Сокровища Индийского океана

Анатолий Таврический
                Экспедиция в Индийский океан

      Восходит младая
      С перстами пурпурными Эос.
      Гомер. Одисея.
Осенью 2003 года, сидя в саду у Юрия Арендта, в Коктебеле я предложил своим друзьям Вадику Кудрявцеву и Наташе Арендт поехать на Опук. Ребята согласились. Мы садимся в машину, и тут к нам подходит художник Андрей Камовский. Мы предложили ему поехать с нами на Опук. Поехали, сказал Андрей. Как только мы начали отъезжать от дома, к нам подъехал на джипе Виталий Савенков, приехавший попрощаться с нами по дороге в Москву. Поехали с нами на Опук, сказал Вадик. Поехали, сказал Виталий. Вечером мы приехали на Опук. Осматривая развалины древнего города Кимерик, я рассказал Виталию о красотах Индийского океана и архипелага Чагос. Ночью мы вернулись в Коктебель, и Виталий продолжил свой путь  в Москву. Летом 2004 года он звонит мне и говорит, что нашёл спонсора для экспедиции в Индийский океан. Я начал искать подходящую крейсерскую яхту для дальнего похода.
21 декабря 2004 года яхта "Мария" вышла из Севастополя, и мы взяли курс на пролив Босфор. Так началась моя очередная экспедиция в Индийский океан. Температура воздуха +5°градусов. Ветер фордевинд, идём под всеми парусами. Ночью начался сильный шторм. За сутки прошли 130 миль. На следующий день у нас порвался 1-й стаксель ночью 2-й. Наш механик Юра, полез на мачту, ремонтировать рангоут. С трудом ему удалось снять порванный парус, и поставить новый парус. Суточный переход 140 миль. 23 декабря. Т+7°С. Ночью подошли к Босфору. Слышим радиопереговоры, между транспортами "Святой Пётр" и "Святой Павел". Мы поприветствовали апостолов и вместе вошли в пролив Босфор. Все-таки как прекрасен Стамбул ночью. Проходя мимо Галатской башни, я вспомнил кинорежиссера Ламию Караали, которая водила меня по Константинополю, рассказывая историю древнего города. Ночью вышли в Мраморное море.  Увидев остров Мармара,   вспоминаю, как на этот остров в 1972 году на полном ходу врезался мой транспорт “Иргиз”. Суточный переход 120 миль. 24 декабря. прошли пролив Дарданелы бывший Гелеспонт, рассказываю экипажу о том, как в 5 в. до Н.Э. персидский полководец Ксеркс приказал высечь море, за то, что шторм разрушил построенный им мост. Т.+10°.С. Суточный переход 140 миль. 25 декабря. Т.+11°.С.  Вышли в Средиземное море. Проходим остров Лесбос. Северная часть острова безлесна, видны только лишь каменистые склоны, разделённые невысокими заборами. Когда-то здесь ходила знаменитая поэтесса Сапфо. Суточный переход 133 мили. 26 декабря. Т.+15°.С. Проходим о.Хиос. Суточный переход - 125 миль. 27.12.04 г. Т.+17°. Начался шторм. Ветер 180°. Остров Икария. Суточный переход 123 мили. 28 дек. Т.+22°С.  Шторм. Пролив Карпатос. Проходим мимо острова Родос. Шторм усилился, ветер встречный 180 градусов, идём под двигателем. Скорость 4-5 узлов. Суточный переход - 100 миль. 29 дек. Т+23°С. Шторм. Скорость 3 узла. Суточный переход - 115 миль. 30 дек. Т+25°С. шторм. V-5 узлов. Суточный переход - 122 мили. 31 декабря 2004 г. Т.+25°С. Подошли к Порт-Саиду. К нам вышел лоцманский катер, который провёл нас к причалу яхтенной Марины Порт-Фуанто.
В полночь по Крымскому времени встретили Новый год. Ночью рядом с нами ошвартовалась яхта под Французским флагом. На яхте двое взрослых и семеро детей. Познакомились. Они пришли из Марселя. Учителя проводят урок практической географии. Выпили с Жульеном и Француазой шампанского, спели Марсельезу, поговорили о наших путешествиях. Утром  приехал лоцман, мы снялись со швартов и взяли курс на вход в Суэцкий канал. Навстречу нам идут различные суда, особенно много контейнеровозов. Вечером 2 января 2005 г,   ошвартовались в порту Исмаилия. Утром продолжили движение по каналу. В 16.00 стали на якорь в Солёном озере, пережидаем встречный караван. Внезапно налетел сильнейший шквал. Нас сорвало с якоря. Дрейфуем. Вечером продолжили движение по Суэцкому каналу. Ночью подошли к порту Суэц, и, высадив лоцмана, стали на якорь.
  Утром 3-го января снялись с якоря и взяли курс на выход из Суэцкого залива.  4 января Т=24° С. Суточный переход 123 мили. Ветер бакштаг. Поставили все паруса скорость до 12 узлов. Вечером любуемся красивейшим заходом солнца. По утрам выхожу на палубу и собираю летучих рыб. 8.01. прошли Северный тропик, ночью увидели южный крест. Красота.
12 января Т=30°С. Слева по курсу Эфиопские скалистые берега. В некоторых местах весь берег покрыт тысячами ветровых электростанций. Дивное зрелище. В 12 часов начались проблемы с рулевым устройством. Стали на якорь возле острова. O.S.W. Haycook. (Копна сена). Юра Стороженко с Сашей разобрали руль. Ремонтируют. Я надеваю водолазное снаряжение, беру с собой противоакулью дубинку, и погружаюсь в тёплые воды Красного моря. Красота неописуемая. Плаваю, любуясь тропическими рыбами, ракообразными и звездами. Под водой подплываю к острову. Сбрасываю акваланг, груза, ласты и поднимаюсь на вершину. Остров явно вулканического происхождения. Поднимаю несколько образцов породы и одного куриного бога, затем спускаюсь к берегу, надеваю акваланг и продолжаю исследования подводной ихтиофауны. Через час поднимаюсь на борт яхты. Ребята отремонтировали руль, боцман Саша, наловил много рыбы. Снимаемся с якоря, и следуем в Баб-эль Мандебский пролив. 13 января. Т=32°С. В проливе встречные ветер и течение. Предлагаю капитану, следовать к западному берегу, и используя береговое противотечение выйти из пролива. Подходим к берегу, минуя 13 градус южной широты, затем капитан, почему-то разворачивается, и мы снова следуем к центру пролива. Целый день идём полным ходом, под двигателем, а в итоге нас сносит на пять миль назад. Вечером возвращаемся к западному берегу и наконец то вновь, проходим 13 градус. Ночью минуем  Баб-Эль Мандебский пролив Малым проходом.
    14.01. Т=32°С. Вышли в Аденский залив, следуем в порт. Слева по курсу видны причудливые скальные образования и небольшие поселения.
Утром 15 января, зашли в п. Аден. Стали на якорь. Встретили судового агента, которому заказали продовольствие и топливо. В 12 часов стали к причалу для приёма топлива. К соседнему причалу подходит судно “Юрий Долгорукий”. По рации связались с командой, которая в большинстве своём оказалась из Севастополя. Они идут в Индию, нам по пути. Мы обрисовали им ситуацию, в Аденском заливе  встречные ветер и течение, а также сомалийские пираты, нападающие на яхты. Попросили помочь. Вахтенный штурман и старпом согласились, взять нас на буксир и вывести из залива, только попросили попозже связаться с капитаном, который в это время был занят переговорами с властями. В 20.00 связались с капитаном судна. И каково же было моё удивление, когда наш Севастопольский  капитан отказал нам в помощи. Мы снялись с якоря, и начали выходить из порта.
16.01.Т=+32°С. Курс 70°. Следуем Аденским заливом, прижимаясь поближе, а Йемену, подальше от Сомалийских берегов. Постоянно появляются акульи плавники. Ребята  всё реже купаются в океане .
19.01. Т=+33°С. Траверз острова Сокотра. Повернули на курс 120°.
20.01. Т=+33°С. Индийский океан. Взяли курс на Мальдивские острова.   
21.01. Т=+34°С. К-100°. Начался шторм 5 баллов, ветер крутой бейдевинд, идём под стакселем и двигателем.
27.01.Т=+35°С. К-120° Шторм закончился. Суточные переходы 120-130 миль. Каждый вечер любуемся красивейшими закатами. По утрам собираю на палубе летучих рыб, которые в дальнейшем экспонировались на моей выставке в Ливадийском дворце.
                29.01. Т=+35°С. К-130°. Отличная погода. К нам подошла стая    дельфинов. Андрей Гросс прыгнул за борт, спасая ведро. Стая окружила Андрея, и сопровождала его, пока он плыл на яхту.
31.01.Т=+35°С. К-150°. Ярко светит солнце, мы приближаемся к атоллу Адду, где у нас назначена встреча с  московскими дайверами, участниками нашей экспедиции. Я целый день делаю корону и вырезаю из резины печать Нептуна.
1 февраля. Т=+35°С. Приближаемся к Экватору. В 18 часов 51 минуту, пересекли экватор. Легли в дрейф. На корме накрыли поляну. Я Нептун. Мешаю забортную воду 50Х50 с шотландским виски. Начинаю крещение. Каждый член экипажа выпивает стакан экваториального виски, затем я ставлю на заднице печать Нептуна, даю новое имя и сбрасываю за борт. Праздник прошёл весело. Каждый получил Диплом о том, что он перешёл экватор в точке с координатами. Ш=00° 00 00 Д=73° 21 59 . Через два часа продолжили движение.
2.01. Т=+36 °С. Подошли к атоллу Суваду,  Плавая среди кораллов, ищем остров Ган. Нашли остров Ган, но на нём нет наших друзей. Подошли к небольшому селению. Спустили шлюпку, и пошли к берегу. Расспросив местных жителей, узнали, что есть ещё один остров Ганн на атолле Аду. Снялись с якоря, следуем на выход из лагуны. Идём вдоль многочисленных необитаемых островков покрытых пальмами и мангровыми зарослями.
3.02. Т=+36°С. Подошли к атоллу Адду. Нашли проход между двумя островами и вошли в лагуну. В 13 часов подошли к острову Ган. В бинокль вижу Виталия, который стоит под пальмой и машет белой шляпой. Стали на якорь, недалеко от берега. К нам подошёл катер с местными властями. Более двух часов они производили осмотр нашей яхты, перевернули все от киля до клотика. Наконец то они успокоились и проставили в наших паспортах Мальдивские визы. Оружие изъяли. Граница открыта. Мы спустили шлюпку и сошли на берег, где, наконец, то встретились с нашими московскими друзьями. Вечером, собравшись на яхте, выпили тропического вина и уточнили планы экспедиции.
  4.02. Т=+36°С. Утром загрузили на борт 4 большие связки бананов, 4 мешка кокосов, мешок манго и прочее продовольствие. Заправившись топливом, в 12.00, снова вышли в открытый океан. Ночью созерцаем тропические созвездия. Показываю ребятам тропические созвездия Южный крест, Канопус и Магеланово облако.
5.02. Т=+37°С. Утром любуемся восходом солнца. Вечером стали на якорь в северной части архипелага Чагос. За весь переход от Севастополя до Чагоса пройдено 5245 миль. Вытащив из трюма "Бриг", начали собирать его согласно инструкции. Через 3 часа собрали резиновую лодку и начали готовить подводное снаряжение.
6.02. Т=+37°С. Утром загрузили в наш “Бриг”, всё снаряжение, Завели двигатель, отдали концы и взяли курс к центру лагуны. Начали появляться рифы, Сбавили ход, и уже осторожно продолжили движение среди рифов. К нам подошла стая дельфинов. Через час мы подошли к месту работ. Надев снаряжение, начал поиск пиратского фрегата, который я нашёл 15 лет назад. Несколько часов я бороздил лагуну, но так и не нашёл судно. Прошло слишком много времени, и у меня не было никаких ориентиров, кроме прибойных бурунов. Снявшись с якоря, перешли в другое место. Вновь погружаюсь в чистейшие воды океана и продолжаю поиск. Вспоминаю, как я плавал здесь 15 лет назад. Плыву в потоке приливного течения по проходу, образовавшемуся среди кораллов. Интуитивно поворачиваю вправо. И вот, наконец, то вновь вижу знакомые очертания фрегата. Картина, открывшаяся подо мной просто потрясающая. На дне лежат пушки, ядра, жернов, якорь, свинцовая обшивка и прочие обломки кораблекрушения. Среди пушек плавают различные красивейшие рыбёшки. Погружаюсь и
подплываю к гроту, среди пушек, надеясь вновь увидеть чёрную 2-х метровую мурену, хранительницу сокровищ, которая жила здесь 15 лет назад. Но, к сожалению ее, нет, вместо неё здесь теперь живет осьминог. Проплываю над обломками судна, всё находится на месте. Как я и предполагал никто с 1990 года, здесь не был. Вспоминаю, что тогда мы оставили буек, привязанный к пушке. Нахожу  полусгнившие остатки пропиленового конца. Единственный артефакт совремённой цивилизации. Еще раз прохожу над обломками кораблекрушения 1710 года. Всплываю на поверхность и кричу. Эврика!!! Зову моих коллег. Ребята надевают снаряжение и подплывают ко мне. Показываю им рукой вниз. Вижу их восхищённые глаза. Представляю, как они радуются, впервые увидев такую потрясающую картину, открывшуюся пред ними. Погружаемся, показываю им все объекты лежащие на грунте. Через час всплываем и поднимаемся в лодку. Обсуждаем план съёмок. Отдохнув, меняем баллоны и вновь погружаемся на дно. Пять дней мы производили видео и фотосъёмку фрегата. На шестой день начался шторм. Нас сорвало с якоря. Выбрав якорь, взяли курс на атолл Соломон. Подойдя к атоллу, ищем проход среди островов. Проникнув в лагуну с северной стороны, осторожно следуем к самому большому острову. К нам подошла лодка. Познакомились. Патрик провёл нас по фарватеру. Подойдя к острову, стали на якорь. Спустив лодку, высадились на песчаный пляж. На берегу нас приветствовали аборигены острова, Француженка Мишель, Датчане. Бельгийцы. Австралийцы. Мы осмотрели остров, который  воистину  похож на рай земной. Яхтсмены, пришедшие сюда, обычно остаются здесь надолго. На острове находится колодец с пресной водой. На берегу стоит дом, внутри которого, на полках лежат различные вещи. Паруса, мачты, части аквалангов, посуда, детали такелажа яхт, очень много книг и журналов. Каждый яхтсмен, берет всё, что ему необходимо и оставляет всё лишнее. Советский магазин без продавца. По вечерам все экипажи яхт, собираются на берегу, пьют вино, рассказывают о своих путешествиях и поют песни. По спутниковому телефону, стоя под пальмами, позвонил в холодную Москву, Катерине. Договорились встретиться с ней в Индии, в резиденции Далай Ламы.
Два дня мы жили как в раю. На третий день снялись с якоря и взяли курс на выход из лагуны. Начался тропический ливень, но, несмотря на стихию, Патрик сопровождал нас до самого выхода из лагуны. Придя на Чагос, стали на якорь. Научная группа погрузилась на «Бриг», и мы вновь пошли к месту кораблекрушения. Макс как всегда забросил снасти. За время перехода он поймал две баракуды и огромного тунца. Придя в точку, мы вновь парим над обломками кораблекрушения. Проведя последнюю съёмку, прощаюсь с местными обитателями, пожимаю щупальце Октопуса. Подплыв к лодке, увидел трёх серых акул которые начали быстро приближаться ко мне. Сразу влезть на лодку, не сняв груза и компенсатор, я не смог. Самая большая акула, открыв пасть, ринулась на меня. Я ткнул ей в глаз противоакульей дубинкой. Она, сделав круг, снова начала приближаться ко мне. Отбив вторую атаку, я сбросив груза и акваланг, заскочил в лодку.  Немного отдохнув, уже без акваланга, погрузился в тёплые воды океана. Три акулы по-прежнему кружили вокруг Брига. Плавая среди кораллов, я увидел огромные усы лангуста, торчащие из под голубого коралла. Несколько минут я пытался поймать огромного лобстера и когда наконец-то вытащил его на поверхность, то увидел что он с икрой. Извинившись, я отпустил лангуста. Как будто поняв, что ему уже ничего не угрожает лангуст не стал убегать а усевшись на красивейший коралл, приветливо шевелил усами. Последний раз, полюбовавшись красотами атолла, я поплыл к лодке. Увидев подплывающих коллег, я предупредил их о необычном поведении акул, которые по-прежнему курсировали вокруг нас. Загрузив снаряжение, мы снялись с якоря и взяли курс на выход из лагуны. По пути постоянно встречали плавающих по поверхности черепах. Макс забросил снасти, и за время перехода поймали ещё две барракуды и Джона. Подойдя к яхте, совершили круг почета вокруг яхты. Погрузив на борт лодку, снаряжение и пойманную рыбу, начали готовиться к переходу. Снявшись с якоря, взяли курс на Мальдивы, атолл Адду.
Через два дня мы вновь подошли к острову. Стали на якорь. Нас встретили уже  знакомые нам таможенники и пограничники. Мои коллеги сняли номер в пансионате, и сошли на берег. Я же провёл последнюю ночь на яхте. Рано утром я собрал свой рюкзак, взяв собой только лишь самое необходимое для дальнейшего путешествия. Попрощавшись с экипажем, я сошёл на берег. Придя в гостиницу, наконец-то принял душ, что в условиях плавания на яхте большое благо. В 12 часов мы поехали в аэропорт, где сели в самолёт местной авиалинии. Час полёта пролетел незаметно, сверху я любовался многочисленными атоллами и океаном. В 15 часов мы сели в аэропорте порта Мале. На катере нас перевезли в столицу.  Мои коллеги пошли в гостиницу. И каково же было моё удивление, когда посредники экспедиции отказались оплатить заранее оговоренный гонорар, и даже не дали денег на обратную дорогу.
На следующий день мои коллеги улетели в Москву. Я остался один. Мне надо было найти Индийское посольство, чтоб открыть визу в Индию, где в Дхарамсале в резиденции Далай-ламы, мы договорились встретиться со знаменитой художницей Катериной Пюаш. Стемнело, я начал подумывать о ночёвке. Мале это огромный город на острове площадью 2 на 1.5 мили, и найти пальму, под которой я предполагал заночевать, было проблематично. Идя с рюкзаком по набережной,  увидел симпатичного дедулю, который сидя на палубе небольшого сухогруза, смотрел телевизор. Я по трапу зашёл на судно и спросил деда, можно ли у них переночевать. Он позвал своего сына, капитана и хозяина судна. Познакомились. Рам спросил, откуда я. Я говорю из Крыма. Оказывается, он, как и все другие аборигены, не знает, что это за страна такая Украина. А где Россия и Москва он знал. Я рассказал ему о Крыме, временно оккупированной Украиной. Показал фотографии. Раму очень понравился наш полуостров. Решив познакомить меня со своей семьёй, он пригласил меня на ужин. Мы сошли на берег. Вдруг видим, что, к судну ревя сиренами, мчатся три машины, из которых выскочили грозные полицейские. Офицер потребовал у меня документы. Я дал ему свой паспорт. Полицейские, переговариваясь между собой, стали листать мою краснокожую паспортину. Вокруг нас собралась многочисленная толпа аборигенов. Полицейский, оживлённо жестикулируя, начал, что-то мне говорить. Моего английского языка явно не хватало, чтобы  понять, что им от меня надо. Мальдивская виза у меня была. Ничего противозаконного я вроде бы не совершил.  Рам  пытался им, что-то доказать. Но полиция она и на островах полиция. Через пол часа они вернули мне паспорт. Толпа начала расходится.  Вдруг ко мне подходит один из местных жителей и заговаривает со мной по-русски. Познакомились. Оказывается Рауф окончил Ленинградский Политехнический институт,  как и я Ломоносовскую мореходку, в 1974 году.  Он очень соскучился  по русскому языку и был очень рад вновь вспомнить свою Питерскую жизнь. Он объяснил мне, что от меня хотела полиция. Оказывается, какой то доброжелатель, стуканул в полицию о моём посещении судна. Полицейский сделал внушение капитану. Огорчившись, Рам извинился, что не может принять меня у себя на судне. В полночь мы сели с Рауфом на его мопед, и поехали по набережной. Он привёз меня в частную гостиницу, и позвонил хозяину, который дал добро, поселится у него на одну ночь. Мы пришли в номер и долго разговаривали с Рауфом. Он работает в Аэропорту, у него двое детей. Мы повспоминали Ленинград. Оказывается, мы в одно и тоже время учились в Питере. После ухода Рауфа, я принял душ и лёг спать. Утром я вышел на балкон. Моя гостиница находилась на берегу океана, вид был просто потрясающий. В 12 часов приехал Рауф, мы сели на его мопед, и он повез знакомить меня с островом.  Нашли Индийское посольство, но оно три дня не будет работает. Выходные. Мы поехали дальше. За пол часа объехали весь город, затем сели на катер и поплыли на остров. Высадившись на острове, пошли по песчаному берегу, любуясь океаном. Вечером мы вернулись в Мале. Рауф уехал домой. Идя по набережной, я подыскивал место для ночевки. Везде дома и люди. Наконец то, я нашёл подходящее место на берегу океана. Подложив под камни заранее припасённый картон, я лёг спать. В 4 часа я проснулся от волны окатившей моё жилище. Начался прилив. Над океаном появилось солнце. Собрав рюкзак, я  пошёл на пляж, досыпать. Вечером я нашёл более подходящее место для ночёвки. Утром в понедельник я прибыл в индийское посольство, где, отстояв небольшую очередь, заполнил анкету и подал её консулу. Он полистал мой паспорт и сказал, что на Мальдивах нет Украинского посольства, и поэтому они не могут открыть визу. Тогда я пошёл в посольство Шри-Ланки, где меня напоили Цейлонским чаем. Заполнив анкету, и заплатив 45 долларов, я пошёл в ботанический сад. Вернувшись через 2 часа, получил свой паспорт с Цейлонской визой. Попрощавшись с консулом, я пошёл в офис Али Фирада, где взял билет на самолёт. Переночевав в аэропорту, утром я вылетел на Цейлон. Два часа полёта пролетели незаметно. В 16 часов мы сели в аэропорту Коломбо. Здесь я поменял 20 долл. 1 доллар = 100 рупий. Сев на автобус поехал в город. Согласно легендам северную часть острова населяли племена нагов(змеи). Центральную часть населяли племена якхов (демоны). Равана проник в Индию и похитил красавицу Ситу, жену героя Рамы. В 6 веке до Н.Э. из Индии прибыл царевич Виджа, который истребил племя яккхов и стал правителем страны. Предками сингалов стали пришельцы из Индии и лев Синха. В 5 веке  столицу Ланки Анурадхапуру(она была столицей 1200 лет), захватили тамилы из Южной Индии. В 993 году войска Чолов захватили царство Раджарата. Столицу перенесли в Полоннаруву. В 12 веке. Сингальские войска под предводительством Виджаябаху изгнали Чолов с острова.
Расспросив аборигена, я узнал, что Индийскую визу можно получить в городе Канди. Я вернулся на автовокзал и сел в автобус идущий в Канди. Билет до города стоит всего 60 рупий. Дорога проходит по живописнейшим местам. Мы ехали, то среди рисовых полей, то по ущельям. Иногда взбирались высоко в горы. Везде вдоль дороги стоят лотки с дарами полей и огородов. На деревьях вниз головой висят летающие собаки и лисицы. Часто дорогу переходят стада слонов. Стюард предложил мне попробовать бетель. Орех и щепотка извести заворачивается в зелёный лист. Я начал жевать бетель. Появилась красная слюна, которую надо было постоянно сплёвывать, благо я сидел у открытой двери. Узнав, что в Канди мы приедем вечером, я решил заночевать в лесу перед городом. Весёлый стюард запугал меня кобрами, которых по его словам в джунглях  слишком много. Поэтому я выбирал подходящую скалу, на которой можно бело бы безопасно переночевать. В одном местечке, которое мне очень понравилось, я сошел с автобуса. Взвалив рюкзак на плечи, я пошёл вдоль дороги. Все местные жители с удивлением смотрели на меня и радостно приветствовали. Я остановился у Скульптора, который начал учить меня своему ремеслу. Прощаясь, он посоветовал, идти на ночевку в монастырь (Темпель). Свернув с трассы, я пошёл по тропе в лес. Вскоре я увидел Темпель. Зная местные обычаи, разулся. Навстречу мне вышел старец в оранжевой одежде. Я поприветствовал его Намастэ, и попросил разрешения переночевать. Старец дал добро. Меня окружили дети, живущие в этом монастыре. Я рассказал им о Крыме. Настоятель монастыря пригласил меня поужинать. Еда была вкусной и очень острой, сплошной перец. После ужина начали петь русские песни. «В лесу родилась ёлочка» и «Чанга-чанга». Было много смеха и песен. Утром, позавтракав я тепло попрощался с монахами и вышел на трассу. Автомобили проносились мимо меня, не останавливаясь. В этой стране, ещё не привыкли к автостопу. Наконец остановился рейсовый автобус, и я поехал в Канди. Приехав в город, пошел в Индийское посольство. Заполнив анкету, я подал её консулу, который сказал мне, что за ответом надо прийти через неделю.
  Вечером я зашёл в ближайший монастырь, где мне показали место для ночёвки. Я разложил своё снаряжение на возвышении под храмом. Вокруг меня собрались монахи и дети. Я рассказал им о Крыме и России. Особенно заинтересовался нашей страной Асанка Камара. Утром монах угостил меня чаем с молоком. Для того, чтоб облегчить свой рюкзак, я начал раздаривать монахам свои вещи. Затем приехал Асанка на  своём Тук-Туке(трёх колесный моторолер-такси) и они со своим другом повезли меня в темпель, в котором  хранится зуб Будды. Мы осмотрели монастырь. Очень интересно. На стенах и деревьях сидят обезьяны. По лужайкам прогуливаются слоны. В августе здесь на праздник приходят сотни слонов. Иногда взбесившиеся слоны давят людей.
Осмотрев монастырь, мы поехали в банк для того, чтоб получить деньги от Виталия по Вестерн Юнон. В банке кассир сказал, чтоб отправитель сообщил мне цифры трансферта. Асанка повёз меня в свою деревню, которая находится в 40 километрах от Канди. Мы ехали по красивейшим местам в горы. В деревне Асанка познакомил меня со своими родственниками. Матушка нас накормила. Затем мы пошли купаться в горной реке. Вечером поехали в Канди, останавливаясь в наиболее интересных местах. Приехав в Канди, я сел в автобус идущий в Полоннаруву. Дорога проходила по красивейшим местам, иногда автобус останавливался, пропуская стада диких слонов. Вечером, приехав в Полоннаруву, пошёл в монастырь. Меня встретил монах, который познакомил меня со всеми статуями святых. Затем он дал мне ключи от комнаты, забрав мой паспорт. Утром я попрощался с монахами и вышел на трассу, ведущую к гигантским статуям. Осмотрев, древние, 20 метровые статуи Будды, вырубленные в скалах, я вновь вышел на трассу и автостопом добрался до Сигурии. Водитель оказавшийся егерем заповедника показал мне дорогу. Имеются несколько легенд о возникновении скалы-крепости. В 5 веке Ланкой правил царь Дхатусена, у которого было 2 сына и дочь. Сын Кассапа убил своего отца и захватил власть в стране. Боясь мести своего брата Могалланы, Кассапа укрылся на неприступной скале. Он обнёс её высоким валом, прорыл ров с водой, а на вершине построил дворец. В скале была высечена лестница. Гигантский каменный лев охраняет вход в крепость. Сигирия(Сикхагири)-львиная скала. Царствовал Кассапа 18 лет, затем на него напал брат Могаллан. Видя, что он проиграл сражение, Кассапа вонзил себе меч в горло.
Скала, на которой находился древний город, просто поражает воображение и очень похожа на наш пещерный город Мангуп-Кале. Взвалив рюкзак на плечи, пошёл по лесной тропе ведущей в джунгли. Пройдя метров сто, я увидел свежий слоновий помёт и призадумался. Вдруг я услышал тяжёлый топот и треск деревьев. Испугавшись, я сквозь густой кустарник полез верх. Внизу подо мной прошло стадо огромных слонов. Я начал подниматься вверх. Среди деревьев показались громадные ступени. Выйдя на поляну, увидел гигантские постройки, сложенные из огромных блоков, напоминающих постройки Мая в Америке. В гроте красивейшие картины нарисованные в 5 веке н. э. Сохранилась 21 фреска, когда-то их было 500. Для росписи были использованы минеральные краски, которые наносились на сырую штукатурку. Умело, подобранные тона делают изображения объёмным. Всё это просто поражает. Спустившись вниз, я искупался в озере с лилиями. Идя по берегу, я увидел девушку, которая сидела на берегу и любовалась белыми журавлями. Познакомились. Люсия приехала из Голландии. Она рассказала о своих путешествиях я о своих. Я показал ей фотографии Крыма. Она решила в следующем году приехать в Крым. Попрощавшись с Люсией, пошёл искать место для ночевки. Напротив Сигуривы стоит высокая скала. Я начал восхождение. Пробираясь среди деревьев я палкой разгонял змей. У подножия скалы находилась огромная стена, сложенная из больших камней 2х2 м. С трудом взобравшись на скалу, я снял свой рюкзак, и осмотрелся. Место идеально подходило для ночевки. Поляна заросла высокой травой. И вид потрясающий. С вершины видна вся долина. Напротив возвышалась знаменитая Сигурива. Лучи заходящего солнца окрасили её в розовый цвет. Внизу в озере купались дикие слоны. Внезапно я услышал шум. Среди ветвей бегала стая обезьян. Я бросил маленькой обезьянке конфету. Обезьяны, начали бросать мне какие то плоды. Я попробовал, вкусно. До самой темноты я играл с обезьянами. Стемнело,  разложил свою постель. В небе мерцали тропические звёзды, Справа над горизонтом Южный крест. Прямо над головой Орион. Красота. Среди ветвей порхали тысячи летающих светлячков, которые пульсировали синими и красными цветами. Это было воистину великолепное зрелище. Утром, я обнаружил, что всё покрыто росой, одежда промокла. Взошедшее из-за гор солнце быстро высушило мои одеяния. Собрав рюкзак, я спустился вниз. Зайдя в магазин, закупил продовольствие и воду. Затем я пошёл по дороге идущей в горы. Возле меня остановился мотоциклист, который подвёз меня к входу в парк. Стены сложены из огромных камней. Каналы, крепостные стены, озёра. Поразила архитектура 5 века. Многие постройки напоминают Майянские. Здесь. Местность настолько мне понравилась, что я решил провести здесь ещё один день. Вскоре я вышел на трассу и сел на автобус, который довез меня до г.  Дамбулла. Здесь находится храм. В гроте под скалой стоят сотни золотых статуй.  Осмотрев монастырь, я сел в автобус и поехал в Коломбо, уже по другой дороге, через города Курунегала и Амберусса. Приехав в Коломбо, пошёл в Темпель, где меня встретил молодой монах. Познакомились. Пассано приехал из Непала. Он показал мне место ночёвки, возле бассейна с красными рыбками. Вечером в монастырь приехали горные монахи. Познакомились. Ребята пригласили в свой  монастырь. Мы сели в микроавтобус и поехали в горы. По дороге они показывали мне всякие достопримечательности. Ночью мы приехали в горный монастырь. Красота. Храм очень древний. Монахи накормили меня, как и во всех монастырях, острой пищей. Затем Монах показал мне мою  комнату и постелил постель под накомарником. Утром послушник отвёз меня на мотоцикле в г. Лавимар. Вечером я вернулся в Коломбо. На железнодорожном вокзале познакомился с молодым англичанином Стивом, который показал мне справочник для путешествующих студентов. На нем была указана студенческая  гостиница на у. Бристоль стрит. Походив по городу, я пришёл в гостиницу. Заплатив 1.5 доллара, поселился в комнате, с видом на центр города. Со мной в комнате, было, ещё пять человек. Познакомились. Генри три летних месяца живет и работает в Дании. Как только в его стране холодает, он улетает на Цейлон и проводит здесь всю зиму. Утром я пошёл в банк и получил 180 долл. В одной кассе билет до Москвы стоит 520 дол., в другой 470, в третьей 540. Походив по разным авиакомпаниям, купил билет за 380 долларов. Затем пошёл на Ж.Д. вокзал. Посмотрев на карту, купил билет до города Галле. Сел в поезд. Вагоны похожи на наши электрички только наполовину меньше и сиденья очень узкие. Поезд идёт вдоль берега океана. Сразу же за Коломбо стали видны следы цунами. Все дома и хижины разрушены. Среди развалин ходят жители деревень, которые начинают реставрировать свои жилища. Любуясь пейзажами и океаном, я ехал несколько часов. По моим расчётам мы должны были давно приехать в город.  Попутчиков сказали, что мы давно проехали Галле, надо было сходить на ходу, оказывается, поезд только лишь притормаживает на остановках. В какой то деревне я соскочил с поезда на ходу. Стемнело, начал искать монастырь. Увидев дагобу,  вошел во двор монастыря. Ко мне бросились толпа детей, которые окружили меня. Девочка начала расшнуровывать мои туфли, мальчик схватил мой рюкзак. Разувшись, в сопровождении толпы детей, я подошёл к настоятелю. Познакомились. Дебипросад указал мне место ночевки. Мы сели на поляне. Несколько мальчиков полезли на дерево, и угостили меня плодами манго. Дети первый раз видят белого человека. Угостив их конфетами и всеми оставшимися у меня продуктами, рассказал им о нашей стране. Затем мы начали учить русские песни. Мы выучили Чаегу Чангу, и в лесу родилась ёлочка. Они так смешно пели, что я еще раз пожалел, что у меня нет видеокамеры. Маленькая девочка подарила мне крестик. Вечером в монастырь пришёл угрюмый полицейский, который сказал, что я должен покинуть монастырь. Я взвалил свой рюкзак на плечи и в сопровождении  моих маленьких друзей, вышел на трассу. Автостопом доехал до другой деревне с Темпелем. Во дворе монастыря меня встретил старый монах. Улыбаясь, он поприветствовал меня. Радж показал мне место ночёвки и разослал циновку на полу. Утром, оставив рюкзак в монастыре,  пошёл на берег океана. Поскольку в Коломбо я часто заходил в различные офисы, где везде находятся кондиционеры, слегка простудился. Поднялась температура. Целый день  лежал на берегу океана под пальмой. Плавая в маске, под водой видел на дне много вещей унесённых цунами с берега. Среди кастрюль чемоданов и различной посуды весело порхали  тропические рыбёшки. Вечером я вернулся в  темпель. Настоятель монастыря, видя моё состояние, молча взял мою руку, и начал массировать различные точки на ушной раковине и руке. Через пол часа я почувствовал облегчение, кашель пропал, температура спала. Как, всегда улыбаясь, он угостил меня чаем с молоком и вкуснейшим ужином. После службы вокруг меня собрались монахи и жители деревни. Я рассказал им о Крыме. Утром, собрав свой рюкзак, вышел на трассу. Автостопом  доехал до следующей деревни. Выйдя на берег, пошёл по пляжу. Возле вытащенных на берег рыбацких лодок сидели двое европейцев, и пили пиво. Познакомились. Вильямс и Андрес приехали из Голландии. Летом они работают в своей стране, а осенью улетают на Цейлон и проводят здесь всю зиму. Попрощавшись с ребятами, пошёл дальше. По всему побережье были видны следы разрушения. Гостиницы пансионаты частные дома всё разрушено. Что меня приятно поразило, нигде не было никаких заборов как у нас. Берег океана открыт для всех. Возле гостиниц под пальмами стоят столики к воде ведут дорожки, но заборов нет. Возле одного из домов ко мне подошла цыганка и угостила меня кокосовым орехом. Я рассказал им, что и у нас есть цыгане. Они очень обрадовались. Начался отлив, собираю раковины моллюсков. Погружаясь под воду, везде я видел, следы цунами. Целый день я шёл по берегу океана. Захотев пить, срываю с пальмы кокос и иду дальше. Выйдя на трассу, автостопом добирался до следующей деревни. Так постепенно я и доехал до Коломбо, где навестил Темпель, и встретился со своим другом Пассано. Ночью я приехал в аэропорт. Мой самолёт улетал в 9 часов утра. Утром стоя на регистрацию, я впервые услышал русскую речь. Познакомились. Михаил провожал своих московских друзей. Мы зашли в ресторан выпили виски. От него я узнал, кто  в Украине стал президентом. Миша решил познакомить меня со своим соседом, писателем Артуром Кларком, который организует различные подводно-археологические экспедиции. Михаил пригласил меня вновь посетить Цейлон. Тепло, попрощавшись с Михаилом, мы сели в самолёт. Весь перелёт я как всегда смотрел на землю. Мы пролетели над Индией и Аравийской пустыней. Особенно меня заинтриговала ровная линия шириной метров 50, идущая через горы и пески, за горизонт. Что это за линия, подобная дорогам в пустыне Наска, совершено непонятно. Мы совершили посадку в Катаре, где пересели в другой самолёт. Взлетели. К большому сожалению, все гору были покрыты облаками. Перед Москвой появились заснеженные русские деревни. В 17 часов мы совершили посадку в аэропорту Демодедово. Я попрощался с Александром и его 5 летней дочерью Марусей. В Москве -15°С. На электричке я доехал до Москвы. Несколько дней я гостил у своих друзей. Юра Арендт познакомил меня с зам. директора Палеонтологического музея. Я осмотрел всю экспозицию, но мы так и не смогли определить, что за древнее животное я нашёл на скале Ак-Кая в Крыму. Ничего подобного в музее нет. Я назвал это древнее ископаемое Катилямбус.  Последнюю ночь я ночевал у своего давнего Коктебельского товарища Саши Кудрявцева.  Рано утром я сел в поезд идущий в Севастополь.  Так закончилось моё очередное путешествие.  На атолле Соломон мы посадили три косточки манго, и для того, чтоб узнать, как они проросли, надо будет организовывать следующую экспедицию.
Гидронавт-исследователь СССР. Анатолий Таврический.
.


\