С настоящим Новым годом!

Николай Старорусский
В первые послевоенные годы ёлочные новогодние базары работали до 13 января, так что празднующие Рождество могли поставить ёлку после – как раз к  «старому» Новому году.  Такие приобретения были реже, чем обычные, но не единичные.

Напомним, что начинать Новый год сразу после Рождества Христова постановил Петр Первый.  И сейчас ёлочные ветви появляются в храмах к Рождеству. До того  отсчитывали, как говорили,  «от сотворения мира», а конкретнее, от начала церковного года – с сентября. 

Удивительно, как слаба историческая память… Вот только сегодня прочел, будто бы  старый Новый год вспомнили в годы так называемой «оттепели»… Скорее наоборот, тогда возобновились гонения на церковь и разрушения храмов, часто даже формально необоснованные  …

По традиции мы покупали и вешали на ёлку каждый год несколько новых игрушек; были и первые довоенные, еще довольно невзрачные шарики, рукавицы, зайцы, и самодельные мамины – Снегурочка, Ваня Солнцев…

Как известно, после примерно десятилетнего перерыва ёлочная традиция возобновилась на рубеже 1935-1936 годов.  По-видимому,  в сложном противодействии возможности маневра открывались постепенно. Скажем, Сталин отменил одно из постановлений Ульянова-Ленина о церкви, другим постановлением запретил использование церковных зданий совсем неподобающим образом (другой вопрос, как это соблюдалось на местах). 

Был сделан запрос ученым о наличии большой архитектурной (не исторической) ценности храма Христа Спасителя.  Ответ был отрицательным, что, в целом, соответствует истине.  Конечно, не надо было сносить храм. Но стоит вспомнить и то, что  молиться-то в нем было никак  нельзя. Он являлся оплотом обновленческого движения, как считается, поддерживаемого тогда государством.  Своеобразная ситуация.

Последнее по времени яркое воспоминание о «старом» Новом годе – как раз два десятилетия назад.  В одном из Питерских монастырей после Рождественской службы только что назначенный вместо почившего архииерей  вдруг сказал: «мы еще такие дремучие, празднуем по старому стилю, а цивилизованный мир весь по новому».  Раздались многочисленные возмущенные голоса; при его уходе хор не пропел, как принято, «ис полла эти, деспота» - «многие лета, господин».  Как помнится, его не приглашали  больше в этот монастырь, управляемый Патриархом.

Может быть, стоит сказать несколько слов о календарной проблеме.  Корень ее в том, что основная жизненная единица времени – сутки  несоизмерима с годом.  В своем вращении вокруг Солнца  Земля описывает полный оборот за 365 суток, 6 часов, 9 минут и сколько-то секунд.  Т.е. по-честному, если сегодня мы отметили новый год в полночь, то следующий раз надо бы в шесть утра первого января. Ввиду практического неудобства давно решили  отмечать три раза подряд немного раньше (считая ровно 365 суток в году), зато четвертый раз компенсировать, прибавляя лишние сутки.   Так удалось справиться с шестью часами, и период календаря стал не год, а четыре. Но остались еще минуты; их можно приближенно учесть, не считая длинными некоторые из годов кончающихся на целые сотни. 

Можно придумать много разных способов дальнейшего  уточнения, но периодичность календаря будет все возрастать а удобство – убывать. Один из вариантов был в средние века  навязан миру римским епископом. Нет нужды вдаваться в детали; достаточно сказать, что  даты исторических событий ученые ВСЕХ стран по-прежнему определяют по старому, юлианскому календарю – так гораздо удобнее.

Хуже то, что при введении нового календаря еще и одномоментно сдернули точку начала отсчета так, что сейчас разница составляет тринадцать суток, а позже возрастет еще. В Россию этот сдвиг ворвался в 1918 году.

Православная церковь с первых веков использует (улучшенный) юлианский календарь, просто и гармонично включающий не только солнечные циклы, но и лунный цикл.  Применительно именно к этому календарю Вселенские и другие соборы (неразделенной тогда церкви)  установили правила определения Пасхи, постов и т.п.  Иными словами,  образована годовая икона времени, наполненная глубоким смыслом. 

Переход к григорианскому календарю резко разрушил бы гармонию, установленную отцами Церкви, как это и произошло в римо-католической церкви.  В частности, иногда нарушалось бы исторически и логически естественное  требование сохранения последовательности исторических событий: праздновать христианскую Пасху в Воскресенье,  следующее за  еврейской пасхой  (когда состоялась Тайная вечеря), а не совпадающее с ней. (Именно фаза Луны определяет каждый год свой день еврейской пасхи).

Если все же беспокоиться о календарных вопросах, то стоило бы вот над чем задуматься: зачем вводить в широкое употребление совершенно чуждую нашей культуре систему годов Осла и прочих животных, к тому же начинающихся вообще не в январе….

С Новым годом!


Картинка из Яндекса