Gherardo della Notte,Концерт.1626-1630,Лувр.
Побывав в музее Уффици во Флоренции,обратила внимание на картины художника Gherardo della Notte,так были подписаны его картины.Они меня поразили умением художника передать освещение.Решила побольше узнать о художнике и его творчестве.
Хонтхорст Геррит или Герард (прозвище Герардо делла Нотте, Gherardo della Notte, “Ночной Герард”), голландский живописец и рисовальщик.
Старший и более популярный из братьев, Хонтхорст родился в Утрехте 4 ноября 1590 г, он был сыном "шпалерного" живописца (Kleerschryver) Х.ван Хонтхорста. В 1600-е годы учился в мастерской А.Блумарта.
Между 1610 и 1615 гг. приехал в Италию, где жил в Риме. Там он испытал влияние Караваджо. В Риме Хонхорст, завоевав признание религиозными картинами, обыгрывающими эффекты ночного освещения; получил от итальянцев прозвище Gherardo della Notte.
Среди римских учеников Хонтхорста был Маттиас Стоммер. По возвращении на родину (в 1620 г.) работал в Утрехте, где в 1622 г. был принят в гильдию живописцев своего родного города.
В 1623 году стал президентом гильдии Святого Луки, в том же году женился. Войдя, вместе с Х.ван Тербрюггеном иД.Бабюреном в число так называемых «утрехтских каравджистов», был самым преуспевающим среди них, пользуясь немалой известностью в европейских придворных кругах.
Художник был мастером театрализованных, сильных по живописной режиссуре мизансцен, драматических либо комедийных. В ранний и зрелый период писал преимущественно ночные сцены, освещенные свечой или факелом, в позднем творчестве тяготел к менее контрастным, светлым цветовым гаммам.
Был мастером религиозной, мифологической и жанровой картины. (“Поклонение пастухов”, 1622, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кёльн; “Концерт”, 1624, Лувр, Париж; “Музыкант”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).”.
Поклонение младенцу.1620г.
Концерт.1626-1630,Лувр.(Иллюстрация вверху)
На данной картине в комнате, освещенной падающим откуда-то из верхнего окна лучом света, изображена собравшаяся вокруг стола компания: нарядно и даже вычурно одетый музыкант играет на виоле да гамба, а юноша и девушка поют, держа в руках ноты.
Художник наделил участников импровизированного концерта разнообразными эмоциями: музицирующий задорно смотрит на поющих, юноша весь погружен в пение, девушка сосредоточенно глядит в ноты, на ее лице - печать вдохновения, а старуха, виднеющаяся позади, наверное, хочет вставить свое слово.
Но Ван Хонтхорст не был бы голландцем, если бы не внес в полотно комический оттенок: девушка, трогательно выводящая песню, одновременно тянется рукой к уху юноши, пытаясь снять с него сережку, старуха, вероятно, советует ей, как сделать это незаметнее, и даже приготовила кошель.
А музыкант оттого так «хлопочет лицом», что и концерт веселая компания устроила только затем, чтобы обворовать богатого бедолагу. Второй смысл, скрытый в обычной жанровой сценке, превращает картину в небольшой рассказ.
Королева Елизавета Богемская, сестра Карла I Английского , находясь в изгнании в Нидерландах, пригласила Хонтхорста в качестве художника и преподавателя живописи своим детям.
Через нее о Хонтхорсте узнал ее брат Карл I, который пригласил его в Англию в 1628 году. Там он написал несколько портретов, а также огромную аллегорию, находящуюся в настоящее время в Хэмптон-Корте: Карл и его жена изображены как Диана и Аполлон.
В 1641 был назначен придворным художником Вильгельма, принца Оранского. В 1649 участвовал в росписи загородного дворца Хёйс-тен-Бос. В 1652 вернулся в Утрехт, где через несколько лет и умер.
Посмотреть галерею работ художника можно здесь.https://maxpark.com/community/6782/content/4958879