Паж Пентаклей

Олег Мансков
(Студент, четкие намерения, талант к наукам, природная склонность к обучению.

Серьезный юноша на фоне устремленных вверх стройных кипарисов идет вперед своей дорогой. Его обувь изношена, а одежда исхлестана ветрами, но он бережно держит Пентакль, напоминающий своей формой глобус, символизирующий стремление «объять мир».

Значение карты Паж Пентаклей,
колода «Таро Святого Грааля»)

… Конференц - зал был переполнен. Народу было – яблоку негде упасть. На почетных местах, на кафедральном возвышении сидел, конечно, президиум – аж три доктора наук! В зрительном ряду впереди знакомые лица. Конечно, самое почетное место занимал высохший как вобла, с рыбьим лицом, его научный руководитель Сос Сарксян – по-прозвищу Эсэс - его черные пронизывающие армянские глаза казалось, готовы были прожечь аспиранта насквозь. Доктор наук, тезка видного армянского актера театра и кино, он обладал неотразимым  «шармом», знал все и всех, везде у него были связи… Если бы занимался он торговлей, а не историей Средних веков, то наверно мог бы продавать снег эскимосам и электрообогревалки жителям Сахары -  так ему все удавалось. Олег хорошо помнил, как его приятель-аспирант Вася, узнав, что Олега взял под крыло Эсэс, только вздохнул – везет же кому-то! Эсэс был хорошим научником, но у него была одна мерзкая привычка – очень любил выносить мозг на тему житейских неурядиц. Для этого он затаскивал жертву в ближайший к универу бар или кафешку, поил пивом и когда напряженный студент или аспирант расслаблялся, начиналось – «Слющай, дэрагой, как ти живещь, нэ понимайю...» - у Соса Сарксяна в подпитии проявлялся даже не армянский, а общекавказкий акцент. В такой ситуации единственным выходом было пить пиво, кивать и молчать – потом благодарить за нравоучение и валить как можно скорее, пока не началась вторая серия. Ну, или если еще хотелось пива, то можно было остаться – при условии, что у вас железные нервы.
Рядом с Эсэсом колыхались два живота – словно для контраста. Первое брюхо принадлежало, как его называли студенты, Железному Максу. Максим Юрьевич был местный завкафедрой Всемирной истории. Защитился он в далекие советские года, что-то там по истории партии, потом просто по истории России, долго смаковал тему Боярской думы и в лихой сложный период неизвестно как сумел стать главой кафедры Всемирной истории. Возможно, потому лишь только, что был везде на хорошем счету – и у ректора, и у деканов. В общем, такое комсомольское братство. Неизвестно, то ли за это, то ли за непреклонный характер и за то, что выпросить у него поблажек было нельзя, и прозвали этого пузанчика с маленькими глазками и всклокоченными волосами – Железным Максом. Некоторые прозвали даже Стальной Крысой – студенты истфака все как один читали запоем фантастику.
С другой стороны от Эсэса на безопасном удалении от Железного Макса – восседало другое лицо, впрочем, не с меньшим объемным животом внизу. Оно принадлежало Ивану Алексеевичу со старинной  украинской фамилией Богун, по прозвищу Бульбо Сумкин. Студенты как раз недавно посмотрели «гоблинский перевод» «Властелина колец»… Что сказать, прозвище как нельзя более подходило. Спокойный как слон, неторопливый преподаватель истории Древнего Востока пользовался уважением и даже приязнью студентов. Он был добр, никого не заваливал на зачетах или экзаменах, но при всяком случае любил прихвастнуть, что он дальний потомок того самого удалого казака Богуна, что описан в книге Генрика Сенкевича «Огнем и мечом». Ну это-то невеликая слабость и студенты охотно его прощали. Вот и прозвище дали шуточное – чем-то он и правда был похож на старого хоббита, постоянно курил маленькую трубку, дымя как паровоз, живот вот не хоббичий, но это уже детали. Предмет свой он знал великолепно, обладал потрясающей памятью, занятия вел весело и любил подшутить. Как то раз, он на спор попросил повторять за ним имена ассирийских царей и наблюдал с улыбкой, как студенты выговаривают, запинаясь на каждом слоге -  Ашшур-реш-иши, Тукульти-апиль-эшарра,   Ашшаред-апал-Экур и прочие имена и титулы, которые звучали как древние страшные заклинания. С Железным Максом он был на ножах, потому что они оба баллотировались на один и тот же пост заведующего кафедрой. Но университетские чинуши все-таки предпочли Макса – добрый Бульбо-Богун им явно не нравился, да и не соответствовал он образу зав.кафедрой.
В отдалении от этой «святой троицы», сидел Александр Александрович Белин, доктор наук, недавно получивший профессорское звание, специалист по Истории Древней Греции и Рима. Это был удивительный человек, с потрясающими знаниями и широчайшим кругозором, по слухам ученик самого Александра Иосифовича Зайцева. В представлении Олега именно он соответствовал образу университетского преподавателя-историка. Внешним обликом он больше всего был похож на мушкетера или на пожилого Баффало Билла – длинные седые волосы, из-за которых он вечно цапался с Железным Максом, пышные усы и остроконечная бородка. Может дело в том, что его специальностью была античность, но вот любовью и хобби – Европа времен Ришелье. Прозвище у него было красивое и благородное – Атос. Олег сошелся с ним фантастически быстро. Узнав, что студент тоже интересуется античностью, он завалил Олега книгами и подбил его на изучение латыни и древнегреческого. А еще объединило их фанатичное поклонение перед «эпохой Ришелье». Атос дал ему прочесть и наделавшие шуму романы испанского писателя Артуро Переса-Реверте о капитане Алатристе. Эти книги так захватили Олега, что на факультете к нему быстро приклеилось прозвище Капитан Алатристе. Немало поспособствовал  этому фильм с обожаемым Вигго Мортенсеном в главной роли – Олег был внешне похож на главного героя.
Сейчас Атос сидел как всегда слегка напряженно и не сводил глаз с Олега, готовившегося выступать. Они были больше чем преподаватель и студент, они были друзья! Жаль, Атос не стал его научным руководителем -  Олег занимался средними веками, рыцарской темой, а официально этими вещами на факультете ведал незабвенный и пронырливый Сос Сарксян. Олег даже подумывал переключиться на античку, но было уже слишком поздно – по рыцарству была уже почти готова диссертация, надо было ее только «вылизать».
И все-таки этот седой человек, так сильно похожий на мушкетера, с явным одобрением и поддержкой смотрел сейчас на Олега. Именно Атос, когда Олег проговорился, что посещает секцию бальных танцев и конюшню, где берет уроки верховой езды, отнесся к этому с одобрением и однажды пригласил его в свой кабинет, заставленный книгами. Там он вынул из ящика стола большой пакет.
- Это вам, молодой человек! Я знаю о ваших увлечениях и считаю что вы молодец! – добавил он, неловко улыбаясь в усы.
Олег смущенно пролепетал что-то в ответ и уже в общаге, вскрыв плотную обертку, обнаружил там три книги. Две были на французском и представляли собой труды Антуана де Плювинеля «Наставление королю в искусстве верховой езды» и «Королевский манеж». Великолепные книги! Олег о них слышал, конечно, как и о самом Антуане де Плювинеле, с которого берет начало современная выездка,  ее Высшая школа. Третья книга была на русском, это была недавно переведенная работа Алекса Мура – «Пересмотренная техника европейских танцев». Олег вспомнил, как  с жадностью перелистнул несколько страниц и увидел знакомые по тренировкам термины – «Дрэг хизитейшен», «Ховер-кортэ» и свое любимое «Плетение» - причудливая, но очень красивая фигура в медленном вальсе… А вот описание «Типль-шассе» и «Бегущего окончания» в задорном быстром квикстепе! Он даже зажмурился от удовольствия, представляя, как придет в зал и будет разбираться в танцевальной терминологии наравне с тренером. Конечно, это теория, но кто сказал, что бальные танцы не нуждаются в терминологии и теории?
Олег очнулся от размышлений и посмотрел в наполненный людьми зрительный зал. Кажется, все собрались, успокоились и теперь можно начинать.
Он прокашлялся и заговорил.
- Уважаемые дамы и господа! Коллеги! Свое сегодняшнее выступление я хотел бы посвятить рыцарским идеям и традициям и их влиянию на современную культуру.
Замечено, что многие традиции и идеи живут неопределенно долго. Это в полной мере относится и к идее рыцарства. Эпоха средневековья, с ее легендами, бытом, рыцарской традицией породила так называемую приключенческую и историческую литературу, дала материал для литературы стиля «фэнтези». Но идея рыцарства оказалась еще более востребованной и просочилась даже в кинематографическое искусство. Если говорить более предметно, то я имею в виду легендарную кино-сагу Джорджа Лукаса «Звездные войны».
В самом деле, Орден Джедаев более всего напоминает рыцарские ордена средневековья, тамплиеров или иоаннитов, с четкой иерархической структурой, званиями падавана (оруженосца, пажа, ученика), рыцаря и магистра, с высшим советом Ордена. А с церемонией посвящения в рыцари имеет полное сходство и путь становления юного джедая. Униформа джедаев и падаванов повторяет цветовую черно-белую тамплиерскую гамму.
«Это красивое и элегантное оружие, для более благородной эпохи, чем наша!» - так говорит Оби Ван-Кеноби юному Люку Скайокеру, когда его пальцы сжимаются на рукоятке отцовского светового меча. Это чувство знакомо каждому человеку, чьи пальцы хоть раз сжимали рукоятку шпаги или меча, пусть даже это был театральный атрибут или сувенирная копия. Чувство приобщенности к чему-то прекрасному и замечательному, к миру благородных кавалеров и прекрасных дам, к миру, где Зло неизбежно будет наказано, а Справедливость восстановлена!
Но, как известно, Зло тоже не дремлет. Все вы, собравшиеся здесь, прекрасно знаете, что 13 октября 1307 г., в пятницу, Орден Тамплиеров был уничтожен клевретами короля Филиппа IV Красивого. Некоторые рыцари были схвачены, многие погибли даже в своих постелях, не успев оказать никакого сопротивления. Все это очень сильно напоминает так называемую «Великую охоту на джедаев», которая весьма неплохо показана в третьей части «Звездных войн». Джедаи, как и несчастные рыцари-тамплиеры, не догадывались о нависшей над ними страшной катастрофе. Уничтоживший почти целиком Орден Джедаев Дарт Сигиус, владыка-ситх, становится императором – явный намек на короля Филиппа.
Впрочем, образ Дарта Сигиуса настолько глубок в фильме, что его можно с полным правом сравнить с картой Таро «Дьявол». Неспроста во время боя с магистром Эйсом Винду, он кричит «Абсолютная власть!». …
… Олег говорил и понимал, что еще немного и его скоро начнет «заносить» - уж очень своеобразным был текст его выступления, но удержаться он не уже мог – идеи и аналогии вылетали из него, как вода из фонтана перед дворцом Мон-Плезир в Петергофе.
 «Интересно, что подумал бы Джордж Лукас и фанаты «Звездных Войн», если бы услышали все это?» - мелькнуло в голове у Олега, но полностью додумать эту занимательную мысль он не успел. Машинально поднимая руку к лицу, он вдруг осекся на полуслове – рука была грязная. Точнее не сама рука даже, а рукав одежды. На грубой ткани явно темнели мазутные пятна, плюс все было припорошено пылью, которая тускло отливала металлом в свете ламп. Он вдруг сейчас сообразил, что на нем рабочая спецовка, грязная до невозможности. И как это получилось?! Почему он не заметил?! Да ладно он не заметил, но все остальные тоже до определенного времени не замечали. Олег уже ловил на себе недоуменные взгляды. А сидящий впереди Эсэс просто начинал пунцоветь – даже через его смуглую кожу проступала краска гнева. Железный Макс и Бульбо-Богун продолжали улыбаться мило и спокойно -  они явно решили сохранить хорошую мину при плохой игре. Времени высматривать Атоса у Олега не было, и он решил быстро завершить свое выступление.
- Итак, уважаемые дамы и господа, как мы видим, рыцарская идея оказалась очень жизнеспособной и востребованной! Если мы посмотрим на историю человечества, то увидим, что идея эта пережила средние века – от Ордена Тамплиеров к Мушкетерам, на Диком Западе Ковбои и Техасские Рейнджеры, институт дуэлей, который продержался до 20 века включительно… Орден Джедаев, который хранит мир в Галактике… Все это звенья одной великой человеческой цепи, цепи, в которой ключевыми словами, паролем будут – Честь, Храбрость, Вера, Благородство. К сожалению, эти слова ныне почти забыты и мы встречаем их теперь только на театральных подмостках, в кино и приключенческой литературе.
Говоря словами Станислава Лема  «Все  у нас стало еле тепленькое».
Мне не хотелось бы заканчивать на грустной ноте. Понимал это и Джордж Лукас, назвав одну из серий своей саги «Новая надежда». - Олег сделал паузу и добавил дежурную фразу.
- Спасибо за внимание.
Раздались жидкие аплодисменты. Олег сбежал с кафедры, подскочил к столику, рядом с которым стоял его рюкзачок. Он уже чувствовал спиной взгляды зрителей, уставившихся на его рабочую спецовку, перепачканную мазутом и строительной пылью…
- Олег! На два слова! – к нему проталкивался красный как рак Эсэс.
Ой-ой! Олег подхватил рюкзак и, виляя как заяц, рванулся в сторону туалета. На бегу он сунул руку внутрь и лихорадочно нащупывал лежащие там вещи. Есть! Пальцы коснулись чего-то шелкового… Он заскочил в туалет и дрожащими пальцами открыл рюкзачок пошире. Там оказалась черная шелковая рубашка и брюки – это была его танцевальная тренировочная одежда! Невероятно! Но все же лучше чем ничего! Олег принялся переодеваться, абсолютно ничего не понимая.. Что за ерунда вообще! Как это перепачканное мазутом и грязью дерьмо на нем оказалось?
Он с ненавистью зашвырнул грязную спецовку в урну, в раздражении хлопнул дверью и вывалился в коридор, примыкавший к конференц-залу. И надо же было так случиться, что он нос к носу столкнулся к Эсэсом! Армянское лицо его было уже не красным, а багровым.
- Тыы! – мосластый, узловатый палец доктора наук ткнул Олега в область сердца, словно пуля. – Тыы.. – Эсэс задыхался от ярости. – Да как ты мог вообще такое выступление состряпать! Ты хоть понимаешь, что натворил? Я твой научный руководитель!! И это на международной конференции!
- Но.. – выдавил из себя Олег, втайне обрадованный тем, что речь не идет о его грязной рабочей спецовке. – Вы же сами говорили, чтобы я как-то связал нашу рыцарскую тему  с современностью! Вот я и...
- Молчаать! – взревел Эсэс. – Его палец снова уперся Олегу в грудь. -  Но ладно выступление -  помелют языками и забудут. Хотя ты засветился очень нехорошим образом! Теперь ты на примете! – его лицо из багрового плавно превращалось в фиолетовое. – Почему от тебя столько проблем?! Ты ни на что не годишься!!! Да ты посмотри на себя, как ты одет! Так ученые не одеваются!!! – он уже орал и брызгал слюной в опасной близости от Олегова лица. – Ты думаешь, я не знаю, что ты занимаешься танцами и верховой ездой! Это с наукой несовместимо!!! И наконец… – палец его взметнулся вверх, голос Эсэса срывался на визг. - Где твой галстук?!!! 
Последний вопрос совсем выбил Олега из колеи, настолько он был абсурден.
- Ясно.. – сказал он абсолютно невпопад. Олег вскинул рюкзачок на спину и зашагал к выходу из факультета. Не на банкет же оставаться, в самом деле?
Он толкнул дверь родного университета... В лицо ударил раскаленный воздух мегаполиса, мимо пронеслась машина, внутри нее грохотала музыка... Олег повернулся и пошел мимо факультетских зданий в любимый сквер рядом с библиотекой. Там он присел на лавочку и принялся наблюдать за играющими детьми, чтобы как-то успокоиться.
В голове царил полный бардак. Что ему делать? Поставить крест на науке? Всегда он воспринимал себя как ученого. Даже мечтал об этом. И что же? Оказывается, он «собирал не те камни»! Все по старику Экклезиасту – все суета сует и всяческая суета… М-да… Конечно, танцы и лошади это прекрасная отдушина и он чувствовал себя на тренировках необыкновенно, но запоздал он наверно со спортом…  Проклятье! На Олега накатила волна бешенства и злобы к самому себе… Он дурак!! Идиот!!! Как можно вот  так бездарно распоряжаться собственной жизнью и временем!! Дьявольщина! На Олега упало словно черное покрывало… Это было так страшно, что он растерялся. Его захлестывала жалость к себе, и в тоже время злость на самого себя… В висках стучала кровь, во рту противный привкус металла, под языком крошка зубной эмали… Если бы он был один за городом, он наверно бы зарыдал или закричал от невыразимой и страшной душевной боли! Он закрыл глаза и сжал зубы, стараясь не закричать или не зарыдать от обиды и муки… Казалось, что в целом мире нет для него ни кусочка счастья! В голове невольно мелькнул образ дементоров из «Гарри Поттера» – очень точно описаны, СЛИШКОМ точно… Олег мог бы поклясться, что обладай он волшебным зрением, что увидел бы рядом с собой именно такое существо!
Но вдруг неожиданно стало легче… В лицо словно подули свежим ветерком, сведенные судорогой боли мышцы расслаблялись. Он снова почувствовал солнечные лучи на лице, дуновение ветра, опять зазвучали крики детей и шелест ветра, кровь перестала стучать в висках, и страшная душевная боль отступила так же неожиданно, как и накрыла. Мир снова засиял всеми красками – проклятое черное покрывало исчезло, словно его и не было.
- Все уже, касатик! Все! Ушел этот черный! Прогнала я его! Хорошо, что рядом была, а то бы беда была большая с тобой! Ты посиди пока яхонтовый… Не вставай, а то упадешь… Он силы у тебя забрал много – вскочишь и голова закружится. Вот, глотни кофейку-то.. – рядом сидела весьма миловидная молодая цыганка и протягивала ему кружку горячего кофе. Не таджичка, а именно цыганка! Настоящая, которую увидишь наверно только на книжных иллюстрациях теперь – в ярком головном платке, многочисленных юбках, с золотым монистом на шее.
- Спасибо! – он глотнул кофе, напиток обжег небо и язык, возвращая силы.
- Эх касатик.. чуть не убил он тебя.. – цыганка покачала головой, от чего ей на плечи упали локоны, выбившись из-под платка. – Ты из давних времен странствуешь, вот он и прицепился к тебе. Уж слишком необычная у тебя душа. Нет сейчас таких душ. Все почти ушли…. – ее слова казалось, падали ему прямо в сердце. – Верить в себя тебе надо, а то пропадешь. Вот смотри, какие силы в тебе и что ты можешь. - Она протянула Олегу карту и, всмотревшись в нее, он чуть не вскрикнул от изумления.
На гладкой поверхности маленького кусочка картона был изображен гористый пейзаж, по небу неслись исхлестанные ветрами тучи, в прорехи проглядывало солнце. Оно своими лучами освещало дорогу, нет, скорее тропинку, по сторонам которой росли великолепные кипарисы. По тропинке шагал человек, чей возраст приближался к возрасту Олега, даже можно было сказать, что он непостижимым образом видит самого себя. На человеке была средневековая одежда студента, довольно-таки поношенная. На боку – шпага со сложной гардой. В руках у человека полыхало маленькое солнце, затмевая лучи солнца настоящего. Оно сияло, разгоняя непогоду впереди гордо шагающей фигуры, которой было все нипочем. Олег знал откуда-то,  что у этого человека только одно желание – объять мир, узнать все. И его собственное солнце достаточно сильно чтобы его поддерживать. Олегу сразу вспомнились бесшабашные искатели приключений, путешественники и удальцы… Самый яркий пример – Христофор Колумб. Приглядевшись повнимательнее, он заметил на берете у человека крест, составленный из ракушек морского гребешка. Уж не намек ли это на Путь Сантьяго?
Но додумать все это Олег не успел, его, словно что-то дернуло, как будто был вместо йо-йо, все закружилось волчком и в следующую секунду, он уже лежал в своей кровати, дыша как вытащенная на берег рыба… 
Оказывается, это все было сном! Но каким же ярким и необыкновенным был этот сон! Он встал, оделся, заварил себе крепчайший кофе и, включив комп, принялся бездумно шарить по инету. Сон не выходил у него из головы. Эта карта, которую ему показывала цыганка, уж очень похожа на Таро. Он сидел и пытался в меру художественных способностей изобразить то, что видел. Карандаш неумело ерзал взад-вперед по черновому листу А4, испещренному короткими фразами.  Плюнув, Олег решил просто найти нужную ему карту. Инет пришел на помощь и в этот раз – нашелся сайт с разными колодами Таро. Просматривая их, Олег обнаружил и свою карту из сна. Это оказался Паж пентаклей. Были, конечно, детали – но все-таки сходство было поразительное…
Олег настолько увлекся теорией Таро, что звонок телефона оказался для него как гром среди ясного неба. Он поднял трубку – звонил Эсэс, его интерсовала судьба новой статьи о рыцарских ритуалах, которая должна была стать частью диссертации. Сроки поджимали, научный руководитель бесновался и бомбардировал его по «мылу» письмами – «научник» хотел проверить текст сам и только потом его отсылать… Олег слушал, хмыкал в нужных местах и в конце концов, буркнув чего-то мало вразумительное в трубку, отключился.
Но это был еще не конец. Эсэс через пару часов перезвонил снова. Он явно не хотел оставить своего измученного ученика в покое.
- Я тут вчера кое с кем переговорил на банкете… - Эсэс начинал обычно издалека – замолвил за тебя словечко.
- В смысле? – не понял Олег.
- В смысле работы! Тебе необходимо работать в нашем музее-заповеднике! Ты не представляешь как там классно – летом красота, пляж, речка, деревья! И работа по специальности! Как раз для тебя!
- Э-ээ .. А зарплата какая? И примут ли там меня?
 – Ну зарплата небольшая… Добираться электричками будешь или маршутками. Тебе не впервой!  - Эсэс хихикнул – видимо это показалось ему смешным.
- Да не в этом дело…
- А в чем? -  голос «научника» стал резким, он начинал злиться. – Вот ты переборчивый! Я тебе работу по специальности предлагаю, а ты еще выпендриваешься!
- Я подумаю... – Олегу хотелось закончить этот разговор поскорее, он не знал почему. – Я перезвоню вам потом… - он выключил телефон и вдруг осознал, что его накрыла непонятная ему волна слабости.
«Надо прогуляться..», -  подумалось ему вдруг. Сказано, сделано!
.... Он шагал по улице и бездумно переставлял ноги, наслаждаясь только тем, что может шагать, дышать свежим, хотя и горячим летним воздухом.
«Согласиться, что ли на музей? Почему у него такие сомнения? В чем дело? А если…»
Его размышления прервал телефонный звонок на мобильный.
- Привет! – голос тренера по верховой езде ворвался в уши веселым сопрано. -  Я вот тут хочу спросить, не хочешь ли ты поработать на конюшне у моих друзей? Постоянные тренировки гарантируются! Ну так как?...