Горький вкус бузины. глава первая

Светлана Ковалева 2
     - Как живешь, Маруся ?
     - Я хорошо живу,- каждый раз безучастно отвечала, проходя мимо.
     На вид ей было лет пятьдесят. Тихая, с потухшими глазами женщина жила настолько уединенно,что многие  соседи долго  не знали как ее зовут. В доме появилась недавно, пару лет назад. То ли по родственному обмену, то ли больший метраж обменяла на меньший, но квартирка у нее и вправду была маленькая. Ну очень маленькая. Всего двенадцать квадратных метров. Таких малосемеек в  доме было всего четыре и одна из них принадлежала Марусе.
     Из дому выходила  рано, возвращалась поздно. Такое впечатление,что жила на износ. Добровольно загоняла себя в угол, из которого не было ни малейшего желания выбраться. Еще ходила в церковь. Не пропустила ни одной воскресной службы. Там, видимо, черпала силы духовные и физические.
     Женщины, они ведь и поболтать любят и повеселиться. А она другая. Может потому и называли "вороной", в смысле белой, в смысле не такой как все, в смысле не от мира сего.
     Но она была и такая как все, и от мира сего, только где-то внутри себя. Душу не спешила открывать, а уж впустить кого-то в нее и подавно. У коллег по работе была только одна версия такого поведения:  в молодости крепко обидели  ее, вот отсюда и осторожность во всем, что касается общения.
     Когда возраст стал приближаться к критической отметке , кто-то посоветовал родить ребеночка. Для себя. Ну, а если мол, не получится родить, все-таки поздновато уже, то можно и через детский дом опеку оформить. Не жить же бобылкой. Она молча выслушивала советы своих доброжелателей а по ночам, уткнувшись в подушку, одиноко лежавшую на диване, ревела в голос.
     - Купи себе хоть какую живность,- толковала соседка по той еще квартире,  в которой раньше жила Маруся. У  бабы Шуры был в вечном подпитии муж Василий, куча детей и внуков. Дверь у  них всегда была открыта. Многочисленное семейство непонятно каким образом селилось неподалеку друг от друга и бабу Шуру и ее супруга, навещало регулярно.
     - Зачем мне живность,- устало отмахивалась.-- Я с утра до вечера на работе. Прихожу, ужинаю и спать. А утром снова убегаю. Кто эту живность кормить, выгуливать будет ?
     - А зачем рыбок или попугая выгуливать? Или того же хомячка?Вон у нас Филька прожил три года, такой шельмец умный был.
     - Да нет, не по мне эти заботы.
     - Ленивая ты, вот что я тебе скажу, Машка. И эгоистка. Сама себя только и любишь. А баба семью должна содержать, мужа да детей обихаживать. Внуков ждать.
     И, поджав губы, соседка удалялась. Несколько дней проходила мимо не здороваясь, потом, сменив гнев на милость, снова начинала общаться. Маруся вымученно улыбалась и понимала, что перемирие носит временный характер, так сказать, до очередного всплеска эмоций.
     Годы шли, никого она не родила, да и в детский дом не обратилась. Несколько раз задавала себе вопрос: нужно ли ей это, хочет ли , готова ли  взять  ответственность за жизнь другого человека, но сердце молчало. А когда сердце молчит, о чем можно говорить?
     Как-то ее чуть ли не насильно коллеги по работе отправили в дом отдыха. Там она познакомилась  с новыми  людьми.  Потом они, такие же одинокие, обменивались редкими письмами, изредка звонили друг другу. Однажды она познакомилась с двумя  семейными парами. И если первое время мужья , возможно и посматривали в ее сторону с чисто мужским интересом, то к концу отпуска, как правило, она уже была как бы членом семьи и как угрозу семейному благополучию не представляла.
     Ее пытались познакомить с мужчинами для, так сказать, возможного взаимного интереса, но дальше приветствий дело не шло. Что называется, не складывалось. Уговаривала себя, настраивала, но все встречи обычно заканчивались очередным: "я позвоню"  с ее стороны. Не могла пересилить себя. Старая боль захлестывала...
     То лето было особенным . Она только-только закончила институт и получила направление на работу в небольшой городок на севере страны. Выросшая на юге, плохо представляла себе суровую жизнь людей, живущих там. Ее мать, всю жизнь проработавшая машинисткой в редакции , легкомысленно сказала:
     - Все люди живут и ты проживешь. Не к белым медведям едешь. Зато какая романтика !
    Ну, к белым или бурым, а приехав в этот славный провинциальный городок, была приятно удивлена теплу и обилию солнца. Как молодому специалисту ей полагалось жилье и директор, когда пришла с направлением, сказал:
     - Дочка, дадим мы тебе жилье, дадим. Мое слово. А пока поживи в нашем общежитии. Там хорошо, тепло, познакомишься , подружишься, а может, и влюбишься !- улыбался этот седой и с виду властный человек.
     Комната ей понравилась. Светлая, уютная. Две кровати, диван. Соседка работала в какой-то организации бухгалтером, а жила здесь.
     - А как ты сюда попала ?
     - Любовник поспособствовал,- нехотя бросила, снимая бигуди Аня.
     - Кто ? - у Маруси перехватило дыхание.- Как...любовник ? И ты так спокойно и открыто об этом говоришь?
     - Ага...сейчас начну тяжело вздыхать и думать, какая я плохая девочка! Не читай мне нотаций, живу как хочу, понятно ?
     - Понятно,- тихо сказала Маруся,- извини.
     Дружбы у них по понятным причинам не получилось, но соседствовали они мирно. По очереди делали уборку  комнаты, готовили ужин, иногда вместе ходили в кино. На танцы Марусю было не затащить.
     - Ненавижу, когда ты стоишь у стенки , на тебя пялятся как на корову! Так и хочется зубы показать !
     - Дура ! Ты что ,  собираешься здесь век сидеть ? Замуж надо выходить, понятно ? Чем скорее, тем лучше. И сваливать из этой дыры ! - Аня была из местных и страстно мечтала уехать жить в столицу, на крайний случай в большой областной центр.
     Маруся слушала соседку молча. В отличие от Ани ей этот городок пришелся по нраву. Незатейливый фасад домов, деревянные тротуары, по старинному обычаю баньки в частных домах. Церквушка, расположившаяся у небольшого ельника. Иногда, в тихую погоду, были слышны гудки пароходов, проходящих по реке. Лето было умеренное и короткое. Уже где-то к середине сентября стал пощипывать щеки первый морозец, ну а к ноябрю замело по самые окна. Ей все было в диковинку и в радость.
     Коллеги по работе, увидев легкое пальтецо и кокетливые сапожки, пришли в ужас, а словоохотливая Семеновна на следующий день принесла Маше очень красивые валенки.
     - Здесь тебе не Туапсе, зимой морозы минус сорок. Иди в бухгалтерию, я за тебя похлопотала, получи деньги и беги в универмаг, там тебе моя кума шубку оставила. Найдешь Галину Захаровну, скажешь - от меня. Да  шапку или платок прикупи. Иначе замерзнешь и замуж не выйдешь ,- добродушно  улыбалась та.
     Маруся в смущении приняла подарок и после работы поехала в магазин.
     - Ну вот, теперь можно зимовать. Вот, возьми еще носочки теплые да пару рукавичек, надо беречься, зимы у нас лютые бывают. Носи, дочка, на здоровье. Ох, до чего же ты тоненькая ! Ты ешь побольше, а то тебя ветром снесет !
     Девушка только кивала головой и думала : не зря говорят, что  сибиряки народ особенный.
     - У нас зима длинная ! Бывает, до мая месяца снег не сходит ! А потом вмиг, как побежит вода, только успевай с одного места на другое перескакивать ! Ты вот что,- деловито продолжила,- ты ко мне загляни через пару месяцев, я тебе сапожки резиновые подберу, весной ох как пригодятся !
      Утром следующего дня Маша бежала на остановку автобуса .  И вдруг ее кто-то окликнул:
     - Девушка, куда вы так несетесь ? Опаздываете ? Давайте познакомимся ! Девушка ! Я к вам обращаюсь ! Да, да, именно к вам. Доброе утро!
     - Доброе! Извините, но я действительно тороплюсь.
     - Все мы торопимся,- пристраиваясь рядом, продолжал незнакомец,- телефончик можно ?
     - Зачем ?
     - Как зачем ? Обычно люди по телефону разговаривают. Обсуждают прочитанные книги, новые фильмы, наконец назначают свидания !- не унимался парень.
     - Свидания ? Это не ко мне.
     - Вы что, замужем ?
     - Нет. У меня нет времени на свидания.
     - Это мы потом выясним, а пока...телефончик. Я, честно говоря,- улыбался он,- уже тоже чуть-чуть опаздываю.
     - Дома нет телефона, а давать рабочий, думаю, не совсем уместно.
     - Тогда завтра в это же время и здесь.
     - Где здесь ? Вот тут, на тротуаре ?
    - Ну да ! А где же я вас еще увижу ? О, мой автобус ! Пока и до завтра ! Не опаздывайте ! - и. вскочив на ступеньку  крикнул,- меня Максимом зовут. А вас ?
     - Маша...
     Но сквозь закрытые двери уходящего автобуса имя ее уже не услышал.
     Вечером, в общежитии, приготовив ужин и поджидая соседку, утренний эпизод почти выветрился из головы. Она только слегка улыбалась своему отражению в зеркале.
    Утром, не успев подойти к остановке, увидела Максима. Тот в нетерпении крутил головой во все стороны, явно высматривая Машу.
     - Теперь всегда буду назначать вам свидания только перед работой ! Не опоздаете !- смеясь и протягивая навстречу руки, говорил он.
    - Доброе утро!
    - Доброе. Вас как зовут ?
    - Маша.
    - Какое славное имя ! Предлагаю отметить наше знакомство. Вечером, в субботу, пойдем в кино. Нет возражений ?
     - Я подумаю.
     - А что тут думать ? Других развлечений, кроме клуба, у нас пока не предвидится. Маша, прости, мне пора. Мой автобус ! В субботу здесь же, на остановке. Договорились ? Буду ждать ! Не опаздывай, а то замерзну ! - вскакивая в автобус, на ходу кричал Максим.
     Соседка, поглядывая на задумавшуюся Машу, спросила :
     - Что-то случилось ? Какая-то ты не в себе вроде...
     - А? Нет-нет, ничего особенного. Голова болит.
     - Да ладно, а то я не вижу ! Давай, выкладывай !
     Маша рассказала о знакомстве с Максимом.
      - Как-то все необычно...остановка...утро...
     - А с чего ты взяла что это необычно? Все так знакомятся и ты не исключение. Если парень нормальный, иди на свидание. Ну хочешь, я с тобой первый раз пойду ?
     - Нет, нет, что ты ! Я справлюсь.
     - А куда вы собрались пойти ?
     - В кино.
     - В Дом культуры, что ли ?
     - Наверное, я пока не знаю...
     - В ДК, куда же еще ? У нас тут особо не разгуляешься. Кафешки работают до семи вечера, а в ресторан, сама понимаешь, деньги не у всех имеются.
      Аня как раз таки частенько посещала местный ресторан, правда, в основном днем. Обедала там.
     - Если вдруг соберетесь вечером посидеть в приличном месте, ты мне скажи. У меня есть знакомые официантки, устрою вам столик с хорошей обслугой. А можно и отдельный кабинет.
     Маша густо покраснела и ничего не сказала.
     Встретившись в субботу, в кино не пошли, решили немного погулять. Правда, к вечеру еще сильнее похолодало и долгую прогулку не выдержали бы оба. Максим просил Машу рассказать о себе, а потом, дурачась и легонько бросая в нее снежок, спросил:
     - А твоей маме внуки нужны ?
     - Она у меня молодая. Еще выйдет замуж и родит себе ребеночка,- беспечно ответила Маша, особо не задумываясь над сказанным.
     - А ты у нее одна ?
     - Одна.
     - А отец ?
     - Они развелись сразу после моего рождения.
     - Ничего себе ! Я тебе обещаю, мы не расстанемся !- горячо добавил молодой человек.
    - А мы что, собираемся пожениться ?
     - Пока нет, но в недалеком будущем вполне может быть.


Лана Ковалева. Все права защищены.