Об упущенных возможностях и не сбывшихся мечтах

Виктория Любая
(из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)


Международный праздник «Спасибо», нанесенный на страницы календаря 11 января, прошел у меня довольно вяло. Вероятно, сказывались перепады погоды и едва минувшие законные новогодние празднества, под развивающимися флагами всевозможных кризисов... В итоге, чтобы почувствовать свою сопричастность к праздничному событию Международного статуса (как нельзя вовремя вклинившегося в плавно переходящее традиционное «отмечание» Старого Нового года и т.д. и т.д.), я просто создавала ситуации, когда «спасибо» говорила  сама. И не огорчалась, когда в ответ не слышала гипотетическое «пожалуйста», - ведь это не «его» Праздник…

Заметила занятную вещь: чем страннее Праздник, тем страннее моя реакция на него :)))) Хмурые, безответные соотечественники, нагруженные коробками, пакетами и новыми проблемами перед очередными зимними празднествами, снующие весь день по одному маршруту: «из дома – куда-то – и обратно домой», ничуть не расстроили меня. Напротив: всё было настолько органично-привычно, что закрой глаза и перенесешься лет на двадцать назад (особенно, если в травмпункте по радио «Ретро» «жарит» Адриано Челентано, а в магазине, в ответ на твоё «спасибо» с кислой миной продолжают подкладывать мятое и просроченное…).

Спасибо!  И до следующего года.

Ещё один чудо-праздник, которому не нашлось места среди теплых погожих календарных деньков, исключительно Российский. Нет, оно, конечно, понятно: и какой настоящий россиянин не любит быстрой езды?!.. – в гололёд, снежные заносы и снегопады, которые как раз обещают не сегодня-завтра; или с придыханием  любоваться на заиндевевшие окна (как в фильме-сказке про Снежную королеву, особенно если сам находишься по ту сторону, где уютно закипает чайник, и ложечка застыла в блюдечке с прозрачным душистым цветочно-луговым медом)?..  Но когда речь заходит о Заповедниках и Национальных парках, то зима, пожалуй, не самое лучшее время года, когда можно отправиться в путь, чтобы самолично убедиться в первозданной самобытности того или иного природного объекта. Большинство таких мест в России 11 января выглядит примерно одинаково. По меньшей мере, это несправедливо, учреждать Праздник уникальных природных объектов, доступных и нет для посещения сограждан, исходя лишь из того, что некогда в этот день было подписано какое-то законодательство или соответствующий Указ. Одни из них – «Национальные парки» – предназначены для «просветительской деятельности» и с соблюдением определенных правил, доступны для посещения природных объектов (так и просится сказать – красот).  Другие же (заповедники), были «созданы» (вернее будет сказать: территориально ограничены, созданы-то они Природой) в качестве «природных лабораторий», закрытых для посещений и даже для обычного вмешательства лесников, – их ещё  называют «особо охраняемые территории». Нетронутые островки (увы, размеры их уменьшаются как шагреневая кожа, несмотря на все формальные Указы, Приказы и «охранные грамоты»), – где природа только и может быть самой собой: от свалившегося трухлявого дерева, которого не коснётся рука лесника, пока оно не станет тем, чем должно стать, дав кому-то из обитателей этой территории на время еду или кров; где в нескошенной траве бежит хилый, но не по желобу рукотворной половинки трубы, ручей; цветут в диком разнотравье, на полянах  не засеянных семенами, популярной у озеленителей городов, быстро всходящей «грин-мамой» или пёстрыми «мавританскими газонами», - а бушуют сквозь заросли лебеды, хвоща и сурепки султанчики иван-чая, мелькают солнечные пятнышки лютиков, «брызги» незабудок и всполохи лесной герани …  И ветер, он здесь тоже особенный: дикий, пахнущий не бензином и промышленными отходами, а настоянный на сыром запахе земли, опавшей и шелестящей листвы, сладко-горьком запахе голубой полыни и шерстки мелкого лесного зверья … В Заповедниках живут несколько сотрудников, цель которых – наблюдать (изучать), не вмешиваясь в естественных ход вещей…И это, конечно, особенные люди: наблюдать и не вмешиваться.  Ведь «наблюдать и не вмешиваться» – это же, практически, часть духовной практики…

Еще в 30-х годах XX века (!) один из пионеров охраны природы О. Леопольд писал: «Несмотря на почти сто лет пропаганды, развитие  охраны природы идет черепашьим шагом и ограничивается главным образом благочестивыми вздохами на бумаге и красноречием на съездах и конференциях… Обычно рекомендуется «всемерно расширять экологическое просвещение». Спорить с этим не приходится, но достаточно ли только расширить его? Или в нем самом не хватает чего-то существенного?»

С точки зрения этологии, основная причина экологического кризиса – в человеческой агрессивности, которая после «победы» над природой, оказалась гибельной для него самого. Доминирование человека над другими видами ослабляет эволюционные механизмы развития биосферы, так как эволюция идет через межвидовую борьбу. Можно предположить, что на смену естественным механизмам эволюции приходит разум. И тут мы сталкиваемся с очередным парадоксом: так, философы Э. Гартман и  А. Бергсон утверждают (по сути, предупреждая!), что человеческий разум и наше хвалёное абстрактное мышление, увы, ….всё дальше и дальше  уводят нас от понимания природы… Как писал поэт: «... я законов неба пленник, /Я самому себе изменник, /Отсюда смута и вражда... »*

Во всем мире есть свои природные ландшафты, природные объекты, которые нельзя больше увидеть нигде. И это – достояние государства, его «золотой запас». Многие страны, обладая гораздо меньшими красотами, чем Россия, холят и лелеют то, что у них есть. Россия же, привыкшая, что таких природных богатств у неё немерено (что сегодня далеко не так, как, скажем, описано в «Летописи временных лет»…), до сих пор не может переменить своего наплевательски хищнического отношения к тому, что дано было – Даром (!!!) (почитайте этимологию данного понятия (ДАР), оно совсем неравнозначно нашему пониманию: даром («без оплаты», «на халяву» (!). Давно уже пора  начать относиться к ДАННОМУ реальному Чуду (не нами оно придумывалось, создавалось и взращивалось), Чуду  П р и р о д ы   –  осознанно и бережно.

 
На эту тему я могу говорить долго, очень долго. Да и говорила, пока была возможность, вещая на разную аудиторию. А там уж, как вышло… Но в глубине души я жалею не об этом (потому что, в конце концов делала, что и как могла на тот момент). Втайне я надеюсь, что, быть может, успею сделать что-то ещё в этом направлении. А не сделала я двух, как минимум (но очень важных для меня) вещей… Вот, смогу ли теперь «дотянуться», пусть бы до одной из них, чтобы попытаться воплотить задуманное? Бог знает… Но писать здесь об этом не стану, хотя это и было бы «в тему». Достаточно и того, что я уже написала о своём искреннем сожалении.

Итак,  по всему выходит, что 11 января – действительно мой личный Праздник, а точнее АНТИпраздник, – День, который раз в году, обязательно напомнит мне <об упущенных возможностях> и о <не воплотившихся  мечтах>.





*) В. Хлебников «Гибель Атлантиды».

Отсюда, из дельты Волги, поросшей лотосами, из красот вечно меняющегося степного ландшафта, с необычной порослью, морем ковыля и вольными ветрами над курганами – черпал своё необычное вдохновение, словно подхватив эстафетную палочку родителей (мать Велимира была историком)– знаменитый русский поэт-математик Велимир Хлебников.

Кстати, отец поэта Хлебникова – Владимир Алексеевич – естественник, шесть лет (1885–1891 гг.) прослуживший в Калмыкии, где занимался укреплением песков и разработкой водоснабжения калмыцких улусов, проводил опыты по разведению лесов в Калмыцкой степи, снискавший там настоящую любовь местных жителей, которые называли его «сан кюн» то есть «добрый человек». Однако «поклонник Толстого и Дарвина»,- по словам сына, - был не только «настоящим знатоком птиц, изучавший их целую жизнь». Он был также активным инициатором заповедного дела.

Любое дело надо «пробивать» и в любом деле нужен человек, который сможет объединить единомышленников, будет бороться за начатое им, до конца. Таким человеком и стал В.А. Хлебников – крупный общественный деятель, ученый, лесовод, орнитолог и просветитель. Именно его усилиями (знаниями, энтузиазмом и организаторскими способностями) в 1918 г. в Астрахани был открыт государственный университет, а в последствие и ПЕРВЫЙ в СССР (Астраханский) ЗАПОВЕДНИК (днем основания которого принято считать 11 апреля 1919 г.). Более того, В.А. Хлебникову посчастливилось стать его первым директором (что, зная политическую обстановку в стране,  могло, как мы понимаем, и не произойти).