О курсе лекций История мировых культур

Историк Владимир Махнач
Предлагаемый курс первоначально был прочитан в 1988 году как факультативный в Московском архитектурном институте и был вызван к жизни необходимостью дать минимальную всемирно-историческую базу студентам-неисторикам. По меньшей мере по двум причинам современная школьная подготовка подобной базы не давала.

Во-первых, действующие школьные программы страдают тяжким хронологическим дисбалансом. В шестом классе в течение учебного года совсем еще маленьким детям преподается несколько тысячелетий мировой истории. В следующем году они изучают уже только историю нескольких веков. А затем целый год посвящен одному лишь XIX столетию, хотя непонятно, чем XIX век для человека века XX принципиально важнее XV, или V, или V века до н. э. Подобная диспропорция сохраняется не только в отечественной школе, но также в западноевропейской, несмотря на то, что ее субъективность была выявлена философами и историками еще на рубеже ;; века. Любой школьный учитель прекрасно знает, что дети с удовольствием занимаются историей Древнего мира, почти с такой же радостью — Средневековьем, а затем засыпают, встретившись с бесконечным развитием капитализма и классовой борьбы. Между тем, уже Арнольд Тойнби настоятельно рекомендовал уделять максимальное внимание изучению античного материала именно потому, что от Античности осталось много ваз, трагедий, великих сражений и относительно мало актового материала, что позволяет «сохранить правильную пропорцию».

Во-вторых, действующие школьные программы страдают и значительной культурной диспропорцией. Так называемая «история Древнего мира» повествует о целом ряде великих культур: Древнего Египта, Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая и, наконец, Античности. Далее средневековая история излагается почти исключительно на чужом, западном материале, а история Нового и Новейшего времени — вообще только на западном. Таким образом, российский школьник не изучает собственную восточноевропейскую историю, а заодно историю исламских стран, с которыми России приходится всегда общаться не меньше, чем с западными.

Между тем, культурологический метод, опирающийся более всего на труды Тойнби, позволяет успешно преодолеть обе диспропорции — хронологическую и культурную.

В 1990 году учебные планы изменились. В образование добавили курсы истории культур. Тогда стало предельно ясно, что изучение как всемирной истории, так и истории мировых культур любым студентом-неисториком вообще не может быть построено иначе, чем на основании культурологического метода, потому что историк изучает всемирную историю в продолжение шести семестров, что для всех остальных невозможно.

Данный курс читался в рамках авторской концепции и программы в Высшей школе экономики (факультативно), а также в Московском архитектурном институте, в Литературном институте Горького и в Православном университете св. Иоанна Богослова. В течение шести лет он читался и школьникам продвинутых гуманитарных классов одного из московских лицеев.

Изданный в качестве учебного пособия, данный курс может служить основным пособием по Истории культур, дополнительным — в курсах Всемирной истории, Отечественной истории и Историко-культурного введения в политологию. Он может быть рекомендован и средней школе как книга для чтения учителя и ученика.

Первая часть курса охватывает великие культуры Древности. Условная граница проведена по возникновению христианства. Лекции 1 и 2 представляют собой культурологическое и этнологическое введение с изъяснением основных понятий и некоторых концепций, которые приобрели заметное значение в настоящее время. Лекция 3 посвящена традиционным обществам, которые необходимо рассмотреть отдельно, ибо они просто не входят в ареалы великих культур. Лекция 4 рассматривает возникновение четырех древнейших великих культур: египетской, месопотамской, индской и дальневосточной, породивших «гидравлические» цивилизации. В лекции 5 описывается великая культура Древнего Египта. Лекции 6 и 7 дают портрет месопотамской культуры в четырех ее важнейших регионах. Дальневосточная великая культура представлена в лекции 8 Древним Китаем — тогда единственным ее регионом. В лекциях 9 и 10 описаны великие культуры Индии и Ирана в их древности. Лекция 11 посвящена в основном эгейской (критской) великой культуре. Наконец, лекции 12-16 охватывают античный мир.