Японское чудо

Валерий Черкасов-Минский
                «При коммунизме из золота будем делать
                унитазы»
                Вроде бы  К. Маркс. Или -  В. Ленин

                «Мы будем мочить их в сортире»
                Вроде бы - В. Путин 


Очередной гость, чуть смущаясь, появился на пороге каминного зала. Все при-сутствующие с любопытством уставились на него.
- Ну, как? Все в порядке?
Тот молча кивнул.
- А теперь, -  торжественно провозгласил хозяин, - прошу всех к компьютеру. Сейчас «Чина» нам все расскажет!
- Неужели уже есть результат?!
- А вы думали! Мгновенно! Кстати, «там» тоже есть маленький «дисплюйчик», но здесь, я думаю, удобнее. Смотрите на монитор: вот экспресс-анализ,   вот основ-ные реакции. Какая нужна диета? – пожалуйста! Какие рекомендуются лекарства? Какие дозы и порядок приема? – плииз! 
- Это еще что! Смотрите следующую страничку! Задаем сумму, которую готовы потратить на лечение. Хоть в «деревянных», хоть в «зеленых». Прошу -  пересчет в оптимальных ценах! Между нами, говоря, я ее на этом пару раз ловил. Задашь «сумма не ограничена», она тебе такого насоветует – езжай в Америку операцию делать, скажешь «две штуки» – уже поскромнее. Пробовал даже задавать «мини-мум». Оказывается вполне можно за копейки лечиться. Я ведь сначала ее реко-мендации  с сами Зильберштейном перпроверял! Оказалось почти тик-в-тик! Ни одной ошибки! Наоборот, если что-то не стыковалось, то после дополнительных анализов «Чина» права оказывалась.
- Знаете, что самое смешное? Думаете эта штука  - деньги на ветер? Ничего подоб-ного! Да, не дешевая, но, по большому счету, - сплошная экономия. Я, когда убе-дился,  что она диагноз лучше, чем  ЦБ ставит, я к эскулапам вообще перестал обращаться.  Сам, как знаете, не пенек, а с такой японочкой…
Гости, большинство из которых сами были «эскулапами», зачарованно внима-ли монологу хозяина.
Между тем именинный вечер подходил к концу. Уже были выпиты: «ну, еще раз за дорогого именинника», «на посошок», «стремянная», «оглобляная»,  «закурганная», «коню в морду», «последняя за нашего дорогого»…
За последними гостями мягко щелкнули сейфовые замки тяжелых стальных дверей особняка. Поддерживая друг друга, на пустынную улицу вывалились двое.
- Давай, Паша, шевелись. Последний автобус из этой дыры в начале первого ухолит.
- А чего ты отказался? Он же предлагал машину…
- Ну, его на …! Надоел. У меня то, у меня се!
- Да-а.. Крут Семеныч!
- Скотина! Самый тупой был на курсе, а теперь пиз-нис-мен, олух-гарх! Он когда из больнички сбежал?  Лет пять тому назад? Теперь уже ОРЗ от СПИДа  хрен отличит.
- Ну, во-первых, не такой уж он идиот. Все-таки до диплома дотянул и в ордина-туре почти год кантовался. А, во-вторых, на фиг ему это теперь нужно?  Он уже и себе-то диагноз не ставит. Утром п…л, а на компьютере: «не забудьте после обеда принять две таблеточки фи- стала!». Господи! Я второй год не могу для клиники приличный кардиограф не могу выбить…А «Чина» его штука, действительно, неплохая. Сколько она, интересно, может стоить?
- Вся твоя клиника за год не заработает!
- А этот кретин…
- Брось! Не такой уж он кретин…Смотри! Автобус! Побежали…


     «Опять ни черта не получается!»
     Начальник отдела «оргпреступности» подполковник Громов с размаху бросил толстое «дело» в сейф,  и  с лязгом захлопнул дверцу.
           « Не подкопаться к паразиту! Ну, достал олигарх хренов! Все контакты только через Интернет, шифры как в ЦРУ! Ну, его к черту. Пора домой». Больше всего Ярослава злило, что он, признанный компьютерный ас, никак не мог подступиться ни к базам данных бизнесмена, ни к его переписке. «Прямо хоть в ФАПСИ его закладывай! Криптография-то явно не сертифицированная».
В это момент в кабинете раздался звонок «бункерного» телефона. «Чего это Куратору, на ночь глядя, понадобилось?»
Ярослав снял трубку.
- Слушаю, Виктор Федорович!
- Ярослав Николаевич, тут у меня находятся коллеги из прокуратуры. Просят помочь. Говорят, что нужна твоя консультация.
- А что случилось? С чего вдруг  такая дружба?
- У них там какое-то не то отравление, не то самоубийство.
- А мы при чем?
- Есть два момента, которые должны тебя заинтересовать. Первое – покойник был тебе хорошо знаком. Фамилия Жарковский тебе о чем-нибудь говорит?
«Ничего себе совпадение! Не зря говорят: не поминай черта к ночи!»
- Да-да, Олег Семенович, тот самый, к которому ты полгода подбирался. Опоздал, Ярослав. Похоже, конкуренты с ним уже рассчитались. Такова одна из версий прокуратуры. И, второе, – по словам следователя, у него не дом, а один сплош-ной компьютер, Так что, без тебя народ малость растерялся. Ты же главный спец в Городе по этим делам. Заодно, если сможешь, покопаешься в его базах. Вдруг все-таки выйдешь на связи. По-моему, ты давно мечтал об этом, только руки бы-ли коротки.
- Да, к нему влезть было не просто. Защита похлещи, чем в Пентагоне. Только я тогда Дембецкого возьму с собой, а то, думаю, у него и без сети не вдруг в «комп» заберешься!
      На какое-то время в трубке установилась тишина. «С прокурорскими согласовы-вает», - определил Громов.
      - Можно, бери своего консультанта. Машина со следователем прокуратуры внизу, можете ехать прямо сейчас. Его захватите по дороге. Желаю успеха.
Позвонив Марку Дембецкому, старшему научному сотруднику Института , а, по совместительству, крутому хакеру, с которым Громов раскрыл немало «компьютер-ных» преступлений, Ярослав оделся и спустился к ожидающей его машине.
По дороге следователь кратко обрисовал  ситуацию.
По словам свидетеля, - некого гражданина Полученка Павла Петровича, глав-врача районной больницы - дело обстояло так. Он зашел к Жарковскому где-то около шести часов вечера по делам, связанным с приобретением какой-то аппарату-ры для  больницы.  Жарковский, его бывший однокурсник, а ныне большой бизнес-мен обещал оказать спонсорскую помощь. Вопрос решили довольно быстро. Около получаса посидели, вспомнили молодость, немного выпили вина. Потом Олег Се-менович отлучился на несколько минут в туалет. Оттуда почти бегом прошел в спальню, на ходу что-то крикнул, но Полученок не разобрал. Через пару минут из спальни раздался то ли стон, то ли хрип. Свидетель вбежал туда, и увидел , что Жарковский корчится на полу.  Полученок определил, что это, скорее всего, обшир-ный инфаркт. Он тут же вызвал бригаду кардиологов из своей клиники. Приехали они очень быстро, но дверь изнутри не открывалась. В квартиру медики попали только с помощью МЧС, минут через сорок. Констатировали смерть от остановки сердечной деятельности. Полученок сделал все, что мог, но без аппаратуры для реанимации это было бесполезно. Тело Жарковского увезли на вскрытие.
- Вот, собственно, все, что известно на данный момент, - закончил рассказ следо-ватель прокуратуры.
- А этот, как его, Починок, где сейчас?
- Получинок. Мы его пока задержали. Если хотите, можете побеседовать.
- Посмотрим по обстановке.

                ***
        А обстановка была крайне интересна. Прошло не меньше двух часов пока Громов с Дембецким, облазив все помещения, сошлись в просторном холле.
        Это был, пожалуй, самый необычный осмотр места происшествия в практике Громова.  Сам особняк его, в общем-то, не особенно удивил. За последние годы ему не раз приходилось бывать в «новорусских» домах. И, хотя одной из основных целей каждого хозяина была оригинальность интерьера (главное – чтобы не как у всех!), они походили друг на друга как хрущевские квартиры интеллигентов в шестидесятые годы. Что действительно поражало в коттедже Жарковского, так это уровень его компьютеризации.  Автоматизировано было все мыслимое и немысли-мое.  «Прямо космическая станция какая-то», -  подумал Громов, хотя там-то он как раз и не бывал.
- Да, Марек, всякое видал, но мониторов в сортире – пока не доводилось!
- А ты бы на кухню посмотрел, – выбирай меню на неделю, и минута в минуту получай заказанное! Мало того. Я заказ на сегодняшний завтрак посмотрел: тем-пература бифштекса – 67 градусов, апельсинового сока – 9! И  это не все! Кухон-ный комп по сети связан еще с каким-то, по идее что-то лечебно-диетичекое. Я до конца не разобрался.
- А я вам что говорил? -  вмешался в разговор следователь.
      
Он был так доволен произведенным эффектом, будто демонстрировал собст-венный дом.
- Только все это почему-то не работает. Наши ребята часа два бились, пытались запустить хоть что-нибудь – ноль! Кстати, - спохватился он, и подозрительно по-смотрел на Дембецкого. – А как это Вы на кухне меню посмотрели? Там же ничего не включается!
- Подумаешь, бином Ньютона! – ответил Марк излюбленной  присказкой. – Там всего-то парольчик нужно было ввести. А какой может быть на кухне пароль у примитивного приколиста? Если вопрос: «чего надо?», то и ответ что-нибудь ти-па «жрать хочу». Так и оказалось.
-   А  все остальное тоже можно включить? - загорелся следователь.

Он и Громов вопросительно уставились на Дембецкого.
- Боюсь, что это будет сложнее. Насколько я понял, кухня  - исключение. То ли он ее установил раньше, то ли почему-то не стал доводить до упора… Может к ней еще кто-то доступ должен иметь, какая-нибудь приходящая экономка, домработница…И все остальное – на телеметрии. Без хозяина все заблокировано, включается на его голос,  пальцы, глаза, может быть походку…
- Ну, это ты уже загибаешь?
- . Почему? Аппаратура такая имеется в продаже. Стоит, конечно, по черному,  но, покойный, судя по всему, не бедствовал.
- Вот почему двери нельзя было открыть!
- И это тоже.
Их беседу прервал телефонный звонок. Следователь взял трубку
- Уже? Ну, вы даете, ребята! – он прикрыл трубку ладонью. – Это  из клиники - результаты вскрытия…
- Да-да, слушаю. Понимаю, понимаю. Вас очень просили ускорить дело. Конечно, такие люди… Ты давай рассказывай, что получается…Так…так…так.. Не понял! Ага… Ладно. Сейчас за бумагой кого-нибудь подошлю. Пока!
Положив трубку, он повернулся к Громову.
- Во,  дают, медики! Обычно неделю ждешь результатов вскрытия, а тут за пол дня все анализы готовы. У крутого -  и труп крутой! 
- И что говорят? – взял инициативу в свои руки Громов.
- Отравления нет. То есть и убийство, и самоубийство отпадают. Выпил лекарство, я названия не запомнил, которое ему было категорически противопоказано. Вра-чебная ошибка. Его персонального врача уже опросили, тот категорически отри-цает, что мог выписать такое. Кстати, говорит, что Жарковский давно к нему не обращался, доверяет только компьютерной диагностике…
- Слушай, Марк, - снова вмешался Громов, - а если это все-таки убийство, а врагов у него хватает, то может быть кто-то влез в программу диагностики?
- Сомневаюсь, -  он покосился на следователя, - ты, по-моему, сам имел возмож-ность убедиться, что защита у него будь здоров! Если он свои коммерческие кон-такты закрывал так, что не подступись, то уж здоровье свое..
- А исходные данные?
- Слава! Здесь не влезть ни в программу, ни, тем более, в исходники. Их тут нет! Я же вам объяснил – сплошная телеметрия! Исходные данные вводятся напрямую…
- Именно! – почти закричал Громов. – Консультант  - свободен! Иди погуляй. Господин следователь, ну-ка давайте мне сюда этого вашего свидетеля! Сейчас я с ним побеседую….


         Через несколько дней  Громов и Дембецкий встретились в своем в любимом пивбаре.
- Ну,  нарасследовал? Что  было? Все-таки убийство? Мафия?
- Однокашники. Только они назвали это иначе – проверка на вшивость. Два его бывших однокурсника поспорили: может ли врач, пусть бывший двоечник, пере-путать симптомы… Один уверял, что может, другой, что для этого нужно быть полным дебилом! И провели «экскремент». На бутылку коньяка поспорили. Подбросили ему в унитаз кал больного. Компьютер выдал результат, и «велел» срочно принять какие-то пилюли. Правда, насчет того, что «ошибочный диагноз» может быть смертельным, оба забыли. А ему как раз, с его сердцем, это было абсолютно противопоказано.
- А может быть, и не забыли, - задумчиво протянул Громов. – Они оба его нена-видели и смертельно завидовали. Но это вряд ли можно доказать. -  И помолчав, добавил: «Да не очень и хочется».

* опубликовано в журнале "Защита информации.КОНФИДЕНТ", №6,2003.