Адаптация. глава 6. преподаватель гражданской обор

Петр Чванов
Глава 6. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Приказ о назначении капитана 1 ранга запаса Рындина преподавателем ОГМА состоялся накануне  Дня посвящения в курсанты. Одевшись в парадную форму, Алексей сел в свой «Запорожец» и отправился на своё первое занятие в учебный корпус академии, который располагался на улице Дидрихсона. Подъезжая к воротам, он  обратил внимание  на то, что вся улица забита иномарками. Одесса  и раньше славилась множеством иномарок на улицах, но такого количества легковых машин иностранных марок Алексею ещё не приходилось видеть. Его «Запорожец» казался Золушкой на королевском балу.

 Алексей к тому времени обкатал и «Москвич», и «Жигули», и давно пришёл к выводу: марка машины для водителя вещь вторичная, первичная – её техническое состояние и внешний вид. Однако курсанты академии смотрели на это совсем по-другому. При въезде в ворота академии  перед капотом «Запорожца» вдруг вырос курсант второго курса с красной  повязкой на рукаве:
-Въезд посторонних машин на территорию академии запрещен, - категорично заявил он.
-А я вовсе  и не посторонний, - улыбаясь, сказал Алексей и вышел из машины. – Я преподаватель кафедры гражданской обороны.

Курсант опешил. По его лицу блуждала улыбка недоверия.
-Капитан 1 ранга и преподаватель нашей академии ездит на таком барахле? – довольно громко пробормотал он. – Этого не может быть!
-А ты ущипни себя за руку и убедишься, что это не сон, - засмеялся Алексей.  –Уходи с дороги! Сзади уже образовалась очередь.
Курсант неуверенно сделал шаг в сторону, давая Рындину возможность продолжить движение.

Известие о том, что преподаватель академии, капитан 1 ранга приехал на занятия на «Запорожце» мгновенно разнеслось повсюду. В дальнейшем  почти на каждом уроке первым вопросом, который задавали курсанты очередной группы был вопрос о его машине. Доводы Алексея о легковом автомобиле, как средстве передвижения, каждый раз разбивались о непоколебимое мнение курсантов о том, что преподаватель академии не должен ездить на «Запорожце». Разговоры о нём прекратились только после того, как на лекции по ЗОМП*, услышав  в очередной раз вопрос о его машине, Алексей резко ответил:
-«Запорожец» - это моё хобби, но если вы сброситесь  и купите мне ко дню рождения «Мерседес», я не возражаю. Буду ездить на «Мерседесе».

Первая же контрольная работа, проведенная по ЗОМП на третьем курсе судоводителей, показала огромную разницу между курсантами среднего мореходного училища и курсантами ОГМА. Курсанты среднего мореходного училища оказались на голову выше будущих судоводителей. Конечно, Алексей был далёк от мысли о том, что умственные способности слушателей академии ниже их сверстников из средней мореходки. Как полагал Рындин, причина исключительно низких результатов контрольной работы кроется в социальном положении большинства курсантов. С первых дней пребывания в академии они были уверены в своей неуязвимости и безнаказанности, уверенно смотрели в будущее, заранее зная, что им уготованы высокие командные должности на судах ММФ и высокие должностные оклады.

Они свысока смотрели на офицеров ВМК, получавших низкие должностные оклады. Каждый курсант-судоводитель, побывав на практике, возвращался  в академию с довольно крупными суммами  долларов в кармане. Они чувствовали себя хозяевами жизни. Если курсанты среднего мореходного училища, в котором Алексею пришлось преподавать раньше, знали, что прилежная учёба и отличная дисциплина это их шанс занять достойное место в жизни, то курсанты академии были уверены, что они и так «принцы по крови» и напрягаться им незачем. Получение двоек по результатам контрольной работы они восприняли как пощёчину, даже те, кто получил хорошие и отличные оценки.
-Новая метла по-новому метет,- раздалась первая реплика, как только Алексей объявил результаты. Высокий грузный курсант нахально уставился на Рындина.
-Капраз наверное не понял куда он пришёл, - тут же раздался голос в другом конце аудитории.
-Да он просто показывает зубы, - вступил в травлю нового преподавателя третий.

Шквал голосов нарастал. Не обращая внимания на остальные реплики, Алексей минуту выждал, а затем, подойдя к курсанту, подавшему первую реплику, тихо приказал: - Представьтесь пожалуйста!
-А в чём дело? – всё также нахально глядя на преподавателя, спросил тот.
- У Вас со слухом всё в порядке? – вопросом на вопрос ответил Рындин. – Я попросил Вас назвать свою фамилию.
-Ну, Короедов, а в чём дело? – повторился тот.
-Знакомая фамилия, - спокойно ответил Алексей. В его памяти сразу же всплыло лицо флагманского специалиста по связи, с которым ему когда-то пришлось схлестнуться при проверке его корабля. – Ваш отец,  по-моему,  офицер ВМФ.
-Был. Сейчас он уже пенсионер, а откуда Вы знаете? – уже более спокойно снова спросил курсант.
-Придёте домой, передайте ему от меня привет. О том, что Вы двоечник пока можете ему не сообщать, - не отвечая на вопрос и улыбаясь, попросил Рындин.

Курсанты дружно засмеялись. Со всех сторон посыпались весёлые реплики и насмешки. Всё внимание переключилось на Короедова.
Алексей выждал ещё минуту и  тут же, одёрнув любителей позубоскалить, потребовал:
-Прекратить болтовню. Продолжим  разбор прошедшей контрольной работы. Я выслушал ваши реплики и пришёл к выводу, что вы очень легкомысленно подходите к предмету, который имеет прямое отношение к борьбе за живучесть судна. Я не завидую экипажу судна и его пассажирам, если вы и свою специальность знаете также слабо.
- Не Вам судить о нашей специальности. Ведь Вы же минёр, - перебил его один из курсантов.
-Это приятно, что Вы запомнили кто я по профессии. Теперь подойдите к доске и докажите своё профессиональное превосходство! - предложил Рындин.

Курсант не заставил  преподавателя  повторять дважды и решительно пошёл к доске.
-Возьмите мел! - продолжил Алексей.  - Насколько мне известно, вы уже давно изучили способы определения места судна по береговым ориентирам и прошли две штурманских практики.  Расскажите мне и своим однокашникам, как Вы будете определять место судна по крюйс-пеленгу.

Курсант опешил. Он недоуменно уставился на капитана 1 ранга. Лицо его вдруг  начало наливаться краской.
-Я что-то не помню, о чём идёт речь,- пробормотал он. Алексей пояснил. В аудитории повисла напряженная тишина.
-Кто хочет помочь этому горе-мореплавателю? – обратился Рындин уже ко всей аудитории. Ни одна рука не поднялась.
-А Вы сами сможете? – вдруг крикнул кто-то и осекся.
-К сожалению, у нас сейчас урок гражданской обороны. Правда, это последняя пара, поэтому всех желающих прошу остаться после занятий и я Вам с удовольствием расскажу о всех способах определения места корабля по береговым ориентирам, в том числе и о крюйс-пеленге. Кстати, сегодня я только констатировал количество двоек и общие недостатки, но если Вы и дальше будете так готовиться к занятиям по моему предмету, буду подробно разбирать грехи каждого, не взирая на личности.

Больше желающих проверить эрудицию преподавателя не нашлось. Никто не захотел остаться и на дополнительное занятие  по судовождению. Только Юрий Фёдорович, когда Алексей пришёл в преподавательскую, спросил:
-Как Вам наши Крузенштерны, товарищ капитан 1 сорта, сумели доказать, что земля имеет форму чемодана?
-Боюсь,  на сей раз, им не повезло. Я их слегка разочаровал, - засмеялся Рындин. Особенно ему понравилось обращение «товарищ капитан 1сорта».