Кулундинский Василий Алибабаевич, или как мы замер

Виктор Тарасенко
Кулундинский Василий Алибабаевич, или как мы замерзали в Казахстанской степи
      
   В моей жизни были некоторые интересные истории практически на гране фола жизни и смерти. Вот об одном таком происшествии мне сегодня захотелось рассказать вам.
       Однажды я разбил в хлам новенькую чужую машину (улетел по первому гололёду с трассы, несколько раз перевернувшись), и конечно же мне по справедливости нужно было возмещать ущерб её владельцу. В моё положение вошли родственники, и на совете было принято решение скинуться, и  поехать за кузовом первой комплектации на восьмерке старшего брата в город Тольятти через Курган.
     Дело в том, что моя старшая сестра жила в г. Тольятти и работала на автозаводе, и мы думали через неё купить кузов подешевле, т.к. для работников завода были определенные скидки. В Кургане мы хотели купить прицеп и на нем привезти новый кузов. Потом мы хотели перебросить узлы, агрегаты и мотор с разбитой машины на новый кузов, короче говоря, сделать из груды металла конфетку.
     Казалось, что мы всё продумали: маршрут движения, время в пути и т.д. Кроме того, так как нам говорили, что  у восьмерки слабым местом был электронный блок зажигания (коммутатор), мы взяли с собой запасной. Трудностей мы не боялись, препятствий особенно не видели, хотя наши жёны нас не благословляли на данное рискованное мероприятие.
      Поездку мы решили осуществить в конце январских каникул (пока все отдыхали) и вернуться домой в первых рабочих числах. Два моих родных брата и я отправились в этот путь. Машину мы подготовили к дальней поездке: поменяли масло, антифриз, поставили шипованную новую резину, зарядили аккумулятор, и провели все возможные нам другие действия. Кроме того, старший брат додумался положить в багажник нашего авто большие сибирские пимы (валенки), которые занимали много места, но как оказалось впоследствии, были совершенно не лишним грузом.
      В нашей команде двое из нас были верующими людьми, а один не отвергающий Бога, но церковь не посещающий. Поэтому никто из нас не был против молитвы в дорогу, которую  совершив, мы и отравились в путь.
      Выехав спокойно в 9 часов утра из Барнаула мы ровно и поехали. Как говорил старший брат Владимир: «дорога была колесом, видимость на миллион». Морозец стоял знатный, в городе минус 30-35, но печка работала исправно и нам даже пришлось снять верхнюю одежду в машине.
     Красив наш Алтайский край в любое время года, широкие просторы полей чередовались с березовыми околками, деревья которых стояли в своём инее  и снежном убранстве, затяжные подъемы увалов, сменялись красивым сосновым бором, а затем заснеженными бархатным снегом полями Мы наслаждались зимними пейзажами за окном и вели непринуждённые беседы. Машин попутных и встречных было мало (всё же выходные) трасса свободна. Так без приключений мы проехали весь короткий зимний световой день, миновав Павловск, Шелаболиху, Крутиху, Камень-на-Оби и добрались до последнего населённого пункта на западе края - Кулунды. Впереди лежал путь через Казахстан в Омск и дальше через Курган по маршруту. Так, как все мы были водители, то делать незапланированные остановки раньше Кургана мы не планировали.
     Стрелка топлива скатилась влево, показывая, что нужно заправиться. На выезде из поселка Кулунда была АЗС, где мы и залив бак под горловину, отправились дальше. Успешно миновав Павлодар мы продолжили путь теперь уже по Казахстанским степям. Картина за окном сменилась тусклым однообразием бескрайней заснеженной степи, да впрочем за окном уже ничего и не было видно. Морозец видимо к вечеру покрепчал: лобовое стекло, при работающей печке на последнем режиме,  сверху  начало немного затягивать, да и в машине, те, кто не был за рулем, накинули верхнюю одежду.
    Проблемы начались на 70 км пути от Павлодара. Машина как то неуверенно, но неуклонно начала терять мощность. Вокруг ни души, поэтому мы хотели продолжать путь в любом случае до первого населённого пункта, но не тут то было. Машина встала колом. Первой мыслью было: отказал электронный блок управления зажиганием. Мы оделись и попытались по быстрому его заменить. Надо сказать это у нас не быстро, но всё же получилось, и при этом мы вполне ощутили ледяное дыхание Казахстанской степи. Руки, вынутые из перчаток мгновенно становились каменными, пальцы не сгибались, и мы смогли завершить замену только потому, что чередовались: пока один отогревал свои руки, другой крутил винты, менял деталь и т.д. По ощущениям мороз был порядка сорока градусов, при этом со степи дул пронзающий небольшой ветерок, хотелось быстрее завести машину и отогреться.
      Увы, этому желанию, не суждено было осуществиться. С новым блоком зажигания ничего не изменилось: стартер крутил двигатель с каждым разом всё медленнее, двигатель булькал, кряхтел, плевался, но заводиться не хотел. Мы заменили старые свечи новыми, проверили катушку зажигания и подачу топлива. Искра была в норме, бензонасос работал исправно, но ничего не изменилось – двигатель заводиться не хотел, а стартер сделав последнее вращение, отказался бессмысленно его крутить. Короче говоря, аккумулятор сдох.
      В тёмном небе ярко горели звёзды, по дороге мела позёмка, а мороз крепчал с каждым часом. Мы немного согревшись чаем из термоса решили было развести костёр, дрова для которого хотели принести из лесополосы, чернеющей вдалеке. Я обулся в наши добрые сибирские пимы, взял топор, и двинулся по направлению к лесополосе. Стоило мне миновать трассу, я провалился по пояс в снег, и конечно же он, засыпался куда только можно. Каждое движение вперёд сопровождалось более глубоким провалом, силы таяли, а вожделенная лесополоса была всё еще далеко. В общем помучившись таким минут тридцать, я повернул назад, решив, что это не самая хорошая идея.
    Все мы уже изрядно замерзли, залезли в машину, но ситуация улучшилась не намного. В машине стоял такой же дубак, правда не было ветра, и немного было теплее от нашего дыхания. Стёкла восьмёрки изнутри покрылись изумительными узорами Деда Мороза, но почему то, они нас совсем не радовали.
    «Давайте молиться» - предложил старший брат. В данной ситуации это было самое правильное решение. Закончив молитву мы стали обсуждать, что же делать дальше. Так, как от Павлодара мы отъехали уже более чем на 70 км, возвращаться туда пешком было не вариант, мы также не знали на каком удалении может быть населённый пункт с другой стороны. Таким образом от идеи послать гонца пешком за помощью мы отказались. Оставалось только одно – надеяться на чудо.
      Холодно стало невыносимо – ног мы уже не чувствовали. Было решено жечь запаску, а затем и все остальные колёса. Мы достали запаску, стали набирать бензин из бака, как вдруг навстречу нам вдалеке в темной кромешной тьме мигнули фары. Это было чудо и надежда на спасение. Мы, как в известном фильме перегородили дорогу, встречный Камаз остановился.
    «Возьми на буксир» - обратились мы к водителю. С трудом развернули мы нашу восьмёрку, впечатление было таким, что ворочаем трактор, однако это занятие нас немного согрело. Затем в наше заснеженное сознание пришла глупая мысль завести нашу машину с буксира, что мы и попытались сделать. Наш длинный трос в результате двух безуспешных попыток стал короче в два раза, так как, каждый раз он рвался при переключении с нейтральной и  включении скорости. Это был финал нашим попыткам поехать своим ходом.
    «Всё, мужики, хватит! Цепляйтесь быстрее, я дотащу вас до Павлодара, а то и сам встану, соляру перехватывает». Мы быстро выполнили указание нашего спасителя. За руль посадили самого опытного из нас – среднего брата Василия - профессионального водителя, а сами стали расчищать изнутри лобовое стекло. Налет на стекле был уже с палец толщиной, и мы смогли расчистить небольшой кружок, размером чуть больше 7 см, который по ходу движения постоянно стремился затянуться от нашего дыхания. Василий был за рулем, старший брат постоянно тёр лобовое стекло, а я подавал ему сухие тряпки для этого, чрезвычайно важного для нас действа.
    Кто имеет опыт буксировки, тот понимает, что даже в нормальных условиях движения, занятие это не из приятных, что ж говорить про наш случай. Буксировочный трос укоротился до трех метров в длину, и был связан в двух местах. Необходимо было соблюдать постоянный натяг, иначе он мог порваться ещё и ещё, впрочем Василий подтвердил свой профессионализм. И это при том, что по ходу движения приходилось несколько раз останавливаться для отогрева солярки. Её перехватывало на ходу, водитель Камаза останавливался, быстро выскакивал с паяльной лампой, грел, одному ему ведомые теплопроводы, и мы продолжали путь.
    В конечном итоге, ближе к утру, мы в благополучии были доставлены на буксире до первой автостоянки на окраине Павлодара. Водитель КАМАЗа дал нам свой номер телефона, сказав, что если сами не сможем справиться с авто, то он поможет и подъедет к концу дня. В коротком общении с ним мы узнали, что он также не отвергает Бога, и его бабушка является верующей, так что на наши уверения, что его для нашего спасения послал Бог, были приняты им вполне серьёзно.
    На самом деле так и было. Этот встречный КАМАЗ спас нас от замерзания в глухой Казахстанской степи, потому что за весь обратный путь на тросе, мы не встретили ни одной машины ни в попутном, ни во встречном направлениях.
   Сторож автостоянки, войдя в наше бедствующее положение, принял нас радушно, угостив крепким чаем. Мы согревались,  замороженные ноги и руки ломило, но это уже была приятная отходная боль кровообращения. Меня разморило, я прилег на топчан, вытянув ноги поближе к козлу, это обстоятельство привело в негодность наши валенки, они изрядно подгорели.
   Утром мы обнаружили, что через дорогу от стоянки находился автосервис с теплым боксом. Мы сходили договорились с начальником сервиса, получили от него добро, и попытались вручную перекатить наш автомобиль со стоянки в тёплый бокс. Расстояние было каких-то метров пятьдесят, но машина стояла колом, пришлось затягивать её в бокс на буксире.
   Нет ничего более приятного для автомеханика зимой, чем тёплый бокс. Поставив нашу машину отогреваться, мы решили прочистить карбюратор, так как коммутаторы и новый и старый работали нормально, их мы  проверили в сервисе первым делом. Что произошло дальше требует отдельного рассмотрения.
    Сняв верхнюю крышку воздухофильтра нами был обнаружен Ниагарский водопад в миниатюре, правда был он желтого цвета и замороженный, другими словами из камеры дроссельной заслонки торчала глыба льда. Мы сняли и прочистили карбюратор, поставили на зарядку аккумулятор, и стали коротать время.
     Через короткое время  в сервис стали затягивать одну за другой автомобили. Это были и Газели и Мерседес и ВАЗы, в общем всех типов и видов, причина столь неожиданного дохода для владельца сервиса была одна: все они заправлялись на АЗС посёлка Кулунда. Узнав об этом, мы с видом знатоков давали совет и команду водителям снимать крышку воздухофильтра. Картина была до безобразия однообразная: у всех ледяной замерший Ниагарский водопад цвета ослиной мочи.
       И вот здесь кто-то из водителей и произнёс эту крылатую фразу: «Ну и обломаю же я рога этому Кулундинскому «Василию Алибабаевичу!». В принципе с ним были согласны все пострадавшие.
      Нам предстояло решить: продолжать ли наше путешествие вперёд или вернуться домой. Вот здесь мы и вспомнили, что все наши жёны были против этого путешествия и с большой неохотой отпустили нас.
    «Бог, закрыл нам путь вперед.» - сказал Владимир- «Давайте возвращаться, думаю, что сейчас за нас молятся и родители, так, что всё будет хорошо.» Мы были согласны, и  поехали обратно. Мороз стал чуть меньше, но всё равно через каждые 50 - 100 км машина начинала терять мощность и останавливаться. Но теперь мы знали причину и были к этому готовы: быстро выскакивали из машины, один снимал крышку воздухофильтра, другой насосом продувал карбюратор и двигались дальше в путь.
      Проезжая Кулунду хотели было сказать пару «ласковых» местному «Василию Алибабаевичу», да решили не тратить драгоценное время и нервы.
     Слава Богу мы вернулись домой в целости и сохранности! Конечно же рассказали о своих приключениях нашим родным. Попросили прощения у жён, за то что отправились в путь без их благословения. Кроме того ещё раз убедились в силе молитвы, и заботе Бога о нас.
      Дело в том, что в тот самый час, когда мы замерзали в Казахстанской степи и встретили КАМАЗ, на молитву по причине непонятной вдруг ему бессонницы встал наш отец, как мы его называли – деда Гриша, и молился о нашем благополучии.
    Казалось бы наши планы не состоялись, но мы были в радости. Топливную систему, в том числе и топливный бак, пришлось всю снимать и продувать,   
    Ущерб за разбитую машину всё ещё нужно было возвращать, но это уже другая история…

ТВГ, г. Барнаул, 2016