Фроська

Владимир Ромео
"Порой, чтобы спасти кого-то, нужно просто его обнять"

   Фроська проснулась внезапно.  Стук и звонкий грохот тазов приподнял её с кроватки с любовью сделанной её дедом. Она ещё толком  не ориентировалась в будничной земной жизни, особенно во временном пространстве. Но она уже точно знала, что это ночь. Натягивая, бабушкины, вязанные топтики, связанные  из шерсти персидского кота Тома и, накидывая на себя кожушок, по деревенским меркам обыденным, а по городским – произведением искусства. Она открыла дверь детской спальни и вышла в горницу-светлицу. Яркий свет одиноко ослепил Фроську. Что-то случилось?

"Всякая избушка своей кровлей крыта"

      Дедов дом был построен из добротной боровой сосны (так называемого «красного» дерева) и состоял из двух больших частей. Первая состояла из одного «покоя», или помещения. Здесь находились три спальни – одна детская, с расчётом на внучат,  другая для гостей, третья  спальня  поменьше, сокровенная, дедушкина и бабушкина и «стряпущая» или «поварня», по-нашему, кухня с русской печью.

"Двором жить - не лукошко шить"

   Шум доносился со стороны второй половины дома, где находилось животное подворье. Минуя сени, они как проезжая часть, с двумя воротами одни ворота открывались в огород, а другие в Мир, так почему-то говаривал дед. Фроська, как истинная хозяйка, с чувством надобности и полезности открыла дверь и застыла в проёме. Бабушка с дедушкой находились возле коровы Пеструшки.
- Ефросинья!* – вскрикнула  бабушка, обернувшись и, «тяжелешенько вздохнув».** Так печально и ласково могла произнести только бабушка! Так, как будто это больше, чем могли сказать целые страницы прозы.         
   Бабушкины руки, подхватившие Фроську, пахли молоком и Пеструшкой. По пути к волшебной дедовой колыбельке бабушка успела рассказать ей сказку о красивом бычке, который завтра появится на подворье.
   Пусть же эти сказки будут в каждой нашей семье наготове, пусть ждут они того времени, когда маленький человечек начнёт понимать их смысл.
   «Идёт бычок качается, вздыхает на ходу:
   - Ох, доска кончается, сейчас я упаду! »
…и Фроська провалилась  в сон.

"Хвали утро днём, а день — вечером"

   Лучик солнца пробежал по Фроськиным глазам и спрятался за шторку. Она, вспомнила про бычка, который качался, быстро поднялась и отправилась  искать бычка, который появился. И опять неожиданно бабушкины руки её нежно подхватили, завернули в большой, тёплый платок и понесли. Фроська протёрла кулачком глаза и уставилась на маленькую коровку, совсем не похожую на свою маму Пеструшку. Бабушка тихо произнесла – Вот и наш бычок Володька.
   Володька молча стоял, покачиваясь на ножках. Он был чёрно-рыжего цвета, а его лоб украшала белая звезда, это всё, что досталось ему от матери. Фроська и Володька молча смотрели друг на друга.
- Пошли завтракать, сказала бабушка…

"Добрые слова лучше мягкого пирога"

- А почему Володька?  Спросила Фроська.
- Так решил твой дед - ответила бабушка и, отвернувшись, смахнула слезу.
- Бабуля, ты что?
- Соринка в глаз попала?
   Моему деду и бабушке почти 80. И живут они вместе уже 58 лет. Так мама сказала. И дед до сих пор называет бабушку красавицей и принцессой. А когда бабушки нет, то он скучает по ней безумно. Так приятно смотреть на это.
  - Кушай Ефросиньюшка, доставая из русской печи вареники с творогом и черникой, сказала бабушка. 

"Добро-то и скот понимает"

   Через неделю Фроська и Володька подружились. Подружились настолько, сколько им позволялось мамой Природой! Фроська всегда приходила к своему бычку с куском пирога или вкусным кусочком сахара, а другой раз и с хлебушком, испечённым бабушкой.
    Расчёсывала его шерсть большой маминой расчёской, которую она забыла с прошлого лета. Володька, в свою очередь позволял ей всё. Поцелуи в мокрый нос. Соломенную дедову шляпу на голове. Шарфы и платки на шее. Вместе они валялись на траве, скошенной дедом. Однажды Фроська взобралась на спину Володьке, а тот, поднявшись,  с гордым видом провёз её мимо окон дедова дома, этим самым, напугав бабушку.

"Родительское сердце в детках, а детское — в камешках"

   В детстве я задумывалась, почему взрослые не могут решить простейшие проблемы, например, жить мирно. Когда выросла, поняла, что взрослых просто не существует.
   Началось с маминой щётки.
- Ефросинья! Ты почему моей щёткой быка чешешь?!
- Ты, поменьше бы разбрасывала свои вещи - пошёл в защиту Фроськи отец. И, что тут началось…
- Дочка, в недружной семье добра не бывает – услышала Фроська из-за калитки бабушкин голос. Она, вдруг, словно почувствовала что-то неладное и побежала к Володьке. Бычок молодцевато стоял посреди лужайки и смотрел на бегущую к нему Фроську, затем подпрыгнув всеми четырьмя копытцами, дёрнул цепь, вырвал из земли колышек и побежал к ней, гремя цепью. Он подставил ей свой нос, а она, обняв его, целовала его и плакала.

"Грамоте учиться всегда пригодится"

   Вечером за домашним дедушкиным и бабушкиным столом, заставленным всячинами-вкуснятинами, Фроська услышала от родителей, что пора ей, Фроське, уезжать и готовиться к школе.
Её переполняла гордость, что она почти взрослая, ведь в школу пойдёт, а как же без меня Володька?

"Рассыпался бы дедушка, кабы его не подпоясывала бабушка"

   Прошло три года. Фроську разбудил шум и стук дверей. Этот шум напомнил ей тот, который был у бабушки с дедушкой в их доме.  Она улыбнулась, вспоминая бычка и снова уснула. Утром мама почему-то плакала – наверно опять из-за какой-то ерунды поссорились, подумала Фроська, выходя из своей спальни.
  У окна  стоял отец обнимал маму и успокаивал её.
- Спасибо, что пожил хорошо… Давай будем собираться.

"На вдовий двор хоть щепку брось – сгодится"

   Вот он дедушкин дом! Возле дома люди, которые были помоложе стояли, скамейки были заняты стариками. Сквозь людскую суету Фроська пробралась к своему любимцу. Она увидела огромного красавца быка. Лишь звёздочка на лбу напоминала ей того маленького бысю.
- Володька, сдавленным, дрожавшим голосом от увиденного, произнесла она. Бык посмотрел на неё, стриганул копытом и трубно заревел. Испугавшись, Фроська отступила к бревенчатой стенке. Володька наклонил голову и уткнулся своим мокрым и горячим носом в лицо девочки, словно говоря – целуй. И-и-и она обнимала и целовала его, как кода-то на лужайке и плакала.
   Собрались все родственники. Фроська узнала, что у неё есть ещё две сестры и брат, только какие-то двоюродные.

"Иная ложь во спасение?"

   А ещё она узнала, что Володьку отвезут на колхозный двор и он будет жить там. Ей никто не сказал, что уже пять лет колхоза нет, он просто развалился  и, что Володьку повезут совсем не туда.

*Девочку назвали в честь Евфросинии Полоцкой.
Евфросиния Полоцкая — дочь витебского князя Святослава Всеславича, внучка Всеслава Брячиславича, инокиня и просветительница периода Полоцкого княжества. После достижения совершеннолетия, отказалась от династического брака и ушла в монастырь. Википедия
**пушкинская строчка

11.01.2015 г.Новополоцк