Горький вкус бузины. глава третья

Светлана Ковалева 2
     Но Маша не вернулась и в этот день, тем самым подарив любовникам еще несколько часов зыбкого счастья. А следующим утром, утомленный Макс проснулся позже обычного. Тамары рядом не было.  Спустившись в сад увидел, что та стоит у зарослей той самой бузины, которая так ему понравилась и о которой он доселе даже не слышал.
     Как был в одних плавках ,  пошел к любимой. Пьянея от одуряющего запаха цветов бузины, прижался сзади и, возбуждаясь, прошептал:
     - Хочу тебя, Том...
     - С ума сошел! Белый день на дворе !
     - Пусть ! - подталкивая ее в высокие заросли, разгоряченный, шептал,- ложись, вот сюда, хочу тебя, Томка, умираю...пусти, ну пусти ...
     Маша, войдя на дачу, увидела раскачивающиеся кусты бузины , затем  послышался  женский смех и чье-то прерывистое дыхание. Неслышно подошла и оцепенела...
     В самолете не могла сосредоточиться ни на секунду. Перед глазами стояла отвратительная сцена . "Если бы я застала его с другой женщиной, но мать...Как же страшно и горько... Господи, помоги справиться !"- сидя в кресле шептала в отчаянии бедная женщина. "Я даже не могу никому рассказать об этом. Должна нести все в себе,   пережить  . Но я справлюсь. Справлюсь. Отныне только я  . У меня нет ни мужа, ни матери. Я ничья. Я- это я и никто больше не посмеет влезть ко мне в душу..."
     Домой покой не наступил. Сердце разрывалось, но она нашла в себе силы собрать вещи Макса и отвезти родителям.
     - Машенька, детка, почему ты одна и что это за чемоданы ?- схватилась за сердце свекровь.
     - Не волнуйтесь. Ваш сын жив и здоров,- закрывая за собой калитку, добавила,- это его вещи. Он будет жить с вами. Всего хорошего!
     А вечером, узнав о ее приезде, прибежала Аня.
     - Что случилось ? Почему ты вернулась так рано? И где Макс ? Вы поссорились ?
     - У нас все хорошо.
     - А то я не вижу. Давай, выкладывай! Он тебе изменил? Так мужики все козлы, им одной бабы мало. Наплюй и живи дальше.
     Маша молчала.
     - И не убивайся ты так. Посмотри на меня. Я сдуру когда-то тоже  ушла от своего. Беременная, между прочим ! И что ? Он раскаялся ? Как же, держи карман шире ! Живут голубки, а я с девчонкой маюсь .
     - У тебя дочь ?!
     - На тот год в школу идет.
     - А где она ?
     - Так мать с ней в деревне, а я здесь вкалываю, чтобы им послать какую копеечку.
     - А что же этот, ну,  мужчина твой ?
     - Любовник, что ли ?
     - Он что, жениться не предлагает ?
     - А на кой ляд он мне сдался ? У него своих короедов двое. Их кормить- учить надо. А потом вырастут и начнут папку упрекать,что мамку бросил. Нет. Я  себе молодого да одинокого найду.
     - А этот ?
     - Чужого добра мне не надо,- горячо повторила Аня.- Это так, от скуки да для финансовой поддержки.
     - Я бы так не смогла.
     - Ну что, так и не скажешь, чего вы там на юге не поделили ?
     - Все нормально. Пройдет время и все встанет на свои места.
     - Ладно, нужна буду- приходи. Я там же живу, если помнишь,- смеясь и поднимаясь из кресла, сказала бывшая соседка по комнате.
     После ее уходя Маруса упала на диван и отключилась. Проснулась от жгучей боли в животе. Лицо пылало, ломило поясницу. "Что такое ?"
     Скорая помощь едва успела довезти  до больницы. В эту ночь Марусю ждала еще одна, пожалуй, самая тяжелая потеря, какая случается в жизни женщины :  нерожденный ребенок
     - Вы что, ничего не знали о беременности ?- сердито вопрошал хирург.- Как так можно небрежно относиться и к своему здоровью и к жизни малыша ?
     Маруся  в бессилии кусала губы.
     - Должен сообщить вам еще одно неприятное известие: у вас никогда не будет детей, барышня. Вот такой расклад.
     - Не будет ?
     - Беречь себя надо. Лелеять. Не нервничать. А у вас вон руки трясутся,- и. вставая, добавил :
     - Сделайте ей укол. Успокоительный. Сон- это здоровье. Бог даст- все образуется. Да, вот еще что. Муж ваш пусть ко мне зайдет.
     - У меня нет мужа,- твердо ответила Маша.
     - Хорошенькое дело!- со вздохом сказал старенький доктор и выходя, - Поправляйся, дочка !
     Так она осиротела окончательно. Как выкарабкивалась из всего свалившегося на нее, еще совсем молодую и неопытную, не передать словами. Страдала до потери сознания, исхудала так, что платья и юбки спадали. Буквально загоняла себя на тот свет.
     Аня еще пару раз попыталась вызвать на откровенный разговор, но так ничего не добившись, раздосадованная и недовольная ушла, дав себе слово, что после этого она к Машке ни ногой!
    А Маруся вышла на работу. Коллеги были поражены , когда ее увидели. Не заходя в кабинет, пошла в отдел кадров и написала заявление на увольнение.
     - Почему вы решили уйти ?
     - Я отработала положенные два года на производстве плюс еще два по собственному желанию. А сейчас нашла новую работу.
     - Но завод дал вам квартиру, у вас достойная зарплата. Что случилось, девочка?
     - Все в порядке, не волнуйтесь. Дайте мне обходной лист.
     Тяжело вздохнув, инспектор протянула  бегунок. Молча отработав положенные две недели, ушла из ставшей родной лаборатории, сказав на прощание всего два слова : спасибо,извините.
     На хлебозаводе, куда устроилась работать технологом в кондитерский цех, конечно же, и зарплата была другая и условия. Но она как будто специально загоняла себя в невыносимо тяжелую жизнь. Где работала- тщательно скрывала, даже Ане не сказала ни слова. Работала  в две смены, свободного времени стало больше. Выбрав день, поехала в ЗАГС и подала документы на развод. Детей у них не было и брак был расторгнут   в одностороннем порядке, без согласия ответчика.
     Постепенно стала свыкаться  с предательством близких и только мысли  от потери ребенка были постоянно с ней. Потом, поразмыслив, пришла к выводу, что все что случилось- было неизбежно. Ведь она всем своим существом отторгала Макса, вот и результат. Бедный малыш еще в утробе матери почувствовал свою ненужность.
      Пружина, сжимавшая сердце и не дававшая дышать полной грудью, постепенно стала ослабевать и Маша стала спать, есть, иногда включать торшер в комнате. Все эти страшные месяцы после возвращения безучастно сидела или лежала на диване в темноте. Однажды, заметив свет в окне, забежала Аня.
     - Ты куда снова пропала, подруга ?- весело спросила.- Все оплакиваешь своего кобеля ?- И, сменив тему, добавила :
     - А я замуж выхожу ! За хорошего парня.
     - Мои поздравления,- вяло отозвалась Маша.
     - На свадьбу-то придешь ? Хотела тебя в подружки пригласить, да вижу, не согласишься.
     - Извини.
     - Я так и подумала. Ладно, ты не расстраивайся. Мы к тебе с Жекой после свадьбы зайдем.
     - Не надо, Аня. Не сейчас. Не готова я гостей принимать.
     Аня посмотрела на нее и промолчала. Потом, надевая пальто, решительно произнесла:
     - Уехать тебе надо отсюда, Машка. Здесь на тебя очень много всего свалилось. Не всякий выдержит. Мы с Жекой тоже уедем. К нему на родину. И Леночку мою он удочерит. А потом я ему еще нашего, общего рожу...Ой, прости, Маша, что-то я разболталась...Это от радости !- И, открывая дверь, крикнула :
     - Уезжай, Машка, слышишь ? Уезжай отсюда !
     Легко сказать- уезжай. Куда она поедет ? Кто и где ее ждет ? А жить где ? Как ? Вечно скитаться по чужим углам ?
    Смена работы не принесла облегчения. Она все время боялась встретиться с Максом или, хуже того, с собственной матерью. Чутье подсказывало,что они в этот город вернулись  вместе. Вздрагивала при каждом звонке в квартиру. И все больше понимала, что ей лучше  уехать из этого, так ей пришедшегося по душе городка, но увы, не принявшего ее.
     А еще через какое-то время к ней заявился Макс и предложил ее квартиру отдать им с Тамарой, а ты возвращайся домой.
     Не глядя на бывшего супруга произнесла :
     - Где подписать ?
     - Что подписать ?- оторопел бывший муж.
     - Документы на обмен.
     - А, так я это, принесу.
     - У тебя все ?
     - Вроде...
     Дверь захлопнулась.
     Так она  оказалась дома. Маша ненавидела эту квартиру, также как и мать, но понимала, что это лучшее, что могло случиться за последние два года. В конце концов жилье можно обменять на другой район, другой город. Главное- есть крыша над головой.
     Узнав, что Макс ушел от жены к другой женщине, родители оторопели.
     - Маша такая славная девочка. Умница, хорошая хозяйка. Чего тебе не хватало, сынок ? - со слезами вопрошала седеющая мама. - Мы так ждали ваших деток...
     - Ничего, мать ! Будут у тебя еще внуки. Не переживай. Томка моя родит.
     -  Она тебе уже никого не родит. Ей лет сколько ? Ты спросил?
     - Мать, не твое дело. Я уже не мальчик. Сами разберемся.
     Отец был настроен более категорично.
     - Раз такой самостоятельный- снимайте квартиру и живите отдельно. А нас не позорьте на старости лет!
     - Вот тебе раз ! Ты же мне все уши прожужжал: для кого я дом выстроил, живите с нами ! И что теперь ?
     - Я его строил для нормальной семьи, а у вас не семья, а бесстыдство какое-то!
     - Почему, батя ? Пойми ты меня как мужик  мужика: люблю я ее, понимаешь ? И другой мне  не надо. Лучше моей Томки никого нет.
     - Эх, сынок, сынок ! Накажет тебя жизнь, ох, накажет. Бросить жену- нет большего позора для мужика, помяни мое слово! А эти твои люблю- не люблю, разлюбил - полюбил- сопли ! Понятно ? У тебя еще детство в одном месте играет, ну а она куда смотрела, Томка твоя ? Неужто не понимает, что в чужую семью влезла ? Или на югах там все такие бесстыжие ? Тьфу, мать вашу...
     Максим поежился. Слава Богу, что родители не знают, кто на самом деле Тамара. Страшно даже представить,что будет ! А по ночам, жарко обнимая любовницу, шептал :
     - Томка, ты почему до сих пор не беременная ? Мне мать уже всю плешь проела: когда да когда внук будет ?
     - Я должна с тобой серьезно поговорить, Максик, дорогой,- вкрадчиво начала та.
     - О чем ?
     - Хочу  тебе признаться. Я не могу иметь детей.
     - Как не можешь ? А как же Машка ?
     - Я ее удочерила.
     - Что ?! Она тебе не родная дочь ?!
     - Да.
     Макс схватился за голову и застонал:
     - Сука, какая же ты сука, Томка... А я...идиот, так мне и надо ! А кто ее настоящая мать ?
     - Не знаю. Никогда не интересовалась. В Доме малютки сказали, вроде как нашли ее на ступеньках роддома.
     - А как тебе, вот такой, вообще пришла в голову мысль завести ребенка ? Тебе, такой, такой...- он никак не мог подобрать подходящее слово.
      - Ну...это так романтично...иметь ребенка.
     - Романтично?! Послушай, даже я, мужик, хорошо понимаю, какая ответственность ложится на  человека, когда он решается на такой  поступок. Нет, тут что-то не так...ты не договариваешь...Давай, говори мне всю правду, слышишь? Я все равно узнаю !
     - Я тебе все сказала, честное слово. Мне нечего скрывать.
     - Но как же ты ее удочерила без мужа ? Это запрещено законом-удочерять одиночкам.
    - У меня  был фиктивный брак   с  одним художником, кстати, сейчас уже известным. Потом он уехал из города , а я оформила развод. Машка осталась со мной. Ты не думай, я о ней заботилась. Я ее любила.
     - Ага, я уже понял цену твоей любви...
     Ничего не объясняя родителям и Тамаре, утром следующего дня поехал к Маше. Через полгода они жили в квартире бывшей жены. Родители, правда, еще очень долго не могли взять в толк, почему их любимая сноха пожалела этого паскудника, их  сына и оставила ему такую хорошую квартиру, а сама уехала неизвестно куда. Мать плакала, вспоминая тихую и покладистую невестку и от всего сердца желала ей счастья и хорошего мужа. Не такого, каким оказался ее непутевый сынок.
     Прожив несколько лет в один миг в  ставшей  чужой и ненавистной квартире, где все было знакомо с детства, Маша переехала в небольшой городок в маленькую квартиру, которая приглянулась тем, что дом был расположен в двух шагах от церкви.Работать устроилась опять же  на хлебокомбинат.
     Однажды ей позвонил дежурный вахтер и попросил выйти на проходную.
     - Тут вас спрашивают.
     - Кому я понадобилась ?
     - Не знаю.
     Вглядевшись в силуэт, узнала Максима. Осунувшийся и бледный, нервно теребил в руках шапку.
     - Здравствуй, Маша.
     Она молчала.
     - Хотел поговорить с тобой.
     - ...
     - Прости меня, я виноват. Прости. Я дурак. Я ошибся. Я очень одинок. Нет ни семьи, ни детей.
     - Ты наших детей и нашу семью растоптал в зарослях бузины, когда резвился...
     - Маша...
    - Уходи...
     - Я вот что хотел  сказать...Ты не майся предательством матери. Тамара тебе не мать вовсе.
     - Что ?!
     - Сама призналась. С тех пор не задалась наша жизнь.. Я в родительский дом ушел. А она так и живет в твоей квартире.
     - Ничего не хочу о вас слышать. Ни о тебе. Ни об этой женщине. Я вас простила и отпустила. Живите с миром. А теперь уходи !
     Круто развернувшись, пошла по направлению к лаборатории. Резко кольнуло в сердце. "Так вот чей грех на мне! Так вот за чьи грехи я расплачиваюсь...мама...что же ты со мной так..."- последнее, что успела подумать Маруся, опускаясь рядом со скамьей на теплую землю. Увидела, как бежит  дежурный вахтер и закрыла глаза. Силы оставили ее.
     После перенесенного инфаркта , еще больше осунувшись, снова вышла на работу...
     - Как живешь, Маруся ?
     - Я хорошо живу...


Лана Ковалева. Все права защищены.