Найдём ли мы средство от собственной глупости

Валериу Реницэ
Мне ли вам говрить почему мы так плохо живём? Скажу лучше, что думают о нас американцы, которые жили здесь по долгу, не меньше года, в своём посольстве, в «Корпусе мира» или внедряя в Молдове свои штатовские суперпроекты. Или сказать в лоб, как обзывают нас русские, которые  разбираются в бессарабцах получше европейцев, хотя эти самые европейцы считают русских глупее себя, потому, что последние не правильно выбрали себе религию. Так вот, и те и другие, и третьи считают нас полными идиотами, непроходимыми тупицами. Вы удивлены? Но почему? Вот Вам самый простенький пример, первый который, как говорится, попался под руку. Та половина молдаван, которая уехала работать за границу, считает оставшуюся половину  дураками, хотя в глаза говорят, что они патриоты. А оставшаяся половина считает уехавших глупыми (а разве нет веских доводов?),  хотя в газетах о них пишут как о самой активной, с экономической точки зрения,  части населения?

Кстати о газетах и, вообще, о молдавских СМИ, которым доверяют более половины населения. Довелось ли вам хоть неделю поработать в местной печати или на телевидении? Тогда вы не могли не заметить,  что около 70% нанятых сотрудников ни при делах. Что некоторые наши телеведущие –имбецилы. Что телевизионщики не способны организовать для  нас даже полноценный новогодний праздник, хотя таких передач – всего одна в год? Кстати, вы не задумывались,  почему у нас нет как в «Рашке», над которой мы вечно прикалываемся в Фейсбуке, какого-то своего «Сноба», я уже не говорю про «Камеди вумен»? Я знаю, как и вы, возможные ответы. Первый: Потому, что арестовали только Филата. Второй: Потому, что Платформе «Да» не позволили доделать революцию. Вас устраивают такого типа ответы? Если да, то вы считаете себя умным?

Ладно,  не будем называть умных умными, а то мы, вообще,  откажем себе в  будущем. Назовём их людьми, которые, выбирая что-то,  умеют слушать свой внутренний голос. У американцев, как и у молдаван, тоже была сложная проблема с языком, когда они только начали строить свою независимость. Они голосовали  в Конгрессе за название федерального языка. С перевесом всего в один голос победил … английский язык. Всего один голос, только подумайте, не хватило немецкому языку. Американцы умные?  Но не умнее нас, выходит, мы же тоже проголосовали в Парламенте за молдавский язык. Только они ещё сумели подчинить нацию этой конституционной поправки, а мы – нет. И ещё каким-то шестым чувством сумели предугадать, что через сотню лет не будут вынуждены встать из-за выбора на сторону нацисткой Германии.  А что случилось у нас, вспомните, когда не хватало всего одного голоса, чтобы избрать президента? Мы разбили головой стены Президентуры и Парламента, считая Воронина тупее нас.

Можно ли избавиться от глупости? Отчасти – да,  если доверить перерождение школы не глупым профи. Ведь у нас реформу образования начали не с основания, а с середочки, на полпути от садика к университету. Начали не с министерства, учителей и воспитателей, как бы это сделали финны, а с насилия на экзаменах бакалавра.  Министр подумал, что дураков нужно ловить металлоискателем уже после 12-ти классов школьного  образования. И что..? Этого министра наши журналисты считают,  чуть ли не самым умным, мы на руках его носим и даже строим ему новую политическую партию.  Хотя… вот, что я вам скажу. Может иностранцы не такие уж и умные, если продолжают нам давать столько денег, практически, не считая. И я, наверное, самый большой дурак из молдаван, раз решился открыто рассказать о нашей глупости.