Воспоминания о Дульсинее

Екатерина Волосина
При огромном потоке разнообразных фильмов, льющихся с экрана телевизора, нет-нет да и мелькнет старый добрый советский фильм.  На телеканале «Культура»  сегодня 14 января с утра порадовали фильмом 1980 года «Дульсинея Тобосская» с Натальей Гундаревой в главной роли.  От имен актеров, принимавших участие, просто дух захватывает: Борис Плотников, Александр Назаров, Валентина Талызина,  Армен  Джигарханян, Татьяна Пельтцер, Борислав Брондуков, Екатерина Дурова, Пётр Олев, Сергей Насибов.   Сейчас все они состоявшиеся актеры, личности, имена известные миру.
Фильм поставлен по одноименной повести А.М. Володина, а музыку написал гениальный композитор Геннадий Гладков. Только маленький нюанс: музыка написана к спектаклю. 
Вот этот спектакль и не дает мне покоя уже более 37 лет… И как бы ни хотелось восхищаться фильмом Светланы Дружининой  и игрой прекрасных актеров, но музыка упорно уводит в Ленинград, в семидесятые, в «Театр Ленсовета». Спектакль был поставлен именно там 24 сентября 1973 Игорем Владимировым, и роль Альдонсы играла Алиса Фрейндлих. Санчо Панса - Анатолий Равикович, Луис - Михаил Боярский.
Мне посчастливилось увидеть постановку в 1979 году.
В то время по центральному телевидению часто показывали спектакли московских театров, и   огромному числу зрителей всего Советского Союза были известны актеры именно этих театров. Чуткая ленинградская публика ценила и боготворила своих знаменитых актеров, остальные поклонники театра знали их в основном благодаря фильмам, в которых они участвовали.  Но имена актеров «Ленсовета» уже гремели на всю страну, их знали и любили, как любили многих других актеров города на Неве.
Сказать, что мне понравился спектакль – не сказать ничего. Ни до, ни после я не испытывала такого мощного эмоционального воздействия, как во время спектакля. Это равносильно взрыву! Тандем Фрейндлих - Боярский существовал как нечто запредельное.  Накал на сцене был такой, что казалось, сейчас полыхнет пожаром. Если бы рухнули стены или полился дождь, то зрители восприняли бы как должное. Каждая музыкальная партия исполнялась с такой отдачей, что забыть потом было не возможно, они оставались на слуху. Актеры пели сами, своими уникальными, узнаваемыми  голосами, и поразительно, что такие непростые партии исполнялись ими блестяще.  Когда закончился спектакль, зрители заполнили проходы в зале, теснились, стремясь пройти к сцене, чтобы вручить цветы, и долго не умолкали овации.  Напоминаю, что спектакль к тому времени уже шёл 6 лет! Это не была премьера, шел очередной спектакль.
"Дульсинея Тобосская" стала для меня эталоном. Именно с  воздействием от этого  спектакля я сравниваю  все остальные постановки, и считаю, что мне очень повезло. Есть с чем сравнить! А фильм, вышедший через год, не воспринялся совсем, лишь вызвал раздражение. И Гундарева – не то, и Луис – не такой… Только по прошествии многих лет стало возможным честно  оценить эту работу.   У фильма долгая жизнь, а спектакль остался в интернетпространстве только в аудиозаписи. Спектакль как цветок, пока идет - вот он живой благоухает, но жизнь его не вечна.
Спешите видеть!
А если не знать ориентиров, то  можно не понять, для чего ставятся спектакли, зачем они нужны, так и  пролетит жизнь в поисках туманных неосознанных мечтаний, бегом за уходящим поездом.

14.01.2016