горные убежища. Действительно в период с 1830-х по начало 1850-х годов гошуты систематически подвергались нападениям со стороны ютов и навахо, которые похищали детей гошутов и продавали их мексиканским торговцам рабами.
Систематические контакты гошутов с белыми людьми начались лишь с 1847 года, то есть с того времени, когда к Большому Соленому Озеру стали прибывать гонимые с востока мормоны. Отношения гошутов с мормонами не заладились сразу. Активность последних в регионе была настолько высокой, что ни гошуты, ни юты не смогли противостоять их натиску. Мормоны постепенно стали вытеснять индейцев с исконно занимаемых территорий и эксплуатировать их природные ресурсы, от которых в прямом смысле зависла выживаемость племен региона.
 В условиях скудности природных ресурсов, нашествия мормонов и постоянных домогательств враждебных соседей, гошуты встали на тропу войны. Ловкие, быстрые и практически неуязвимые воины гошутов сделались костью в горле мормонов. Гошуты скрытно нападали на мормонские поселения и фермы и наносили существенный вред их хозяйству. Индейцы резали скот и лошадей, организовывали засады на горных тропах, громили караваны и убивали своих обидчиков.
В свою очередь мормоны также отвечали рейдами, нападая на селения гошутов.
Положение усугубилось к 1849 году, когда через земли гошутов в Калифорнию поползли караваны золотоискателей, и по просьбе мормонов военные, на исконно занимаемой территории, стали строить форты для защиты переселенцев от нападений индейцев. В этот период гошуты перенесли эпидемию холеры, что поспособствовало сокращению численности племени, и как следствие, возрастанию агрессии гошутов, проявившейся в  частоте набегов на поселения мормонов.
Скотоводы и земледельцы, словно саранча наводняли пустыню, превращая ее в оазисы. По сути, белые занимали лучшие земли гошутов, а это были те земли, где имелись скудные источники и травянистые луга, на которых гошуты собирали злаки. Выживания племени повисло на волоске, традиционный уклад разрушался на глазах у гошутов.
Для того чтобы остановить бедствие, гошуты преступили к  уничтожению скота и лошадей переселенцев. Животные поедали растения, традиционно входящими в рацион гошутов. От этих растений зависели, не только гошуты, но и дикие животные, на которых испокон веков они охотились. В отличие от других племен, гошуты никогда не интересовались лошадьми, поскольку считали лошадь «недругом» человека, который поедает их корм.
В 1853–1854 годах гошуты присоединились к ютам в их войне против мормонов, вошедшей в историю под названием «Восстание Уакара» (по имени вождя ютов) или «Война Уокера» (по имени первопроходца траппера Джона Уокера, люди которого устроили резню 11 человек гошутов занимавшихся сбором диких корней).
Вооруженные столкновения переселенцев и гошутов стали систематическими с 1855 года. Гошуты не сложили оружие даже после того как это сделали юты после смерти Уакара,  умершего от пневмонии.
Партизанская война, которую вели гошуты, приобрела жестокие формы. Вслед за массовым уничтожением скота, последовали убийства переселенцев. Гошуты целенаправленно отлавливали фермеров и расправлялись с ними. Индейцы вырезали сердца своих жертв и демонстративно прикалывали их ножами к дверным косякам  на домах своих очередных потенциальных жертв, показывая тем самым, что если белые не уберутся с их земли, то лишаться своих сердец. Кроме этого, гошуты живьем сжигали  белых людей, попавшихся к ним в лапы.
Мормоны собственными силами не смогли остановить гошутов и за помощью обратились к федеральным властям. В этой связи, федеральные власти в 1859 году предприняли ряд попыток по выселению гошутов с исконно занимаемых земель. Индейцам под резервацию отводились территория в местечке под названием Гора Глубокого Ручья, но в связи  обострением социально-политических противоречий в стране решение данного вопроса на некоторое время  пришлось отложить.
С открытием в апреле 1860 года почтового этапа Пони-Экспресс (конная почтовая служба США – И.К.), началась война этого племени против американского правительства, выразившаяся в нападении индейцев, на всадников-курьеров, доставлявших почту от побережья Атлантического океана до Тихого по маршруту, проходившему через земли гошутов. В этот период правительство в очередной раз предложило гошутам денежную компенсацию в обмен на уступки своей территории, и в очередной раз гошуты не приняли предложения властей.
Тогда против гошутов поднялось не только гражданское ополчение, но и армия США.  Отряды мормонских ополченцев и части регулярной армии США провели ряд зачисток в горных селениях гошутов, однако, индейцы не сдавались и продолжали осуществлять партизанские вылазки, нападая на почтовые станции Пони-Экспресс, удаленные фермы и ранчо, убивая их обитателей от мала до велика.
 С началом и в ходе Гражданской войны гошуты продолжали вести активные боевые действия против регулярных частей армии, громя  армейские обозы, следовавшие в форт Даглас, основанный в 1862 году на территории Юты недалеко от современного города Солт-Лейк-Сити.
К 1863 году силы гошутов истощились. Крайняя нужда, голод и сокращение численности племени вдвое, вынудили вождей гошутов пойти на мирные переговоры с американскими властями.
 13 октября вожди гошутов Джим Тинтсапа и Адэйсэй подписали мирный договор с американцами в лице бригадного генерала Патрика Конэра, согласно которому гошуты соглашались прекратить враждебные действия против белых поселенцев, отказывались от своей племенной территории, и обязались переселиться в резервацию. Взамен правительство США определило выплатить гошутам 1 млн. долларов за утерянные земли в течение последующих двадцати лет.
В 1864 году Конгресс ратифицировал этот договор, и правительство стало подыскивать гошутам место для резервации. Власти полагали, что целесообразно было бы собрать все группы гошутов с территорий Невады Юты и Айдахо и переселить их на Индейскую территорию (Оклахома). Однако это план не увенчался успехом, поскольку к концу Гражданской войны гошуты вновь вступили на тропу войны, присоединившись к  отрядам ютов под предводительством вождя Черного Ястреба.
 Антонга (Черный Ястреб) был одним из непримиримых военных лидеров ютов, который в 1865 году поднял восстание против мормонов в Южной Юте. Это восстание вошло в историю под названием «Войны Черного Ястреба в Юте» (1865 – 1972 годы). В войне Черного Ястреба принимали участие не только юты и гошуты, но также некоторые группы шошонов, паютов, апачей, навахо.
 Причиной этой войны были мормоны, которые никак не хотели научиться отличать мирных индейцев от враждебных, и при встрече с ними убивали всех без разбора, включая женщин и детей.
За период войны произошло около 150 вооруженных столкновений объединенных сил индейцев с мормонами.
 В 1869 году гошуты  сложили оружие, и вышли из повстанческих рядов Черного Ястреба, поскольку в их среде воинов почти не осталось. Те из них, кто уцелели, в основном представляли старики, женщины и дети.
К этому времени гошуты  окончательно расстались с традиционным образом жизни, и перешли на путь ведения фермерского хозяйства.
Правительство выделило гошутам две резервации – одну в Долине Черепа на территории родного штата Юта, и другую – на границе Невады и Юты у Горы Глубокого Ручья (часть исконно занимаемых ими земель), где их потомки проживают, и посей день.
С началом резервационного периода беды гошутов не закончились, поскольку индейцы не могли адоптироваться к новым условиям существования. Опекаемые всевозможными федеральными агентами,  различного рода служащими и миссионерами, которые наводнили их резервации, гошуты время от времени вступали с ними в конфликты, которые носили мирный характер. Индейцы в основном проявляли недовольство тем, что агенты запрещали им заниматься традиционной заготовкой трав и злаков, и принуждали вести сельскохозяйственные работы, стараясь, таким образом, цивилизовать гошутов. Но возделывание неплодородных пустынных земель не позволяло гошутам в полной мере стать самодостаточным племенем. Безработица и нищета  стали постоянной проблемой в резервациях гошутов.
В ходе поездки по штату Юта в конце 1870-х годов, писатель Марк Твен посещал резервацию  гошутов в Долине Черепа и делился в этой связи своими наблюдениями: «Гошуты умные люди, которые создали необычную культуру в условиях пустыни и адаптировались для жизни в ней. В конце концов, сколько человек может прожить в пустыне? Несколько дней? Вот то-то и оно. Белые люди не могут понять, как этим индейцам удавалось столетиями жить в суровой пустыне, причем в полной изоляции, и вместо того, чтобы восхищаться ими, белые смотрят на них предвзято…
Они (гошуты – И.К.) населяли самый, на мой взгляд, безрадостный мир. Им было достаточно бросить тряпку на куст, чтобы получилось жилье. Думаю, что никто другой не мог бы повторить подобное. Жаль, весьма жаль их… Больно смотреть на них сейчас, как на неудачные экспонаты исчезнувшей в матовой дымке уникальной культуры».
Во второй половине ХХ века отсутствие перспектив в экономическом развитии резерваций гошутов вынудили племенное правительство изыскать новые возможности для пополнения финансового состояния племени. Гошуты согласились предоставить в аренду атомным компаниям под хранение ядерных отходов территорию резервации в Долине Черепа. Этот неоднозначный проект сегодня не находит поддержки ни у федерального правительства, ни у большей части самих индейцев, некогда позарившихся на большие деньги, но продолжает реализовываться, поскольку в казну племени поступают стабильные доходы. Ни доводы политиков, ни гражданских активистов по этому поводу, старающихся убедить индейцев прекратить сотрудничество с атомными компаниями, не могут повлиять на выбор гошутов, вольных принимать любые деловые предложения.

Литература

Allen, James B., Warner, Ted J.  The Gosiute Indians in Pioneer Utah. – Utah Historical Quarterly № 39, 1971.
Defa, Dennis R. Goshute Indians. – Utah History Encyclopedia, 1994 Malouf, Carling I.  The Gosiute Indian: Archaeology and Ethnology Papers, Museum of Anthropology – University of Utah Press № 3, 1950.
Pritzker, Barry M. A Native American Encyclopedia: History, Culture, and Peoples. – Oxford University Press, 2000.