Диалектическая теория личности

Зуев Андрей Яковлевич
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

       Личность – философская (психологическая) категория для обозначения человека и его сущности в качестве момента социальной материи, снятого во всеобщей и  индивидуально-конкретной форме. Из этого определения следует то, что личность существует не сама по себе отдельно от общества, а вместе с обществом, являясь моментом и результатом его развития. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» - В.И. Ленин. Термин «момент» указывает на противоречивое единство человека и общества как внутреннее самодвижение содержания в движении развития социальной материи -  высшей из всех форм движения матери известных науке.

       Определение подчёркивает всеобщую и индивидуально-конкретную форму социального бытия человека, которая включается в общество в снятом виде. Личность, таким образом, противостоит человеческому сообществу, отрицая его.  Она же одновременно отрицается коллективным социальным бытием, но включается в него так, что сохраняется форма социальной материи. Взаимодействие индивидуального и коллективного моментов подчиняется диалектическому закону «отрицание отрицания».  Мы обнаруживаем в таком отрицании не отрицание с отторжением и разрушением личности, а отрицание с удержанием, которое, в итоге, становится созиданием и развитием всего общества.  Свободное развитие отдельной личности становится главным условием свободного развития всех людей.

        Сущность личности в силу её индивидуально-конкретного бытия бесконечна в своих проявлениях. Следовательно, процесс познания личности,  то есть углубления в её сущность, не имеет границ. Истинное знание об отдельной личности возможно только во всеобще-конкретной форме. Данное определение является абстрактным, максимально отвлечённым от конкретных свойств личности. Оно даёт возможность сосредоточить внимание на самом главном, без чего не может быть никакого понятия о личности. Тем самым, мы занимаем «господствующую высоту», с которой хорошо видны все подходы к дальнейшему изучению личности и пониманию того, что можно считать нормой и отклонением от нормы в её развитии. Нас интересует личность как понятие и живой социальный объект в  развитии от простого (абстрактного) понимания к сложному (конкретному) знанию. Такой диалектический подход к исследованию личности можно считать единственно правильным.

       Личность включает в себя биологическую и социальную материю в снятом виде. Ф. Энгельс определил человека как животное общественное, сознательное, говорящее, трудящееся. Тем самым, он обозначил и главные направления дальнейшего развития понятия «личность». Будучи представителем животного мира, человек, подчиняется биологическим законам, которые продиктованы соответствующей всеобще-конкретной необходимостью. Они проявляются естественным отбором, инстинктами, влечениями (потребностями), эмоциями, обеспечивая жизнеспособность животного и общий механизм адаптации к окружающей среде. Разумеется, все биологические свойства животного мира в человеке должны быть социализированы. В процессе взаимодействия высших форм движения материи возникает неизбежный конфликт, порождённый всеобщим диалектическим законом материального мира – законом всеобщей связи (единства) и противоречия (законом «единства и борьбы противоположностей»).

       Жизнь человека, в отличие от жизни-вообще, определяется жизнью со знанием и смыслом.  Это новое и уже революционное качество социальной жизни, которое порождает значительное преимущество сознательного бытия.  Данное обстоятельство ставит проблему качества самого знания, его объективности, философскую проблему истины. В связи с этим приходится думать об экзистенциальных установках личности, об одухотворённости жизни, которая наделяет социальное бытие высоким смыслом целесообразного существования. Здесь никак не обойтись без современной научной теории  развития общества и личности. Диалектическая теория личности должна быть составной частью общей теории   развития общества.

       «Однако задача создания общей теории, описывающей регуляцию человеческого поведения на всех уровнях – от организмического до социального включительно, выходит за рамки не только (существующих ныне – А.Я. – курсив мой) теорий личности, но и психологии в целом. Психологи, занимающиеся изучением личности в собственном смысле слова, обычно суживают свою задачу и видят ядро личности как субъекта сознательной деятельности в мотивационной сфере, выделяя в её составе потребности, интересы и направленности (Рубинштейн).  В этой области психологии достигнуты большие успехи. Большое значение для нормального функционирования личности имеет также такой внутренний регулятивный механизм личности, как самосознание, включая образы собственного «Я», самооценку и самоуважение, от которых во многом зависит уровень притязаний и реальное поведение». – Философский энциклопедический словарь (ФЭС), М. «Советская энциклопедия», 1989 год.
 
       Поскольку личность является моментом социального бытия, то в ней проявляются все те же всеобщие и специфические законы, действующие в обществе в процессе производственного жизнеобеспечения. Они отражаются сознанием личности, формируют индивидуальные и групповые интересы в процессе производства материальных благ, производственные отношения, определяют положение классов в обществе, связанное с формой собственности на средства производства. Таким образом, психология личности, её индивидуальная мировоззренческая концепция, хорошо отражающая социальное бытие и его законы, по существу является диалектической психологией, а приведение объекта (незрелого сознания конкретной личности) в соответствие с высшей теорией общественного развития - диалектической психотерапией.
 
       В ФЭС 1989 года даётся следующее определение личности: «Личность, общежитейский и научный термин, обозначающий:1) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности; 2) индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности».   С точки зрения диалектической логики, первое определение всё же ближе к определению характера личности. Второе определение кажется недостаточным для теории личности.  «Проблема личности в философии – это, прежде всего,  вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем  может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности. В своём первоначальном значении слово «личность» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актёром в греческом театре. … Однако уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности», какой он сам её видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности». – ФЭС.

       «В процессе развития философского мышления уточнялись отдельные проблемы исследования личности: отношения, биологические и социальные детерминанты, степени свободы по отношению к природе, обществу и самой себе, соотношение и противопоставление личности и общества как однопорядковых величин. Отсюда, с одной стороны, свойственное метафизическому материализму принижение личности, рассмотрение её главным образом как продукта социальной и биологической среды, а с другой – волюнтаристское понимание личной свободы как произвола, отрицающего естественнонаучную и историческую необходимость. При этом личность оказывается либо абсолютным демиургом (творцом), либо трагическим страдающим началом, гибнущим под натиском внечеловеческих безличных сил. Марксистско-ленинская философия  снимает эти противоположности. Если «сущность человека», не «…абстракт, присущий отдельному индивиду» а «…совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 3), то абсолютное противопоставление индивида обществу лишается смысла. Мир перестаёт быть совокупностью «внешних» вещей, становится человеческим миром, а человеческий индивид приобретает социальную природу.
 
       Основа формирования личности как в филогенезе, так и в онтогенезе – общественная производственная деятельность, всегда предполагающая взаимодействие с другими людьми. Учение об общественно-исторической природе человека не снимает проблемы личности в собственном смысле слова. Безличные общественные отношения, противостоящие индивиду как нечто внешнее, объективное, от его воли независящее, суть объективизации деятельности прошлых поколений, то есть опять-таки «живых личностей». Бессильный  в качестве абстрактного, изолированного индивида, человек становится творцом истории совместно с другими в составе общественных классов и социальных групп». – ФЭС.
 
        В самом начале статьи дано определение личности, которое обозначает  подход к  изучению и развитию психологии с позиции общей теории личности. По этой причине за основу принята философская категория личности,  выходящая за рамки психологии и психофизиологии, а  слово «психологическая»  ограничено скобочками. Человек и его сущность образуют понятие «социальное бытие». Бытие – это материя (человек) и то, что материей в бытии не является, а является в бытии её материальной сущностью. Общая теория личности, разумеется, должна содержать в себе, прежде всего, понятие личности во всеобщей форме. Всеобщая форма бытия человека есть социальная форма движения материи.

       Социальная материя – это результат длительного   эволюционно-революционного развития человечества. Движение развития не имеет границ, то есть бесконечно. Отдельная человеческая личность включена в социальное развитие в качестве момента конечного, предел которого безостоновочно смещается в бесконечность, порождая неразрывную связь бытия (индивидуального) конечного с бытием (коллективным) бесконечным. Так осуществляется преемственность поколений, а личность становится бессмертной.

       Согласно  диалектической  логике  личность существует как развивающееся «нечто». Движение развития определяет сущность личности. Движение развития имеет вектор, направленный в одну сторону, туда, где есть созидание, совершенствование, прогресс и революция. Если вектор движения жизни личности совпадает с вектором движения развития социальной материи, то такую личность можно считать состоявшейся, а жизнь человека действительной. Если человек думает и живёт неправильно, то он сам себе и обществу враг. Его жизнь как недействительный билет, который есть, но недействителен. Направление вектора движения личности образует психологическое понятие: «направленность личности».
 
       Направленность личности – это всеобщая форма индивидуального движения жизни  человека, направление которого относительно устойчиво совпадает (не совпадает) с вектором развития социальной материи, порождая ущерб или преимущество для  социального бытия. Направленность личности определяется её сознанием и, следовательно, убеждениями и идеалами. Движение – категория векторная. Диалектическое понимание движения развития личности определяет качественную направленность её жизни и деятельности, так сказать, вне пространства и времени, которое в данном случае к качеству не имеет отношения.  Качество развивающейся материи в самой простой (абстрактной) форме невозможно измерить ни пространством, ни временем. Его можно оценить и описать диалектическим законом Г. Гегеля - «узловой линией отношений меры».

       По этой причине психологическая характеристика человека, выражаемая понятиями «экстраверт» и «интраверт» имеет ничтожное самостоятельное  значение. Для нас самым важным в изучении личности является понимание того, что происходит с человеком и обществом.  Они развиваются или деградируют? Только это обстоятельство имеет практическое значение. Движение развития в различных науках обозначается, чаще всего, словами: эволюция, прогресс и революция. Движение, противоположное ему, выражается терминами: инволюция, деградация, регресс и контрреволюция.

       Поскольку личность рассматривается в качестве момента социальной материи, можно говорить о революционной или контрреволюционной направленности личности, помня, однако, о том, что противоречивые тенденции всегда присутствуют в ней одновременно. У каждого человека есть достоинства и недостатки.  Его недостатки проявляются в антиобщественных поступках и отвергаются обществом. Людям же жизненно необходимо обеспечить преимущество для своего бытия, что является непременным условием их развития и существования. Общество отрицает разрушительную тенденцию, содержащуюся в личности, и, отрицая  (репрессируя), включает её в себя вместе с личностью, обеспечивая преимущество движения развития в социальном бытии.   Так работает закон «отрицание отрицания». Так происходит внутреннее самодвижение социальной материи.

       От глупости и невежества самый страшный враг человеку и обществу сам  человек и есть. В такой самой общей форме может быть определён образ  врага человечества. Человек – творец и разрушитель своего счастья.  Можно привести множество примеров разрушительной деятельности человека для себя самого  и контрреволюционной направленности в отношении общества. Чаще всего, и то, и другое в личности сочетается.

ДВИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ПРИЧИНА ЕЁ РАЗВИТИЯ

       Личность следует рассматривать как «определённое наличное бытие» и развивающееся «нечто». Она участвует в сложном и конкретном социальном движении,  содержит в себе все формы развивающейся материи. Всеобщими формами движения материи являются движение, изменение и развитие. Согласно диалектической логике всякое движение, даже самое простое (абстрактное), содержит в себе два противоположных движения, которые существуют одновременно, имеют противоположную направленность, борются друг с другом и находятся в неразрывном единстве.

       Самое простое движение как всеобщую форму бытия материи в философии принято считать абсолютным (безграничным). Эта парадигма (догма) тут же вступает в противоречие сама с собой, поскольку всё абсолютное является своей противоположностью. Таким образом, абсолютное движение становится своей противоположностью – абсолютным покоем (отсутствием движения). Проще говоря, движение всегда есть, и его никогда нет одновременно. Различие противоположностей – движения и покоя – стирается (исчезает) в становлении движения изменения, которое включает в себя путём отрицания с удержанием (снятием) обе противоположных тенденции.

       То есть, движение изменения уже является движением развития. Применительно к личности всё вышесказанное означает, что человек в процессе жизни, изменяясь, никогда не изменяется, становясь другим, остаётся прежним (и «А», и не «А» одновременно). В становлении однонаправленного  движения развития также содержатся   два разнонаправленных движения, две противоположных тенденции: возникновение и прехождение (к примеру, жизнь и смерть).  Иначе говоря, в развитии всякой личности изначально заложена противоположная тенденция – движение прехождения, иногда, в форме саморазрушения. Человек – творец и разрушитель своего счастья. То же самое утверждение справедливо по отношению к обществу в целом.

       Мы понимаем, наверное, что единственной причиной движения, изменения и развития личности является всеобщее, а будучи осознанным, теперь уже объективное противоречие. Предыдущие размышления обосновывают метод изучения личности в диалектической психологии. Метод состоит в осознании формы внутреннего самодвижения содержания социальной материи. Иными словами, изучение личности возможно только лишь в процессе осознания формы объективного противоречия, являющегося причиной её движения, изменения и развития.

       Нужно заметить, что объективное (всеобщее) противоречие никогда не уничтожается, оно вечно во времени и бесконечно в пространстве. Его можно разрешить диалектическим компромиссом. Разрешённое объективное противоречие не исчезает, не уничтожается. Оно переходит из одного движения в другое одновременно с развитием личности (общества) и становится особенным следствием её развития. В движении развития возникает новое качество, порождающее иные специфические противоречия, обусловленные движением нового качества. Таким образом, мы уже знаем причину самодвижения природы, общества и мышления, из которых (из моментов)  состоит человеческая личность и её психология.

       Хорошо понимая причину развития личности, можно сфокусировать внимание на  исследовании условий, способствующих её развитию. Исходя из понимания полного равноправия противоположных тенденций в личности, нельзя не заметить явное преимущество одной из них в определённые временные промежутки её внутреннего самодвижения. В процессе развития человека в течение какого-то времени обнаруживается значительное преимущество для его социального бытия. Это обстоятельство можно объяснить существованием нескольких условий, дающих такое преимущество.

       Одно из таких условий логично вытекает из самого принципа равноправия противоположностей. Движение возникновения бесконечно и настойчиво проявляет себя вновь и вновь. Вновь возникающее движение жизни содержит в себе «нечто» устойчивое, имеющееся в преходящем движении. Другими словами, всё новое, это «хорошо» забытое старое. Социальная активность и упорство в достижении цели, которые, между прочим, предполагают и значительное количество целенаправленных попыток, осуществляемых со знанием дела, дают личности большое жизненное преимущество. Оно определяется всеобщей тенденцией возникновения – всеобщим законом материального мира.
 
       Другим условием, которое способствует развитию личности, является жизнь со знанием и смыслом, что  составляет сущность и новое качество материи, её социальной формы.  Знание и смысл жизни ориентируют вектор движения личности в направлении  развития - на самосовершенствование и совершенствование окружающего её мира, что также является большим преимуществом для  социального бытия. Знания, убеждения, идеологическая направленность как стройная система научных взглядов на жизнь, человека и общество, дают человеку спокойствие, уверенность в себе и своей жизненной позиции, формируют устойчивое ядро личности, её характер. Человек с такой личностью имеет мощную систему защиты от разрушительных последствий возникающего стресса (дистресса) – чрезмерного физического и психического напряжения.

       Следующим условием успешного и правильного развития человека является активная жизненная позиция как прямое следствие всеобщей природы движения в его социальной форме. Во-первых, движение, всё-таки, всеобщая и абсолютная форма бытия материи. Во-вторых, движение содержит в себе внутреннее противоречие, как причину развития материи, её внутреннего самодвижения. В третьих, борьба моментов в движении абсолютна (безгранична), а их единство относительно. Следовательно, вся жизнь личности есть борьба. Не случайно великий Маркс связал своё понимание счастья с материальной основой и сущностью материалистической  диалектики – борьбой. Под борьбой в марксистской диалектике понимается не драка и мордобой, не террор, не агрессия и война, а внутреннее самодвижение материального мира, которое является источником развития.

       Мы понимаем, конечно, что в процессе движения, борьбы и развития человеку нужен отдых (покой), чтобы восстановить затраченную энергию. Должна ли личность на время отдыха прекращать борьбу? С житейской точки зрения, то есть, с позиции бытия, отрицающего сущность, именно так и должно быть. Покой и движение должны чередоваться во времени.   Однако же сфера сущности отрицает такую позицию бытия. Покой есть форма движения. Для полноценного отдыха нужна такая удачная форма движения, которая является наилучшим покоем, то есть, опять-таки движение и борьба. Тот человек не устаёт никогда, кто умеет организовать свой труд и одновременно с движением отдыхать в процессе трудовой деятельности. Академик И.П. Павлов научно обосновал концепцию активного отдыха.  Таким образом, революционная борьба, понимаемая как движение развития общества, есть не только движение с напряжённой изнуряющей борьбой, но и движение, сопровождающееся уверенностью, стабильностью, отдыхом и покоем.

       Классическим примером покоя можно считать закон. Законы есть то, что устойчиво и спокойно в явлениях материального мира. Человеку приходится считаться с их различными вариантами, которые в силу ряда причин противоречат один другому.  Есть законы всеобщие (объективные). Объективные законы – это всеобщие законы, хорошо осознанные людьми. Они проявляются как необходимость  в природе, обществе и мышлении. По этой причине, всеобщие законы материального мира, действующие независимо от  сознания,  должны быть осознаны человеком.  Несоблюдение этих законов  разрушает личность и общество.
 
        Морально-нравственные законы личности и общества формируются убеждениями, составляющими индивидуальную мировоззренческую концепцию конкретной личности и нравственное здоровье всего общества. Эти законы дисциплинируют личность изнутри в индивидуальном порядке. Государственные законы отражают интересы господствующего класса. Они могут противоречить объективным законам и морально-нравственным установкам личности. В таких случаях человек вынужден искать компромисс. Объективно-всеобщие законы должны исполняться беспрекословно (безусловно).  С ними на компромисс не пойдёшь.

        Компромисс  между личностью и государством, чаще всего, завершается недиалектическим компромиссом в пользу последнего, поскольку государство есть машина насилия над конкретной личностью. Однако, у совершенной личности есть мощный механизм защиты от государственного насилия (репрессий). У человека есть возможность осознанного свободного выбора. Его свобода может выражаться осознанной необходимостью неподчинения (в той или иной форме) государственной власти как осознанного подчинения необходимости жить в соответствии с объективными законами социального бытия.
 
        Диалектический компромисс (компромисс без компромисса) разрешает объективное социальное противоречие революционным путём, способствует развитию личности и общества в условиях нового порядка и более совершенного государственного закона.  В идеале, каждый свободный человек, владеющий высшей теорией общественного развития,  должен быть гением диалектического компромисса, способным пойти на всякий сознательный компромисс с государством и другой личностью без единого компромисса с самим собой. Умение пользоваться диалектическим компромиссом  для разрешения объективного социального (внутриличностного) противоречия обеспечивает личности комфортное состояние и, следовательно,  её покой.

       Диалектический компромисс есть движение к внутренней гармонии личности и социальному покою (стабильности) в обществе. В том и состоит сущность революционного процесса (в борьбе и покое одновременно). Сущностью диалектического компромисса является диалектический закон «отрицания отрицания» - отрицания с удержанием и созиданием. Он содержит в себе два  одновременных противоположных движения, два взаимоисключающих утверждения (и да, и нет) в снятом виде. При этом, разность (различие) противоположностей исчезает, а возникает новое качество социальной жизни. В диалектическом компромиссе сочетаются два  закона диалектической логики.

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ФОРМА БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ

       Пространство-время – всеобщая форма бытия (существования или движения)  материи. Всякий материальный объект обладает пространственно-временными свойствами (направленностью и продолжительностью), которые связаны с его движением и являются атрибутами движения. Пространство-время определяется качеством движения. Изменение движения влечёт за собой изменение пространства-времени. Согласно общей теории относительности А.Эйнштейна линейное ускорение движения материального объекта замедляет течение времени внутри него. Следовательно, развитие (усложнение) материального мира приводит к усложнению (развитию) пространства-времени. Каждой форме движения материи должно соответствовать своё пространство-время.
       Социальная материя включает в себя снятием все предшествующие формы движения материи. Социальный объект (личность) содержит в себе всеобщие и специфические пространственно-временные свойства. Личность как материальный объект, таким образом, оказывается вовлечённой в пространственно-временную систему координат внешнего и внутреннего движения. Иначе говоря, движение личности происходит не в  четырёхмерном, а в пятимерном пространстве-времени. К четырём классическим направлениям движения в системе пространственно-временных координат добавляется ещё одно – движение вовнутрь. Особенным (специфическим) качеством пространства-времени социальной материи является внутреннее пространство (пространство-время) личности. Человек большую часть своей жизни находится наедине с самим собой, своими представлениями о мире, мыслями, чувствами, переживаниями, то есть, во внутреннем мире своей личности.
 
      «Марксистская гносеология подчёркивает объективный характер взаимосвязи «внешнего» и «внутреннего», рассматривая «внутреннее» как результат движения исторического познания человеком окружающего мира на основе практической деятельности. При этом «внешнее» и «внутреннее» оказываются одним из уровней предмета исследования, а их характеристики зависят от исторического развития научного познания. Исторический и вместе с тем системно-целостный подход к предмету исследования, развитый диалектическим материализмом, преодолевает односторонние трактовки источников развития, … марксистская гносеология видит во «внешнем» и «внутреннем» моменты целостного саморазвивающегося бытия, подчёркивают их неразрывное единство, усматривает в их взаимодействии источник самоорганизации и самодвижения бытия на его различных уровнях». - А.П. Огурцов (философский энциклопедический словарь, 1989 год).
 
        В.И. Ленин писал о том, что человеческое знание относительно. Оно относительно бытия и сущности. Бытие без материальной сущности – «чистое ничто». Бытие становится действительным (бытием с понятием) только потому, что  через него просвечивает сущность. Многие понятия имеют смысл лишь постольку, поскольку находятся в связи с материальной сущностью. Без материальной сущности понятия превращаются в пустую и безразличную к сущности форму – форму без содержания.  К примеру, такие понятия как «субъективное» и «объективное», «пространство» и «время», «внешнее» и «внутреннее», будучи формально-безразличными к материальной сущности  не имеют никакого самостоятельного значения.