Юрий Визбор для меня – человек загадка.
В юности я воспринимал его туристические песенки как просто приятные распевания под гитару у костра.
Да! Большое видится на расстоянии.
Я уже рассматривал его великий текст о пути, по которому вела нас родная коммунистическая партия:
«Снова нас ведут куда-то
И неясен нам маршрут»
Где он материализму вопреки одушевляет горы и наделяет их правосубъектностью:
«Видно горы виноваты»
И далее докладывает, что никак не удаётся посидеть в одном месте заключения:
«Не сидим ни там, ни тут»
И вот подкатила новая волна пониманий и углубленностей.
В приведенный выше текст мы ещё разок вглядимся в конце наших наблюдений, а теперь покопаемся в заключительном куплете этого явно антипартийного, антисоветского, антимарксистского произведения.
Как и все у Визбора – он простенький, если не простецкий:
Телеграмма уж готова
Ни единой запятой
В ней всего четыре слова
Мама я хочу домой
Начнем с известного в геометрии приёма – дополнительного подстроения.
Добавим предлог «В» перед первой строкой.
Помните у Окуджавы: «Девять граммов в сердце…»
Так сказать вариация на тему «Вот пуля пролетела – и ага!»
Читаем медленно, не спеша, с расстановкой:
«В теле грамм, а уж готов! А?»
Как жаль, что не довелось с Визбором пообщаться лично.
Я бы его расколол!
Я бы его заставил признать, как много тайного он выдает за явным!
Теперь вновь о нашей коммунистической партии, ведущей и направляющей нас силе!
В СССР перевели всех, кто сумлевался.
Извели.
Выкорчевали.
Распознали.
Перековали.
Зачистили.
Весь советский народ твёрдо знал главное – партия это Единая и Единственная! В едином порыве с единой, в едином строю…
И вот в период расцвета этого понимания появляется песенка, в которой автор с пластинки беззастенчиво поёт:
«Ни единой!»
Вы вслушайтесь и вдумайтесь!
Визбор писал для вдумчивых и вслушливых.
Он так просто слов не произносил.
Он их оттачивал!
Он гранил тексты до полной прозрачности, до абсолютной точности.
«За пятой»!!!!
Какая Игра!!!
Тут вас и аллегория с пятой Ахиллеса, и прямое указание на смазывание пяток, и подчёркивание отсутствия прочного основания… А как глубоко искуственно разорванное «запятНАНой»
Ведь «нано» это мельчайшие измерения – прячем, делаем невидимыми…
Джон Литллвуд как-то поведал, как просматривая вычитанную им до распечатки оригинал макета рукопись уже в наборе он с удивлением обнаружил, что везде, где стояло «значение х стремится к нулю», ни самого икса, ни стрелочки, ни нуля не имелось в наличии, а наличествовала крошечная точка. С хорошей лупой он наконец разобрался, в чём дело: «Типографы облазили весь Лондон и нашли самую крошечную литеру «х»!!!
Вот и здесь «нано» превращено в точку!
Но идем дальше:
В ней все го.
Глубочайшая философская мысль почерпнутая видимо из знакомства с древнекитайскими трактатами.
Вариация на тему «Что наша жизнь – Игра!»
Го – китайская версия шахмат.
Глубокая философски насыщенная Игра фишками на поле размером 9х9.
Интересно это сочетание девяти квадратов по девять клеток в каждом (3х3) и потому фантастически точно звучит следующее число, основание величайшей философской системы мира – Чатуранги:
«Четыре»!!!
Четыре стихии.
А в песне дается еще и такая вариация:
Четыре с лова!
То есть имел место быть лов, видимо Чисел, и выпало – ведь лов чисел осуществляется бросанием костей – кубиков – с этого самого лова – Четыре!
Завершающая куплет строка душераздирающе прекрасна.
Сначала идет признание в симпатиях к татаро-монгольскому владычеству:
Мамая хочу!
Другая версия прочтения – музыкальное обсуждение.
Мама видимо предложила взять «ре», и тогда сынок раскрывается:
Мам, а я хочу «до»! попутно отвечая и на вопрос – мыть ли ему ноги: «Мой»!!!
Третье прочтение - намёк на нерешаемость квартирного вопроса:
"Мама, я хочу дом!"
Но главная пуанта текста в другом:
Мама, Я хо ЧУДО мой…
Ну, а теперь вновь всмотримся в первый куплет:
Снова нас ведут куда-то
И неясен нам маршрут
Видно горы виноваты
Не сидим ни там, ни тут
Снова нас в еду!
Тку? Да!
Вид! Но горы, вино… Ваты?
Неси, Дим!
Играйте!!!