Рецензия на выжившего

Алевтина Терентьева
 
Пусть меня упрекнут в оголтелом патриотизме, но дело здесь в чистом бизнесе. Неважно, что я пытаюсь противопоставить российское кино Голливуду и считаю наше в данном, конкретном случае лучшим. Просто хочу показать, что не всегда огромные сборы от проката американского фильма свидетельствуют о явном его превосходстве над нашим кино. Также хочу показать, как сильно отстают от голливудских промоутеров наши кинодеятели.
Для чистоты опыта, в одном и том же современном кинозале со всякими суперсовременными наворотами просмотрела с небольшим промежутком времени два фильма: «Территорию» (кинокомпания «Андреевский флаг», бюджет 12,5 млн.долл, сборы 1,2 млн.долл) и «Выживший»  (Regency Enterprises, Anonymous Content, RatPac Entertainment, бюджет 135 млн.долл, сборы – стремительно растут, по данным Википедии – уже 60 млн.долл).
Если не вникать в тонкости сюжетов, главным героем обоих фильмов так или иначе является северная природа. Персонажи помещены туда и героически с ней борются, т.е. выживают. Безусловно, Де Каприо – гигант, блестящий актер, имя которого мастерски использовано для привлечения зрителей по всему миру. Но если забыть про всякие обстоятельства и приключения героев и сосредоточится только на природе,  сравнение фильмов далеко не в пользу Голливуда.
Если показываешь могущественную природу, не должно быть вранья. Если, конечно, это не фантастика. Индейские консультанты «Выжившего» немало повеселились, втирая простодушным янки (а заодно и зрителям) всякие северные байки типа греться в утробе убитой лошади, спать на снегу в мокрой одежде после плавания в холодной воде, без рукавиц находиться часами, при том, что снег на руках тает, часами скакать на лошади без шапки - все эти детали могут показать правильно не природу, в частности глубокую таежную осень и начало зимы, а только уютный и очень прогретый артистический трейлер рядом со съемочной площадкой. Обморожения конечностей не обязательно случаются в лютый мороз. Очень часто это происходит при 0 – 5 градусов, когда руки мокрые и лишены тончайшей пленки микроклимата.
В "Территории" показана зима в - 50 (возле водопада), осень и лето. Артисты экипированы и ведут себя именно так, как и положено в соответствующей обстановке. И зритель уверен, что на улице  -50, или там холодный, косой дождь, или мокрый снег весной или промозглая палатка осенью. В «Выжившем» - сплошной вымысел и бахвальство нереальными деталями.
Операторская работа в "Территории" на порядок выше, поскольку реально показывает могущество природы. В отличии от постоянных крупных планов, спецэффектов, компьютерного гризли и прочей мишуры, снятой очень продвинутыми кинокранами с закрепленными на них камерами. Слов нет, сцена с гризли весьма красочна. Но если чуть-чуть подумать, туша в полтонны, которая скачет на бедном Леонардо и показательно налегает всем весом на лицо, за несколько секунд должна превратить человеческое тело в мешок с переломанными костями. Леонардо же отделывается ужасными рванными ранами, позволяющими, впрочем, зарезать медведицу ножиком.
Повторяю, можно не придираться завистливо к мелочам. Но ведь показывают взаимоотношения человека с могучей природой. Иначе можно было снять весь этот вестерн в павильоне. А так получилось фальшиво, и не спасает даже сцена ухания всадника вместе с лошадью в пропасть, снятая единым дублем.
А если не обращать внимания на природу и все, что с ней связано, что останется? Банальный сюжетик про месть отца? Плохой и хороший, и рыжий судья между ними?
Фильм слабый, особенно в сравнении с "Территорией". Хотя вроде бы жанры разные. Но на таком количестве и значении природы, сюжеты и истории героев, их характерные роли, поведение горнолыжника-геолога с переломанными ногами или разорванного медведем маунтинмена значения уже не имеют.
Зато огромное значение имеет правильная реклама. Патриотизм здесь ни при чем. Только бизнес.