Русские грибы 2

Антон Коробейко
Долгое время, вплоть до сегодняшнего дня, вторжение объединенных ливонского и тевтонского орденов на территорию современной России считается одной из интереснейших страниц русской истории XIII века – века важного и смутного, определяющего во многом всю последующую историю России.

Для подтверждения этого достаточно сказать, что XIII век - время татаро-монгольских нашествий, время, когда впервые упоминается род Романовых, время упадка Киевского княжества и возвышения княжества Новгородского. Д.С. Лихачев, называет этот век «трагическим», вынося это определение в название своей статьи о литературе этого времени.

Важную роль в истории России этого периода сыграл широко известный новгородский князь Александр Ярославович (получивший прозвище Невский за победу над шведами в 1240 году при устье Ижоры, на Неве).

Главными причинами похода ливонских и тевтонских псов-рыцарей в русские земли в 1240 -1242 годов традиционно считают причины чисто экономические. Новгород активно торговал мехами и медом. Кроме этого, Новгород, находившийся, на пути «из варяг в греки», служил важным торговым и складским центром.

Рыцари, якобы, напали на ослабленную татаро-монголами Русь, зная, что подмоги от центральных русских княжеств не будет, и псковитяне и новгородцы могут рассчитывать только на свои силы. Учитывая выгодное географическое расположение этих городов, и тот факт, что татаро-монголы до Новгорода и Пскова, не добрались, добыча от похода должна была быть весьма и весьма значительной.
Тем не менее, несколько вопросов до сих пор оставались без ответа. К чему объединение орденов, произошедшее в 1237 году и деятельное участие в этом процессе папы Григория IX? К чему вообще этот поход тевтонцам - рыцарям, которые, по свидетельству Соловьева, «были славны своими подвигами в Палестине, богаты недвижимым имуществом, которое приобрели в дар от государей в разных странах Европы»?

Соглашаясь со всем вышеизложенным нельзя не признать, что историки,  упустили из виду один вполне очевидный, но решающий в данном случае фактор. Истинные причины вторжения таковы.

Помимо всего вышеперечисленного, тогдашняя Русь производила, и  продавала (в основном в Византии) один замечательный продукт. Благословенные поля и луга Руси-матушки производили на свет не только гречу, овес и пшено, не только сочную и свежую траву, с удовольствием потребляемую тучным славянским скотом. Осенью,  когда хлеба были убраны, небо становилось серым, и проходили первые осенние дожди («Пришел дождь самосад» - говорили крестьяне), луга и поля покрывались россыпями изящных маленьких грибов на тонких ножках.

Славяне, как истинные дети природы, трепетно относились к каждому ее дару. Вот и маленькие, невзрачные на первый взгляд грибы были щедрым подарком матушки-Руси.
Стоило съесть десятка два-три этих чудесных грибов, как мир начинал открывать все новые и новые тайны, иногда даже с избытком. Перед славянами, буквально, открывались невиданные доселе горизонты.
Грибы эти пользовались необычайным спросом в Европе. Во многих европейских трактатах по медицине XII века и позднейших, отмечаются целебные и волшебные свойства грибов: «кто грибы ясти, тот велику получат силу». Новгородские летописцы отмечают, что правитель Византии платил за эти грибы золотыми монетами – мера за меру.

Известно, что, даже после разгрома рыцарей, папа Иннокентий IV, пришедший на смену Григорию IX,  в 1251 году прислал к Александру Ярославовичу двух кардиналов с буллой, написанной в 1248 году. Папа, обещая помощь ливонцев в борьбе с татарами, убеждал Александра Невского принять католичество, отказаться от употребления «сиих грибов бесовских» и отправлять их для освящения и уничтожения в Рим. Ответ Александра был лаконичным "си вся съедаем добре, а от вас учения не приимаем".

Знание о грибах проливает довольно много света на формирование славянской религиозной культуры и народного творчества. Находится внятное объяснение всем этим многочисленным видениям, знамениям и прочим вещам, которыми так изобилует и русская православная традиция.

 В частности, становится ясно, что побуждает Александра Ярославовича Невского – активного сторонника и поборника употребления грибов – под конец жизни  (в 1263 году) принять схиму. Также становятся ясны причины высокой его оценки митрополитом Кириллом, который возвестил народу во Владимире о его смерти словами: "Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли" и канонизации князя.

Кроме того, наконец, появляется логичное обоснование причудливым фантазиям, свойственным русским народным сказкам, со всеми их Бабами-Ягами, Змеями-Горынычами о 3-7-9-12 головах, Кикиморами и прочей нечистой силой.

Начало употребления славянами грибов дает толчок  культуре и искусству. Именно XIII столетие – время таких замечательных художников, как Феофан Грек – заметим, выходец из Византии, куда грибы активно экспортировались, и Андрей Рублев.
 
В конце концов, кто знает, чему больше мы обязаны славянским сплочением – православию, победе над татаро-монгольским игом (произошедшим позже), или этим замечательным грибам?

Лев Гумилев, выдвинувший теорию пассионарности, несомненно, не ошибался в том, что славяне становятся пассионарной нацией именно в этот период. Ошибка исследователя состояла в другом. Гумилев принимает за определяющий фактор повышение солнечной активности. В случае с пассионарным всплеском у славянских народов, на мой взгляд, уместно говорить именно о грибной обусловленности  роста самосознания нации.

Итак, тевтонцы пришли в Россию именно за этим традиционным русским продуктом. Рыцари не скрывали своих целей. Как отмечает автор летописного сказания о житии и подвигах Александра Невского, рыцари между собою называли это вторжение Великим Грибным походом. Объединение тевтонцев и ливонцев с разрешения папы, помимо достижения практических целей и усиления войска, было актом формально важным. Таким образом утверждалась важность похода, подчеркивалось его сходство с крестовыми походами в Палестину, а значит объединение несло и некую духовную миссию.

Новость о тевтонском вторжении и его причинах быстро облетела славянские земли.
Ко времени вторжения Невский уже успел посидеть в Новгороде и прославиться своей победой над шведами. Но новгородцы, всегда ревнивые к своим вольностям, успели рассориться с Александром. Надо ли отмечать, что своей победе над шведами и этой размолвке князь обязан именно грибам? Новгородцы прежде платившие дань, в том числе и грибами, отказались поставлять их князю.
Александр удалился к отцу, который дал ему Переяславль Залесский. Между тем на Новгород надвигались ливонские немцы, чудь и литва. Они повоевали и обложили данью вожан, построили крепость в Копорье, взяли город Тесов, разграбили земли по р. Луге и стали грабить новгородских купцов, торговавших грибами, в 30 верстах от Новгорода.

Новгородцы обратились к Ярославу за князем; он дал им второго своего сына, Андрея. Это не удовлетворило их. Они отправили второе посольство просить Александра.

В 1241 году Александр Ярославович явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в следующем году вместе с братом Андреем Ярославовичем двинулся на помощь Пскову, где сидели немецкие наместники. Псков был освобожден, и князь направился в Чудскую землю, во владения ордена. Решительная битва произошла на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Битва эта известна под именем Ледового побоища. Русские 7 верст гнали немцев по льду; 400 - 500 рыцарей пало и до 50 взято в плен. Славяне отстояли свою независимость и русские грибы.

Но на этом история не заканчивается.
Спустя много лет, режиссер Эйзенштейн снимет свой фильм, где великий Черкасов, сыгравший князя произнесет сакраментальное: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

Однако, по словам автора уже упоминавшегося летописного сказания о житии и подвигах Александра Невского, победными словами князя были: «Кто к нам за грибами придет, тот от грибов и погибнет». Режиссер просто адаптировал эту фразу.
Также в тексте упоминается, что русское войско перед битвой вышеупомянутые грибы употребляло в больших количествах. Результатами этого  стали смелое стратегическое решение князя сражаться на льду, и небывалая русская отвага.
Сталин, интересовавшийся русской историей вообще, и подвигами Александра Невского в частности, о спорной версии исторического события знал. Этот русский витязь был одним из самых любимых его персонажей.  Вероятно из-за того, что проявил себя как правитель жесткий и волевой - особенно это касается отношений со свободолюбивым Новгородским княжеством.

Именно поэтому, по приказу генсека, режиссером Эйзенштейном и был снят «Александр Невский». Позже, кстати, этот режиссер снимет еще один фильм - про Ивана IV Грозного, положившего конец «новгородской республике». Но его запретят и положат на полку.

В 1949 году, когда русские физики-ядерщики во главе с Курчатовым  впервые испытали первую советскую атомную бомбу, Сталин вспомнил фразу великого полководца. В ответ на необоснованные претензии по поводу дележа европейских территорий, он выдал Трумэну несколько перефразированное: «Кто к нам с грибом придет, тот от гриба и погибнет».

Американский президент Трумэн в русской истории 13 века не разбирался, зато хорошо знал Сталина. Поэтому намек ему показался еще более прозрачным, чем Сталин бы этого хотел.

До конца своих дней Трумэн вспоминал эти русские грибы.
Он скончался внезапно на торжественном обеде в 1972 году. Его хватил сердечный приступ, когда на вопрос: «Что это было за блюдо?», он получил ответ: «Пулярка с русскими грибами, сэр». Последними его словами, по утверждению биографа Трумэна  Алонзо Хамби, были: «Уберите, уберите эти грибы».