Поздно вечером мне позвонила директор школы.
- Будьте добры, завтра после классного часа оставьте всех девочек и пригласите нас с завучем.
- Что-то случилось? – спросила я.
- Да, но это не телефонный разговор.
- Но, как классный руководитель, я же должна быть в курсе.
Она немного помолчала, потом ответила:
- Учительнице труда испортили шубу.
- Известно, кто это сделал? – спросила я.
- Завтра будем выяснять.
…
Ночь выдалась неспокойной. Перебирала в памяти всех своих учениц, вспоминала их проступки. «Нет, не может быть, чтобы это сделал кто-то из моих девчонок!» – думала я.
Заснула уже под утро. Вскочила, едва прозвенел будильник. Быстро оделась. Поставила на плиту чайник. Но не хотелось ни пить, ни есть …
29 декабря. Настроение у всех праздничное. Только не у меня…
Последний день занятий. Впереди почти две недели зимних каникул. Желаю всем здоровья и хорошего настроения, а потом говорю:
- Мальчики могут идти домой, а девочек попрошу ненадолго остаться.
Поднимаюсь в кабинет директора.
- Девочки ждут Вас.
- Вы им что-нибудь сказали?
- Нет.
Через некоторое время в класс вошли учительница труда, социальный педагог, психолог и завуч с директором.
- Здравствуйте, поздравляю вас с наступающим Новым годом. Вижу, настроение у всех праздничное. А вот Ларисе Петровне совсем невесело. На её шубе выстригли два куска меха. Мы хотели узнать, кто это сделал?
Немая сцена, как в «Ревизоре». Девочки в недоумении смотрят на взрослых.
- А сегодня в классе все или кого-то нет? – спрашивает директор.
- Нет Кати, - отвечаю я.
- Известна причина её отсутствия?
- Нет.
- Звоните, узнавайте.
Набираю номер.
- Катя, почему ты сегодня не пришла в школу?
- А зачем? Я же знаю, что у меня все пятёрки.
- Нет, - говорю я, - не все. По труду у тебя в четверти выставлена четвёрка.
Директор тихо говорит:
- Скажите ей, чтобы срочно пришла в школу.
- Катя, я жду тебя в школе. Приди, мне нужно с тобой поговорить.
- Хорошо. Сейчас.
Катя живёт далеко. Я много раз предлагала ей перейти в другую школу. Дело в том, что мои коллеги жалуются на неё. Учится она хорошо, но всегда скептически относится к учителям. Смотрит на всех свысока, ухмыляется.
Однажды возмущённая учительница математики вошла в кабинет директора.
- Я отказываюсь работать в 7 «Б»! - сказала Людмила Михайловна и положила на стол бумажку, на которой было написано «училка–дебилка».
Вызвали меня, стали разбираться: кто это мог сделать. Ребята начали переглядываться. Через некоторое время встала Катя и сказала:
- Это я сделала.
Оказывается, для того, чтобы не смогли определить автора, она подходила к ребятам, прикрывала надпись рукой и просила написать одну только букву.
- Зачем ты оскорбила учителя?
- Я хотела заступиться за ребят. Людмила Михайловна всё время их обзывает.
- Тебя она обзывала когда-нибудь? – спрашивает директор.
- Нет.
- Так почему же ты решила это сделать вместо ребят?
Катя плачет и просит прощения…
Я на стороне девочки, потому что вижу: её раскаяние искреннее. Да, это урок не только для неё, но, надеюсь, и для учителя. Разные существуют педагоги. Высшее образование, изучение психологии ничего порой не дают людям...
Но с тех пор прошло уже два года. «Неужели Катя смогла испортить шубу только потому, что ей поставили четвёрку вместо пятёрки?» - думаю я.
Через некоторое время приходит Катя. Держится уверенно, смотрит в глаза открыто…
Как стало известно позже, Лариса Петровна обнаружила порчу шубы дома. Выяснилось, что в тот злополучный день она снизила оценку не только Кате, но и Алине, девочке из другого класса (поставила тройку вместо четвёрки). Но подозревали почему-то Катю...
Так мы и не выяснили, кто это сделал. Была испорчена дорогая шуба. Было испорчено новогоднее настроение. Были испорчены отношения.
Прошло много лет. А я всё равно не верю, что это сделала Катя. Не такой она человек. Заступиться за одноклассников она могла. Но чтобы отомстить учителю за то, что была снижена оценка… Нет, не верю…