Гаммированный крест

Вольфганг Акунов
RLD

НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

Настоящая публикация ни в коей мере не является апологией преступного гитлеровского режима, Национал-Социалистической Германской Рабочей партии (НСДАП) и (или) пропагандой справедливо осужденных всем прогрессивным человечеством национал-социалистических, фашистских или иных тоталитарных человеконенавистнических символов, движений, партий, взглядов и идей, антисемитизма или юдофобии, нося исключительно популярно-ознакомительный характер.


ГАММИРОВАННЫЙ КРЕСТ

Крест - это далеко не только эмблема мучимого Христа, это образ четырех направлений, четвертующих человека, даже в большей степени астрономических и физических, чем духовных; крест, приведенный в движение относительно самого себя, становился символом подвижного мира, и греческое искусство широко применяло "свастику". как ее называют, задолго до того, как она стала эмблемой политических режимов, мнящих себя новыми.

Робер Фоссье. Люди средневековья.

Гаммированный крест, или свастика (санскр.), по-немецки: "гакенкрейц", или "гакенкройц" (Hakenkreuz), что означает, буквально, "крюковой, крюкообразный или крюковидный крест, по-гречески: "гаммадион" ("гаммированный крест", "гамматический крест") или "тетраскеле" ("четвероногий"), по-древнеанглийски: "филфот" ("четвероногий"), по-латышски: "угунскрустс" ("огненный крест") или "перконкрустс" ("крест Перконса" - бога-громовержца"), по-фински: "гакаристи", по-древнерусски "ярга", "конь" или "коловрат" (от общеславянского "коло" - солнце), в геральдике - "головчатый крест" - известный с незапамятных времен солярный (солнечный) символ ("су" - "связанное с добром, благом" - название древнеарийской солнечной птицы, "астика" - перемена, двуликое божество теплой и холодной половины календарного года), согласно книге академика Н.А. Морозова "Христос" - "коленопреклоненный крест" считается олицетворением вечного солнцевращения и, тем самым, вечного круговращения природы.

Гаммированный крест (получивший свое название от того, что четыре его луча с перекладинами подобны греческой букве "Г", или "гамма"), широко использовался в символике многих зародившихся в глубокой древности религий: брахманизма, джайнизма, зороастризма, з(е)рванизма, митраизма, буддизма, древнетибетской "черной (синей) веры" (бон-по) и "желтой веры" (ламаизма), индуизма, а также в символике и орнаментике античной Греции, эллинизма, Древнего Рима, Византии, древних иранских, германских, славянских, балтских и кельтских народов.

Под названием "мученического креста" гаммадион вошел также в христианскую символику (в частности - на надгробиях христианских мучеников в древнеримских катакомбах, колоколах, молитвенниках, настенных изображениях - например, в киевском Храме Святой Софии, облачении церковно- и священнослужителей) и нордическую руническую символику, средневековую европейскую и азиатскую (например - японскую самурайскую) геральдику, символику теософов, антропософов и ариософов середины XIX-начала XX вв.

"Гаммированный крест" пользовался особым почитанием Новомучеников Российских - Святых Страстотерпцев Государыни Императрицы Александры Феодоровны (молитвенник, многие личные вещи которой и даже стены Ипатьевского дома в Екатеринбурге - месте мученической гибели Царской Семьи в 1918 г. - были украшены знаком свастики)и Святого Благоверного Царя-Мученика Николая Александровича (капот автомобиля которого, как видно по сохранившимся фотографиям, был украшен знаком прямостоящей свастики в кольце). Мало того - после свержения Самодержавия в России в качестве национально-государственной эмблемы стихийно появилась (например, на денежных купюрах как "белого" Временного, так и "красного" большевицкого правительства) солнечная свастика, просуществовавшая на нарукавных нашивках и головных уборах некоторых красноармейских частей вплоть до 1924 г.!

В Германии "гаммированный крест", имевший ограниченное употребление в теософско-ариософских кругах ("Германенорден", "Орден Нового Храма", "Общество Туле", "Туле-Бунд", "Орден Туле", "Арманеншафт", "Общество Г(в)идо фон Листа"), впервые получил широкое распространение после возвращения на родину из Финляндии и Прибалтики бойцов белых добровольческих корпусов (фрейкоров), позаимствовавших свастику у латышей, литовцев и финнов, в национальной орнаментике которых свастика издавна играла важную роль. Так, например, белым изображением прямостоящего "гаммированного креста" были украшены стальные каски, автомобили и броневики белой добровольческой 2-й Вильгельмсгафенской Военно-Морской бригады Эргардта (Marinebrigade Ehrhardt). Наряду с белым "гаммированным крестом" и белой "мертвой головой" фрейкоровцы часто использовали в качестве опознавательного знака на своей военной и автомобильной технике изображение Железного Креста и прямого белого креста (последний использовался в качестве такой эмблемы и в танковых частях СС и вермахта в 1939 г., но позднее был заменен "Крестом Святого Николая").

ПРИМЕЧАНИЕ

В качестве иллюстрации к настоящей миниатюре мы поместили в ее заголовке фотографию украшенного изображениями наклонных ("вращающихся"), как право-, так и левосторонних "гаммированных крестов" облачения русского православного священнослужителя (XVIII в.). Наличие на одном и том же церковном облачении мирно соседствующих право- и левосторонних свастик, между прочим, является наглядным и красноречивым опровержением основательности всевозможных "глубокомысленных" рассуждений о то, что разнонаправленные свастики, якобы, символизируют одна - дорбро, другая - зло, и пр. в том же роде.