Над тёмной водой

Владимир Калуцкий
Картинка из далекого детства.
У нас на речке Усердец - плотина при водяной мельнице.Шум воды слышался у самых дальних хат . Мельник - дед Аким Горбатовский нами, пацанами, воспринимался колдуном, который сам крутит водяное колесо.
А речка была...
...в ней люди тонули. По весне разливалась - по улице льдины плыли. Мужики вилами накалывали крупных серебряных рыбин.
А потом на луг пришла техника. Нашествие стали и ножей из Засосенской ПМК-6 "Белгородводствоя".Руководил полчищем человек с городой фамилией Штана. Помню - гигантский трактор С-100, о котором говорили, что он - "с носом". У трактора впереди такой нож, вроде сразанного наполовину конуса. Вот этим носом он легко корчевал кустарники, выворачивал вековые корневища.
Так в начале шестилесятых годов ученые помогали малым рекам восстанавливать водоносную систему.
Уже лет через пять от такой помощи речка окончательно захирела. У нее уже не было сил вращать мельничное колесо. Дед Аким умер, мельницу раскатали по бревнам. Но ещё и нынече, вроде сломанных зубов, на месте былой плотины торчат пеньки. Сегодня непонятно - зачем их ставили по берегам? Никто не верит, что они стояли на самой тогдашней стремнине.
Уничтожен не только Усердец. Тихая Сосна из судоходной до самой Успенки реки превратилась в тоненький ручеек. Не знаю - если, по-ученому, это восстановление водоносной системы - то лучше не надо такого восстановления.Речки по округе только-только начали оживать.
Все это я пишу к тому, что нынче с огорчением увидел в новостной ленте сообщение о том, что "Белгородские учёные составили план спасения местных рек" (Белпресса).em>
Может - не надо, а? Особенно беспокоит, что "предлагаемые планы поддержал губернатор Евгений Савченко (там же).
Ведь опять пригоните техники, перекопаете луга, перелопатите поймы.Засосенска ПМК ведь, как наш бронепоезд, толко ждёт команды. А иного "белгородские ученые" вряд ли предложат. А "план спасения малых лек" наверняка предусматривает оборот большущих денег.
У меня тут свои опасения. На том же хуторе Колодезном, у подножья гигантского городища,работают - иного слова не подберу - два больших мощных ключа. По преданиях - это источники с Живой и Мёртвой водой, выкопанные во время онО. Во время первого "восстановления" даже машины оказались бессильны: источники не подпустили к сьбе тяжелую технику.
Но ведь пятьдесят лет прошло! Сегодня вполне могут подобраться. Наденут нос на военную амфибию - и "спасут малые источники".
А ведь тут настоящее Лукоморье. И мне очень хочется умереть раньше него.

...
На снимке: рисунок с натуры бирюченского жудожника М.И. Пигидина. 1962 год. Мельница на речке Усердец