Гл. 1 Человек с Железным крестом

Бьорн Высокий
Возможно, я никогда не стал бы собирать материал о наемниках, если бы не один человек. Впервые я увидел его, когда мне было, наверное,  лет шесть или семь.  Кусок интервью с ним показали в передаче «Международная панорама», как живой портрет «наемного палача на службе неоколониализма». Не помню, о чем это человек говорил, но вот самого его запомнил очень хорошо: голый череп, широкие скулы, мясистые губы почти все время растянутые в улыбке, он много смеялся, но глаза оставались холодными. Это был уже не молодой, лет за сорок, но явно очень крепкий мужчина. Человек сидел на стволе поваленного дерева (репортаж снимался где-то в джунглях) и охотно отвечал на вопросы репортера. Помню непривычную пятнистую форму, тяжелые ботинки, погоны с двумя шестиконечными звездочками и эмблемой в виде кинжала. А на груди у мужчины был хорошо знакомый по военным фильмам «Железный крест». Значит человек на экране – бывший фашист, который не погиб под развалинами павшего Берлина, и не сдался, а продолжает воевать где-то в Африке и никого не боится! Несомненно, он был врагом, причем врагом первого сорта и высшей пробы, но почему-то я почувствовал к нему не страх или отвращение, а  нечто вроде смутного восхищения. Человек на экране был абсолютно не здешним, противоположным всей окружающей реальности, и в то же время необыкновенно настоящим и живым. Лишь много лет спустя я узнал его имя – Зигфрид Мюллер, известный также как Конго Мюллер. Сюжет же о нем, вероятнее всего, был куском из документального фильма "Kommando 52", Герхарда Хайновски, посвященного действиям белых наемников в Конго.
«Майор Зигфрид Мюллер кажется сегодня почти выдуманной фигурой: трудно себе представить, чтобы в одном человеке соединились черты и качества, характеризующие все самое дурное в немецкой нации за последние три десятилетия». - писал кто-то из советских журналистов. Действительно, Мюллер – просто ходячий жупел для леваков и либералов всех мастей. Всю жизнь он был «не по ту сторону», причем, как человек с «активной жизненной позицией» свои взгляды защищал, пропагандировал, не стесняясь в выражениях, что сделало его известным «от Пекина, до Вашингтона» и никогда ни в чем не раскаивался. Его биография говорит сама за себя.

Итак, Зигфрид Мюллер, больше известный как Конго Мюллер, родился 26 октября 1920 г в Кроссене на Одере, Германия, (ныне Кросно-Оджаньске, Польша). Как и все немецкие юноши того времени, состоял в Гитлерюгенде и в Трудовом фронте, в 1939 г. был призван в армию. Пройдя польскую и французскую кампании, воевал и был ранен в Росии, конец войны встретил в осажденном Кенигсберге. Раненный в позвоночник, он, с несколькими другими солдатами сумел уйти на лодке в Данию, где и попал в плен к американцам. Некоторое время, в следствие ранения, практически не мог ходить, но восстановил двигательную активность в полном объеме.
 Сам он утверждал, что дослужился до звания обер-лейтенанта вермахта. После освобождения из плена в 1947 г. экс обер-лейтенант поступил на службу в американскую промышленную полицию, а затем в войска США. Сам он объяснял это тем, что после начала войны в Корее в 1951 году в американском военном контингенте  в Европе открылось много вакансий, т.к. занимавшие их офицеры отправились на восток. Мюллер получил свое прежнее звание  старшего лейтенанта.
«В рядах американских войск, — говорит Мюллер, — я нашел много интересного, чего бы я не мог осуществить в немецкой армии, которая тогда еще не существовала. Меня особенно интересует революционная  война, современная война. И я нашел все возможности как раз в рядах американских войск», - рассказывал Мюллер о том периоде своей жизни. Живя во Франкфурте Мюллер, вместе с еще несколькими немецкими офицерами – ветеранами  Второй Мировой, создал «Общество военной науки», где какое-то время занимался разработкой вопросов обороны в современном танковом бою. Теория, впрочем, не удовлетворяла всех запросов Мюллера: он искал возможности применить свои идеи и навыки на деле. Вооруженные силы ФРГ, формирование которых в ту пору только начиналось, представляли для этого мало реальных возможностей. Отказавшись вступать в бундесвер, Мюллер в 1956 г. отправился в Северную Африку, где по контракту с British Petroleum занимался разминированием полей сражений Второй мировой войны в районе операций Африканского корпуса Роммеля.
 В 1962 г. Мюллер обратился к правительству сепаратистов Катанги, желая поступить на службу в качестве наемника, для чего он даже эмигрировал в ЮАР. Но вступить в армию не успел: мятеж в Катанге был подавлен. После этого он два года тихо жил в Иоганесбурге, заведуя баром в крупной гостинице.
Новый шанс стать наемником представился ему в 1964 году, после начала восстания симба. Он оказался в Конго в «5 отряде коммандос», легендарных «Диких гусей» под командованием майора Майкла Хора, где получил звание лейтенанта и возглавил 52 взвод или 52 Commando. После операции по захвату города Альбертвиля в августе 1964 г. получил повышение до капитана, а закончил кампанию в звании майора. В свои 44 года он был самым старым офицером в 5 отряде коммандос. Конго Мюллер провел ряд успешных операций против партизан. «За 10 недель я покончил с провинцией Экваториаль», говорил он о победе над партизанами в центральных областях бывшего Бельгийского Конго.  Затем он был назначен Майклом Хором начальником лагеря для подготовки пополнений, муштруя новоприбывших «диких гусей».
 
Во всей кампании 1964-65 гг. Конго Мюллер носил на униформе «Железный Крест» Первого класса, чем привлек внимание корреспондентов из журналов Time magazine и Der Spiegel. Его фото были растиражированы по всему миру, и Мюллер стал героем множества репортажей. В 1965 г. телерепортеры из ГДР Вальтер Хайновски и Герхард Шойманн сняли фильм про операции взвода под командованием Мюллера "Kommando 52". Изрядно подпоив  Мюллера, они же в 1966 г. взяли у наемника интервью, легшее в основу  скандального фильма "Смеющийся человек" (Der Lachende Mann/The Laughing Man). Кроме того, военную операцию его взвода при взятии города Буэнде запечатлели и итальянские документалисты в знаменитом фильме "Africa Addio" (Прощай, Африка), где, среди прочего, были засняты сцены расстрелов двух пленных партизан, что вызвало бурю негодования «прогрессивной общественности».
Мюллера клеймили, как карателя и палача, что, похоже, его только забавляло. Сам он, в своей своеобразной манере так прокомментировал этот эпизод: "Я получил сообщение от министерства обороны, что Якопетти разрешено делать съемки и что ему разрешено участвовать в операции по взятию Буэнде. Якопетти - хороший режиссер. Может быть, он и сказал: "Послушайте, тут надо шлепнуть одного-двух, поставьте их чуть левее, чтобы свет падал лучше". Но я не могу сказать точно, как у них все там было. Ни Лоув, ни кто другой об этом не рассказывал, и я знаю только, что тогда были сделаны киносъемки расстрела людей". Жаль, что Конго Мюллер не дожил до эпохи интернета: из него наверняка получился бы выдающийся тролль. Зигфрид Мюллер -  единственный командир наемного формирования, который стал героем трех документальных фильмов. Кстати, 2 ноября 2011 г. о нем на германском канале arte. tv прошла очередная картина.

После окончания войны с симба Мюллер ушел в отставку и осел в ЮАР. В «Смеющемся человеке», он говорит о своем желании принять участие в войне во Вьетнаме, где могут очень пригодиться его опыт и способности, однако этим планам не суждено было сбыться: видимо подвели возраст и пошатнувшееся здоровье. Отойдя от дел, Мюллер продолжил занятия теорией современной войны, в частности, выпустил книгу о методике контрпартизанских действий. Скончался он в 1983 г. в пригороде Иоганесбурга, от рака желудка.

Конго Мюллер стал чем-то большим, чем просто грамотный командир подразделения наемников, знающий теоретик и практик войны. В левой прессе он превратился в символ всего плохого, борющегося против всего хорошего, в эдакое улыбающееся вселенское зло. Михаил Ромм, автор знаменитой документальной картины «Обыкновенный фашизм», говорил, что его фильм должен был бы заканчиваться именно интервью с Зигфридом Мюллером. Его даже на полном серьезе пытались привлечь к суду за соучастие в убийстве Патриса Лумумбы, хотя Мюллера даже не было в Конго в это время. Мюллер оказал такое сильное воздействие на умы современников, что  образ наемника с «Железным крестом» сделался просто эпическим, отображенным впоследствии, во многих художественных произведениях. В 1970 году на экраны вышел советский художественный фильм «Черное солнце» режиссера А. Спешнева. В этой талантливой картине призраки погибших в результате политических интриг президента одной из африканских стран Роберта Мусомбе (Патрис Лумумба) и председателя ООН Джона Барта (Даг Хаммаршельд) встречаются в кулуарах ООН и обсуждают прошедшие события. Так вот, в сцене казни африканского президента, расстрельной командой руководит белый наемник с железным крестом на груди, в котором лично я тут же признал своего старого, но безымянного знакомого. Действительно, Конго Мюллер, командующий расстрелом Лумумбы, смотрелся бы крайне органично, с чем, кстати, и он сам был вполне согласен.

Если отрешиться от эпики и риторики, то кем был на самом деле майор Зигфрид Мюллер? «То, что нас не убивает, делает нас сильнее» - эта фраза Ницше вполне подходит Конго Мюллеру. Из горнила Второй Мировой он вышел совершенным «человеком войны», ландскнехтом без страха и упрека. Он не был фанатичным нацистом, иначе не присоединился бы, охотно, к американцам, но он придерживался правых и даже праворадикальных взглядов и всю жизнь очень предметно не любил «красных», что делает честь его здравому смыслу. Впрочем, Мюллер, имел возможность наглядеться на коммунистов под разными широтами, во всех видах и проявлениях, а уж черные марксисты-людоеды в Африке точно не могли вызвать у него симпатий.

Мюллера называют палачом и карателем, но в сущности, действия наемников под его началом ничем не отличались от контрпартизанских мероприятий французской, американской или советской армий, с той только разницей, что коммандос Мюллера воевали, практически, на свой страх и риск, без серьезного тылового обеспечения и медицинского обслуживания, очень малыми силами, но, при этом, умудрялись добиваться успеха там, где буксовала машина регулярных государственных армий или войск ООН. «Дикие гуси» и их командир были жестоки, они были аморальны, как сама война, в которой они участвовали. Но можно ли было иначе бороться и побеждать противника, в принципе не знакомого со смыслом слова «человечность»? И можно ли вообще судить людей, сражавшихся на той войне, мерками обычной морали? Если Мюллер – негодяй, то кто тогда праведник? «Пламенный революционер» Лумумба, черный расист, призывавший к истреблению европейцев и ответственный за бойню в Бакванге? Его последователь «лидер национально-освободительного движения» Пьер Мулеле, развернувший геноцид против собственного народа, или его правая рука Гастон Сумиало, убийца и террорист, устроивший живой щит из гражданских лиц, вся вина которых состояла в том, что они имели другой, чем у него, цвет кожи? Или, может быть, «товарищь Че», примчавшийся в Конго поиграть в войнушку? Зигфрид Мюллер, какой бы он ни был, рисковал жизнью, разряжая мины, освобождая заложников и не давая одним неграм есть других негров. Злодей он или герой? Дискуссия об этом идет до сих пор.

На фото Зигфрид Мюллер на фоне здания казарм авиабазы Камина. Конго 1964 г.