Скворечник

Валерий Крушинский
С К В О Р Е Ч Н И К

Своей маме, Крушинской Нине Александровне, посвящаю,…

Введение

Проведя большую часть детства, в неполной семье, много чего начинаешь понимать. Когда у тебя нет старшего брата, и  даже Папа приезжает только на большие праздники, то многую мужскую работу приходиться осваивать самому. Мама и старшая сестра – вот мои два воспитателя! Во всяком случае, так было лет до пятнадцати,…

Глава – 1

После окончания второго класса, на лето, в виде домашнего задания, всем мальчикам, задали работу – сделать по одному скворечнику. Получив это задание, я как послушный ученик, пришёл со школы, доложил маме о домике для птиц  и,… тут же благополучно забыл об этом.  Привыкнув доверять во всем маме, я что называется, перепоручил ей задание, и стал наслаждаться играми с другими детьми, во дворе.

Мама что бы, как то содержать нас, двоих с сестрой, работала сразу на 2-х работах. Уходила очень рано, и приходила усталая, очень поздно. Приход мамы домой, всегда был праздник. Мы жарили картошку (излюбленное блюдо всех малоимущих), смеялись, затем, смотрели старенький «Рекорд», переключая его каналы плоскогубцами.

Но вот «неожиданно» прошло лето. Мне, как быстро растущему, купили на последние деньги новую белую рубашку, вывернули полностью гачи на брюках, чтобы не покупать новые, и отправили в третий класс.

Придя в школу, в первый же день занятий, пришлось, столкнулся с «трудовиком». Многие ребятишки скворечники принесли с собой, некоторые сказали, что забыли их дома, и поэтому принесут на следующий урок труда. И только я, стоял и не знал, что ответить.

Мама мне не сделала скворечник?... Нет! Я сказал маме, про скворечник, а она,… Нет, так тоже не пойдёт! Может сказать, что я просто не умею?... Скажу, что, мол, когда приедет Папа, тогда я его попрошу,… И если он будет не очень занят,… И пробудет у нас хотя бы несколько дней,… То мы, с ним,…

Мои мысли прервал голос строгого трудовика:  « - Так, шкет! Что бы завтра был скворечник! Не принесёшь – до уроков не допущу!».

Дорога домой, ещё никогда не была такая трудная. Я шёл пешком (три километра) и мне показалось, что я прошёл все тридцать.

Что я скажу?... Кто будет делать этот скворечник?!... Где я возьму доски?!...
Чувствую свою вину, за не сделанное задание, я не знал, как должен поступить.

 Придя домой, спросил у старшей сестры, как можно сделать скворечник?
 
Четырнадцатилетняя Татьяна, как оказалось тоже не знает, как делать домики для птиц, так, как, раньше никогда не занималась этим. Что она могла, это только дать совет: « - Найди доски, напили их,… Затем, найди гвозди, и - сколоти скворечник!».

Придётся ждать маму с работы – думал я, обедая яичницей, - Вот она придёт, и поможет! Мама – может всё! Мы ещё покажем трудовику, как мы с мамой, умеем делать скворечники!

Глава – 2

Мама пришла поздно. Достав из тряпочной салфетки булку хлеба и два рогалика, для меня и сестры, она стала готовить ужин. Я крутился рядом, не зная, как сказать про скворечник.

- Мамочка! В школе трудовик, сказал, что нужен скворечник. Если я, завтра не принесу его, то меня не пустят в школу!

Мама перестала чистить картошку, и подняла голову, над мусорным ведром: « - Какой скворечник?... Когда принести?....»

- Ну, скворечник!... Ну помнишь, я тебе летом говорил?!...

- Нет, не помню что-то,…

- Ну, нам задавали на лето!... Я же тебе говорил!... Ты, что, забыла что ли?!...

- Да-к, как же мы его к завтраму сделаем?... Ты чего, сынок?... У нас, же нет ни инструмента, ни досок,…

- Не знаю – прошмыгал я, - Только сказали, что в школу то не пустят,…
Мама отложила грязный ножик, и тихо заплакала.

- Мама! Ты чего?! – потянул я её за рукав.

- Да ничего, – тихо ответила она, - Устала я что-то сынок,… Работа, работа,… Вас, с Танькой, почти не вижу,…

- Мама, ты только не плачь. Если надо я завтра в школе, так и скажу, что мол, некому у нас делать эти скворечники, поди, поймут нас?

 - Дак-к ты же только, что сказал, что в школу могут не пустить?! – вытирая слёзы, удивленно спросила мама.

Маму жалко. Её нельзя расстраивать. Не зная, ещё, что скажу завтра в школе, я обнял её. Ближе на этот момент, у меня никого не было.
 
- Мамуличка, ты самая моя родненькая! Ты только не плачь! Я когда вырасту – целую кучу им сделаю этих скворечников!

Глава – 3

Наутро, я бежал трехкилометровую дистанцию до школы, уже в хорошем настроении. Мама – со мной! Если надо – мама всегда поможет! Это не Танька! У Таньки – одни мальчишки на уме.

Но, как назло вторым уроком были «труды». Преподаватель принял новое поступление скворечников, ещё раз пересчитал их количество и строго посмотрел на меня: « - Крушинский! Ты опять филонишь?!... Где обещанный скворечник?».

- Я, это,.. У меня,… Я, хотел, что бы,…

- Ничего не знаю! Слушай меня, разгильдяй! – наклонившись к моему лицу, продолжал учитель, - Сегодня у нас – суббота,… У тебя есть время до понедельника. Если в понедельник, не принесёшь скворечник, я тебе, не знаю, что сделаю! При этом он, больно взял меня за ухо, и я, почувствовал не только боль, но и запах опилок от его синего халата.

- У тебя, что? Руки из жопы растут что ли?! – оглядывая всю, свою мастерскую, ехидно спросил трудовик.

Ребята все засмеялись. Я стоял один напротив учителя, и не знал, что ответить. Было не только стыдно, было даже как-то одиноко. Одиноко – без мамы,…

- У тебя, что за всё лето, не было времени сделать один скворечник?!... Посмотри, все мальчики в классе, сделали. А ты?... Бестолочь ты, Крушинский!

Я не заплакал – я держался. Мальчишки на перемене стали кричать и показывать на меня пальцами: « - Бестолочь! Бестолочь!».

Кое-как дождавшись окончания уроков, я опять с поникшей головой, побрёл домой. Мама развезла стирку, на плите, что-то варилось, но она всё равно увидела меня, сквозь открытое окошко первого этажа нашего барака.

- Как отучился? – встретила она меня, вопросом, - Я всё переживаю, за этот скворечник.

Я ей объяснил, что, мол, трудовик сказал, что бы к понедельнику я принёс в школу скворечник.  Не упоминая, про обидные слова (что бы маме, не было больно), я поведал, что дела мои плохи.

- Сынок, ты уже большой у меня, - помешивая гороховый суп на плите, сказала мама, - Если ты помнишь, тебе именно в понедельник, 10 сентября, исполняется, девять лет,…

- Да, мама, я помню.

- Так, вот,…Ты должен сам, сделать этот скворечник.

- Но я, не умею, мама!

- Сам! Понимаешь?! – продолжала она, - Сам! Какой получиться – такой получиться! Главное, это именно, что бы ты сам, смог его сделать! Понимаешь?...

Она ласково посмотрела на меня: « - Сынок, Валерачка! Я хоть и мама, но я, не умею делать эти скворечники. Ты попытайся сделать его сам».

Нет, это не предательство. Мама просто не умеет их делать. Мне нужно пожалеть маму. Мне нужно, как то самому попытаться сделать этот проклятый, скворечник.

Глава – 4

Мама нашла в чашке, под ванной, несколько гвоздей и небольшой старенький молоток. Молоток шатался на ручке, но это было не  страшно, главное – начать!

 Я пересчитал гвозди, их было пять. Наверное, это будет мало – думал я, - но, как говорит мама – сколько есть – столько есть! (Тем более, что до ближайшего магазины, надо было идти опять несколько километров.)

- Мама, а где можно взять доски?

- Не знаю, сынок. Поищи на улице, может, найдёшь что?... Бараков вокруг много, заборов тоже,…

Заборов? Бараков?! Это мне, что – воровать что ли?!... Оторвать от чьего ни будь забора?... Да-а,… Дела,… Но, маме, мешать не надо. Мама стирает мне школьную форму – ведь в понедельник у меня День Рожденья!

Я выскочил на улицу, и огляделся вокруг – действительно бараков деревянных много, и заборов вокруг них тоже в избытке. Мама не обманула! Попытавшись оторвать часть доски от ближайшего забора, я был прогнан, какими-то тётками.  Пришлось убежать от них, через пару огородов, подальше.

Приглядев, очередную деревянную жертву, я подошёл к ней, и начал потихоньку тянуть. Доска не поддавалась. Наколов свои ладошки занозами и даже попукивая, я всё равно не смог её оторвать.

Да-а,… Вот исполниться мне девять лет, я стану сильный, как папа! Папа, когда приезжает, берёт меня на руки, и вертит, так, что у меня голова кружиться!
От бессмысленного разбирательства забора, меня спасли (или помешали?) две бродячие собаки. Они, почувствовав чужака, подняли такой лай, что мне пришлось в прямой смысле, бежать от них, не чуя ног. Возле самого дома, я всё же выстилился на пыльную дорогу. Собаки отстали, но я содрал коленку и локоть на руке.

Войдя домой, я обнаружил, что один старых сандалий порвался.  Это было последней каплей. Я заревел, подходя к маме. Она, как обычно одновременно что-то гладила, что-то стирала, и что-то готовила.

- Что с тобой случилось?!...

 Я ей, рассказал, что меня, сначала чуть не побили две какие-то тётки, а потом, за мной гнались две здоровые собаки.  При этом, при каждом моём всхлипывании, я не забывал повторять, что и тётки и собаки, были - ну очень большие!

Мама пожалела меня, и дала из нашей стеклянной сахарницы, карамельку без обертки. Жуя «дунькину радость», я размазывал слёзы на щеках, грязными руками.

- Ладно, не реви. Сейчас пойдёшь к нашим соседям напротив. Спроси у дяди Коли – где можно взять доски на скворечник?

- А если у него нет-у?... Или он, не знает, где их взять?...

- Тогда поднимись на второй этаж, там найдёшь дядю Васю,… Он, правда редко бывает дома, но если его не будет, спроси у его жены тёти Вали,… Понял?

Я помыл руки, и отправился к нашим соседям Костиковым. Дядя Коля был дома, более того, он меня внимательно выслушал и когда я закончил, он, подошёл ко мне и обнял меня за плечи.

- Несчастный ты ребёнок. Нахрена тебе скворечник?! - при этом из его редкозубого рта, пахло чем то сладким, - Где ты, возьмёшь доски?!...  Они, там, в школе, совсем с ума, посходили,… Суки,…

Мне не правилось общаться с дядей Колей, и решил потихоньку уйти. Но, сосед, был не прост. Он, как был, в старых тапочках, вышел со мной на улицу. На скрипучем деревянном барачном крыльце, он что-то почесал под трико, и сказал, только одно слово: « - Обожди».

Я стоял, на нашем родном крыльце, и наблюдал, как дядя Коля, подошёл к краю нашего же родного забора, упёршись одного ногой в него, он, своими жилистыми руками в синих наколках, оторвал,… здоровенную доску. Не знаю, что подумали тётки, сидящие на скамейки, но делать ему замечания, они, почему-то не стали.
- Вот, Валерка! Держи! – улыбаясь, он протянул мне свой деревянный трофей, - делай свой, грёбанный скворечник!

Глава – 5

Вечером мы с мамой, расчертили огрызком карандаша, всю доску так, что бы вышло несколько маленьких досточек.  Засыпая, я думал не о том, что завтра воскресенье и можно выспаться, а о том, как вытащить, ещё четыре старых кривых гвоздя, из доски.

Наутро я спросил у мамы, где можно взять ножовку? Так, как покупать её, у нас, денег нет, то мама опять меня послала к дяде Коли. Идти мне к нему, больше не хотелось, да и вчерашний его подвиг, я оценил на твёрдую пятёрку. Поэтому, я пошёл на второй этаж барака - к дяде Васи – пусть тоже что-то сделает для своей страны и для меня.

Дядя Вася, был дома. Он, ещё раз меня, переспросил про заданный скворечник, хмыкнув, он встал на табуретку и, пошарив рукой в кладовке, вытащил старую и чуть заржавевшую ножовку. Я поблагодарил его и довольный побежал делать скворечник.

Начав пилить дома, я обнаружил, что от моей работы не только много мусора и шума, но и то, что ножовка, очень тупая. Мамы хватило на полчаса. Потом, она сказала, что мне нужно всё это сгрести, и идти строить свой скворечник, на крыльцо.

Ножовка шла плохо,… Мне приходилось постоянно дёргать её. Так, как я раньше нечего не пилил, то и шла ножовка то в криво, то вкось. Кое-как сделав два спила, я посмотрел на окровавленную ладошку – Маму, волновать нельзя. Мама и так, помогает мне, чем может.  Но и пилить так больше нельзя,… Надо бы попросить Таньку!

Танька, почему то пилить не хотела. Вот стерва! Она же моя сестра!? Разве так можно с братом?!... Придётся пожаловаться маме.

Мама, развешивала чистое бельё, выслушав меня, она вздохнула устало и сказала: « А ну-ка позови мне Таньку!».

Я с большой радостью позвал сестру, и когда мама, приказала помочь мне, напилить доски, был очень рад. На крыльце, Танька мне сказала, что убила бы меня, если бы не мама, и завтрашний мой, День Рождения.

Силы у сестры, конечно больше, но навыков пилить доски намного меньше. Она, кое-как смогла отпилить, только ещё одну досточку. Откинув после этого тупую ножовку, она со злостью сказала: « - Всё! Больше пилить не буду! Я тебе, и так, помогла!... А будешь жаловаться маме, ещё - я тебе по шее дам!».

Вот так всегда. Мне одному нужен этот скворечник. Никому он нафиг не нужен, а мне – нужен! Ну и ещё, этому злому трудовику,… Можно подумать, что все птицы помрут на Свете, если я не сделаю ему, этот скворечник?!...

Я опять пошёл к маме. Танька запретила жаловаться, поэтому я сказал, что сестра помогла, сколько смогла, но остался один только срез. Один  - единственный! Последний, при последний!

Мама отложила домашнею работу, и пошла со мной на крыльцо.

У мамы, силы больше чем у Таньки! Вон она, как умеет пилить доски! Моя мама – самая лучшая! Завтра покажу сделанный скворечник учителю, и он похвалит меня! Даже, наверное, поздравит с Днём Рождения.

Так, как спилы были неровные, то когда я начал сколачивать между собой все досточки, они не то, что бы ни подходили, но и с трудом складывались в предполагаемый домик для птиц. Помня, что гвоздей мало, я ещё раз сбегал к дяде Васе, и попросил у него плоскогубцы. Но, как я не пытался вытащить застрявшие старые гвозди из досок, у меня ничего не вышло.

Как же их вытаскивают?!... Что делать?... Опять к маме идти?... Мама конечно, вытащит! Но, маму тоже часто отвлекать нельзя – она и так устаёт с нами. А может их, вообще не вытаскивать?!... Взять да и насадить на эти старые гвозди, досточки!... Постучу молотком – поди, что-нибудь получиться,… А то, даже как то стыдно получается – мне целых восемь лет, завтра будет девять, а я, до сих пор не умею делать скворечники. Если Папа, узнает, то разве он скажет, что я его герой?...

Я вытер кровь с ладоней, об штаны, и начал собирать скворечник по новому плану. Промучившись ещё примерно с час, мне, наконец- то удалось собрать что-то подобие домика. Но домик, и в правду вышел не ахти. Множественные щели пугали своей наглостью. Вдобавок скворечник был слегка перекошен на один бок. Мне срочно, надо было показать его маме!

- Мама! Мама! Я закончил! – вбегая на кухню, прокричал я.

- Успокойся, не кричи. Ну-ка покажи.

Мама взяла скворечник в руки, повертела и,… ничего не сказала.

- Тебе не нравиться?... Я же старался!

- Я не знаю, какие они должны быть, конечно,… Но, сынок! Может надо было бы сделать его поравнее?... Хотя, - она внимательно посмотрела на меня, на мои руки, на мои грязные штаны, - Хотя, я думаю, что такой - пойдёт!

Я повеселел. Раз мама сказала, что пойдёт, значит, так и есть. Мама никогда не обманывает! Если ей понравилось – значит и трудовику тоже понравиться.

- Думаю, Валера, что птицы в нём жить будут. Может быть, и есть щели, но это ерунда! Птицы, такие твари – везде живут! Они вон, из веточек дома себе строят. А тут – целый скворечник! Ты только главное не расстраивайся. Они его веточками весь закроют, и у них, там, будет  - домик.

Вечером, я счастливый от сделанной работы, подставлял свои руки маме, а она, вытаскивала от туда, многочисленные занозы, и мазала ранки зелёнкой.  По телику опять показывали Брежнева, он с высокой трибуны, что-то говорил, не понятно для меня. Я когда вырасту, накоплю себе денег, куплю новый телик, и буду смотреть одни мультики!

Глава – 6

Наутро я бежал в школу в хорошем настроении. Мне казалось, что все прохожие смотрят на меня. На груди у меня блестел октябрятский значок, за спиной был ранец, а в руках - новый скворечник!

Вечером, меня будут поздравлять дома. Танька подарит открытку! И наверное – шоколадку. Мама обещала пожарить не просто картошки, а картошки с мясом! Хоть бы мама, подарила мне машинку. Ту, которую мы вместе с ней видели, когда заходили в наш магазин, за носками для меня.

Вот трудовик, сейчас удивиться! Скажет - как ты, так смог? А я, ему скажу честно – мне мама помогала! У меня, знаете, какая хорошая мама?! Самая, лучшая на Свете!

На первой уроке, классный руководитель Фаина Степановна, сразу спросила: « - Крушинский, ты сделал скворечник?».

- Конечно Фаина Степановна! – радостно ответил я, - Я его на вахте пока оставил, у техничек.

- Вторым уроком, у вас, будут «труды». Если мне, опять пожалуется, Анатолий Иванович, я тебя, до уроков – не допущу. Понятно?...

Что тут не понять? Всё понятно. Принесу ему скворечник – он обрадуется, и скажет – молодец Крушинский! А потом,… Я  ему скажу,…Что у меня, сегодня - День Рождения,…. И он меня поздравит при всех мальчишках,… И поставит пятёрку.

На перемене я сбегал к посту техничек, и, вытащив из под их, стола, свой скворечник, помчался на уроки «труда». Анатолий Иванович, построил нас, поздоровался со всеми, и потом, подошёл ко мне: « - Ну что? Принёс? Показывай!».

Я довольный, вытащил из-за спины, «высокое произведение искусства». Трудовик, как увидел мой скворечник – стал смеяться, как будто ничего смешнее в своей жизни никогда не видел. Все одноклассники, тоже в такт ему, стали смеяться и шутить.

Почему они смеются?... Скворечник, как скворечник.  Тем более, мама, сама сказала, что скворечник хороший, птицы там жить будут.

- Это что?!... Ты чё принёс?! – смеясь, спрашивал Анатолий Иванович.

- Да-к, это,… Скворечник это, - тихо ответил я.

- Какой это скворечник?!... Кто в нём будет жить то?!...

- Птицы, - также тихо ответил я, наклоняя, почему то голову. Ну почему они, все, смеются?! Они, что, не знают, что ли, что птицы даже на деревьях живут?! Они там, домики себе строят, из веточек,…

- Какие нахер птицы?! – сорвался на крик преподаватель, - Ты, что такое говоришь то?!...

Я не думал, что нужно ещё знать, и перечислить названия, всех птиц, которые могли бы поселиться в этом скворечнике, поэтому, не нашёл ничего особенного, ответив: « - Разные,…». И глядя, на исказившееся лицо своего учителя, поспешно добавил: « - Разные птички!».

Преподаватель вырвал у меня из рук скворечник, и с силой бросил его на пол. Всё замолчали. Скворечник, как ни странно удар выдержал, но одна из стенок, крепившиеся на старых гвоздях, слегка отлетела от всего корпуса.

- Кто тебе сказал, что ТАМ будут жить ПТИЦЫ?!... КТО?!

- Мама, - уже начиная всхлипывать, произнёс тихо я. Вот тебе и День Рождения,… Вот тебе и поздравление,… А разве так, всё должно было быть?...

- Мама?! Какая, МА-МА?!... Ты, что – дебил?!...

Ну почему мне надо всё ему объяснять? Он же - учитель! Неужели он не поймёт, что я говорю - о СВОЕЙ МАМЕ?!...

Анатолий Иванович, почему то вместо того, что бы  похвалить меня перед всем классом и поставить пятёрку (ну или четвёрку!), пнул своей ногой по моему скворечнику. Мой скворечник, был не предназначен, для такого (он был предназначен, что бы в нём, жили птички, разные), он отлетел до ближайшего верстака, и, ударившись об железную ножку стола, развалился на две части.

- Ты, что вообще принёс?!... Какая нахер, мама?!...

- МОЯ МАМА!

В.К. 12 ДЕКАБРЯ 2015 ГОДА