Из дневника 16 М. Монтень

Елена Пацкина
"Мне приходилось слышать, как некоторые уверяют, будто их голова полна всяких прекрасных мыслей, да только выразить их они не умеют: во всем, мол, виновато отсутствие у них красноречия. Но это - пустые отговорки! На мой взгляд, дело обстоит так. В головах у этих людей носятся какие-то бесформенные образы и обрывки мыслей,которые они не в состоянии привести в порядок и уяснить себе, а стало быть, и передать другим: они еще не научились понимать самих себя. И хотя они лепечут что-то как будто бы уже готовое родиться, вы ясно видите, что это скорей похоже на зачатие, чем на роды, и что они только подбираются издали к смутно мелькающей перед ними мысли. Я полагаю, - и в этом я могу опереться на Сократа, - что тот, у кого в голове сложилось о чем-либо живое и ясное представление, сумеет передать его на любом,хотя бы на тарабарском наречии, а если он немой, то с помощью мимики".
М. Монтень

Лучше не скажешь. Как часто люди выражают несогласие с какой-то вашей мыслью или мнением, а попросишь их объяснить, в чем, собственно, ваша неправота, ответ один: «Нет. Ты не права». Пожалуйста, объясните. Не дождешься. «Я не умею выразить, – твердо отвечают вам, – но это не так». Т. е. с вами не соглашаются на эмоциональном уровне, не доводя свое отрицание до рациональных доводов. Однако почему-то даже эта неспособность сформулировать свою мысль не может поколебать у них уверенность в своей правоте.