Юбилей необычного человека - моего отца

Владимир Лагутов
25 декабря Рождество и 90-летний юбилей моего отца, флагмана отечественного бокса.

 Я ехал в эшелоне домой в Оренбург с Новочеркасска под Рождество, бросив все на работе, на юбилей отца. Благо, не догулял свой отпуск. Ему подъехала круглая дата в 90 лет. И не хотел он особенно этого дождаться случая, а вот на тебе. За пару месяцев до события, по телефону, он потерянным голосом сообщил, что может и не дожить, что ему как то грустно и вообще... Но, то ли я не мог приехать, то ли он решил отложить сведение счетов со своей жизнью в гордом одиночестве, но вот оно и Рождество, а именно 25 декабря - т.е. день его рождения в далеком и трудно представимом 1925 году.

  Его мастера мне сообщили, что ими решено было собраться на его чествование на работе - а он до сих пор вроде как тренирует в спортклубе "Пионер". Там и состоялось это мероприятие и небольшой банкет в его же честь. Через несколько дней по приглашению его начальника Самойлова С.Г. я пришел в этот спортклуба "Пионер". Но такого человека там не оказалось и никто его не знал, их директор был явно другой фамилии. Сам внутренний вид спортклуба, после моего последнего его посещения, сильно и явно изменился в лучшую сторону - был отделан как гостиница с тремя звездочками... и ни одного спортсмена я там не увидел. Но хуже иное - в расписании занятий, вывешенном в коридоре, из десятка фамилий тренеров, своего отца я там не увидел. Может быть, поторопились, но факт имеет место. Зато видел и говорил с двумя сотрудницами, одна из которых, весьма преклонного возраста в общении оказалось вообще невменяемой и несколько раз меня переспрашивала - чего мне надо тут. В лучшем случае ей было в районе 70 лет и куда там до отца, который и в свои 90 сохранил ясность ума.

  Когда я приехал, а именно в конце дня, да еще со сдвигом в 2 часа московского времени, был уже глухой вечер. В холоде и снегах Оренбурга, где всегда зимой холод, родной дом был одним из нескольких таких же дирижаблей с освещенными окнами на темной стоянке под лунным светом.

  Телефон отца не работал уже как месяц и, если бы не его боксеры, его навещавшие, и подвозившие на тренировки, то и трудно бы было вообще узнать как его дела. Навести порядок с телефонными начальниками было невозможно по причине их удаленности от народа и отсутствия прямых контактов. Ждали меня и его начальники, которые уж очень хотели с ним расстаться по хорошему, это чтобы он сам написал заявление об уходе с работы. Но дед не сдавался и все требует себе зал для тренировок и удобное время. Да и основания у него были самые жесткие - в Оренбургском боксе большой затяжной кризис, вроде как все есть, и спорткомплексы, и тренеры, и молодежь тянется в секции, и, даже становятся чемпионами разных уровней, но вот с мужиками, а это и есть сам бокс, ничего не получается. И вот эту то нишу мог уже полвека и был обязан заполнить мой отец, только и живший боксом и своей уникальной на весь мир бокса школой обоеруких боксеров, работающих во фронтальной стойке.

  И это было понятно с первого часа моего пребывания в ночь 25 декабря. Отцу, его коллегами и воспитанниками, было преподнесено несколько подарков и грамот. И в их числе самодельная фотография от его боксера Вити Безмельницына. Правда вот без рамки, и стал я искать, куда её можно прилепить. А это было трудной задачей, так как все стены и простенки нашей маленькой квартирки были увешаны картинами, чеканками и резными панно, изготовленными руками отца. Но все же нашел уголок и вывесил с десяток разных грамот от мира бокса. И вот что удивительно, эта фотография Виктора Безмельницына на ринге все время лезла вперед, нагло и нескромно. Хотя лицо самого Виктора было за перекрестьем канатов, противник был вообще спиной, но фронтальная стойка в миг удара все время волновала отца и ввергала его в пропасть воспоминаний: вот так надо двигаться и вот это есть классика. И потянулись дни бесед с ним.

  В предновогоднее воскресенье к нам заехал его ученик Фират Усманов, сам уже тренер, с просьбой от руководства областной федерации бокса к отцу поучаствовать в показательных соревнованиях в спорткомплексе "Трудовые резервы", который был когда-то спроектирован и построен отцом, который был еще и главным инженером по жизни, и долгое время работал в проектном институте "Южуралгипросельхозстрой". Уже второй, после спорткомплекса "Динамо", где также отец не пришелся ко двору в силу своей неуживчивости и приоритета общественных начал спорта. Зал бокса "Трудовые резервы" стоял в соседнем квартале на нашей же улице Строителей, но теперь уже называвшейся улице имени 60 лет Октября. Отец приоделся, что еще было приличного, и поехали на праздник спорта. А именно так это и выглядело. Зал был полон народу: молодые боксеры, зрители и родители, ветераны бокса Оренбурга. Их всех собрали как по случаю Нового года, так и поневоле - 90-летнего юбилея легенды оренбургского бокса, еще действующего тренера Лагутова Виктора Ильича. Так его назвали в одноименной статье профсоюзной газеты Оренбургской области "Простор" №24 от 24.12.2015.

  На ринге менялись пары юных боксеров, проводивших один-два квалификационных раунда. Но все было похоже именно на праздник. Перед ветеранами, а их набралось два десятка, выступил то ли Президент, то ли Председатель федерации Оренбургского бокса Зеленцов А.И., пестовавший общину ветеранов бокса, и большую часть речи уделил 90-летнему юбиляру, особо отметил то факт, что юбиляр ругает всех и то, наверно, справедливо, так как хочет, чтобы дело бокса шло вперед... Раздача подарков и грамот состоялось, и эта часть праздника кончилась, ветераны как-то быстро рассосались. Осталось несколько стариков, прилепившихся к рингу, дед ни в какую не захотел ехать домой - давай побудем еще, до конца. И стал приставать к президенту с разговором. Тот вежливо по обычаю и приличию выслушивал пару ходоков. Как потом выяснилось, дед просил его дать ему время и возможность тренировать своих боксеров - взрослых в его личном спорткомплексе над Уралом. Что-то видно тот пообещал, раз дед своим ребятам сказал, что после новогодних каникул надо идти на прием к за залом к Президенту федерации. На том вскоре закончились и бои. И в самых высоких чувствах и надежд на востребованность для обучения подрастающего поколения и взрослых мастеров мы вернулись домой. Новогодние дни, как и мои месяцы, и его годы, пролетели стаей.

  В один из новогодних дней пришел другой его мастер спорта Виктор Малыгин, большой дока по части приготовления плова, что и подтвердил, дав поварской мастер класс на радость присутствующим - оказывается можно в маленькой кухне обычной хрущевки сделать праздник и для небольшого круга близких друзей. Что меня радует в наших старых товарищах, так это тот факт, что они самодостаточны и способны на многое своими руками. И на таких общество и держится.