Предисловие к роману Портрет Велимира

Дина Немировская 2
Предисловие к роману «Портрет Велимира» Е. и А. Щерб

О Велимире Хлебникове, которого называют российским Нострадамусом, написано гораздо больше, чем написал он сам. Совсем недавно мир отметил 130-летний юбилей со дня рождения «Колумба новых поэтических материков», как метко назвал великого будетлянина его друг и соратник Владимир Маяковский.

В новом романе Ефима и Александра Щерб, отца и сына, астраханцев по рождению и ашкелонцев по месту нынешнего проживания, присутствуют элементы фантасмагории, что в корне отличает сиё художественное произведение от массы статей и очерков обширного отряда хлебниковедов со всего мира. Да и написан этот роман не к юбилею со дня рождения Хлебникова, а несколько раньше, по зову сердец и душ.

Интерес к личности Велимира авторов неслучаен. Кого из урождённых астраханцев не волнует судьба вечного дервиша, который мечтал о том, чтобы на планете стало меньше смертей и зла, который сумел отразить красоту крыла кузнечика, мог постичь голос каменной бабы скифских времен и понять тоску степняка-калмыка и пожалеть его?.. Тем более, что Александр Щерба работал сторожем в только формирующемся легендарном музее Хлебниковых в Астрахани в конце 80-х – начале 90-х годов минувшего столетия, в доме, который помнил шаги поэта и слышал его голос.

В 1977 году Май Петрович Митурич-Хлебников, племянник поэта, привёз в Астрахань живописное наследие своей матери Веры Хлебниковой для её персональной выставки. Экспозиция впечатляла - её собрала Калерия Михайловна Чернышёва, научный сотрудник Астраханской картинной галереи имени Б.М. Кустодиева. Она же блестяще оформила и музейную экспозицию.

Сам музей на бывшей Большой Демидовской (ныне улице Свердлова, 53) в Астрахани был открыт 19 октября 1993 года, а свой нынешний вид приобрел лишь в декабре 1994 года, когда племянник Велимира, академик, народный художник России Май Петрович Митурич-Хлебников безвозмездно передал в Астрахань московскую хлебниковскую коллекцию: экземпляры произведений Велимира, полотна своей матери, именитой художницы Веры Владимировны Хлебниковой, личные вещи семьи, фамильную библиотеку, посуду, мебель. К этому времени Щербы уже перебрались на постоянное место жительства в Израиль. Изрядно жаль, что они не видят, каким стал музей сегодня. Заново музей, постоянно пополняемый новыми коллекциями под чутким руководством его бессменного хранителя А.А. Мамаева, открыли к 110-летию Хлебникова.

В предлагаемой вниманию читателей новой книге действуют персонажи, которые являлись героями других повествований этих авторов. Для того чтобы читателям было легче разобраться с событиями нового романа, авторы в предисловии предлагают коротко ознакомиться с содержанием своих предыдущих книг. Это романы «Гном-Папаха и другие», «Явка с повинной», «А Волга знает, куда течёт…» и «Куклы».

Первая глава романа написана в Иерусалиме от лица героя первого прозаического произведения Щерб Агасфера. И это неслучайно. Дед Хлебникова Алексей Иванович умер во время паломничества в Иерусалим. Алексей Иванович был человеком очень богатым, купцом первой гильдии, имел четыре торговых судна, которые по Каспию ходили до Персии, торговали оружием и зерном. К семидесяти годам он почувствовал, что мало жить осталось, распродал весь свой "флот" - ничего стало не нужно, ни богатства, ни славы.Отправился на поклонение, скончался на Святой земле, был перевезён в Астрахань и похоронен в фамильном склепе, который прекрасно сохранился до сих пор. Велимир в этом склепе бывал, вспоминал деда в поэме "Хаджи-Тархан":

Лик его помню суровый и бритый,
Стада ладей пастуха.
Умер уж он; его скрыли уж плиты,
Итоги из камня, и грёз, и греха.



«Вы видели, наверное, покрытые старым тёплым золотом потемневшие холсты, от времени точно одетые шелковистой кожей, особым пухом, налётом золотой пыли?

Вы видите руку великого художника, но подписи художника на картине нет.

На родине старинной живописи, в Италии, родные города берегут такие холсты, как свой единственный глаз.

Вы помните Джиоконду Леонардо да Винчи? Она была похищена каким-то своим безумным поклонником и после тысячи приключений всё-таки вернулась в родной город с великим торжеством.

Города, столетиями хранившие старинное полотно, становятся для него лучшей рамой.

Рама из городского населения, из живых людей, — чем она хуже деревянной?

У Астрахани есть своя Джиоконда. Это — Мадонна кисти великого Леонардо да Винчи; никому не известная и затерянная, она входила в собрание Сапожниковых, потом была раскопана известным художником Бенуа и продана им в Эрмитаж за 100 тысяч рублей.

Просто и мило.

Не может ли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани?

Если — да, то бесценная эта картина должна быть водворена на свою вторую родину.

Петроград имеет достаточно художественных сокровищ, и взять из Астрахани Мадонну — не значит ли это отнять у бедного его последнюю овцу?

Кстати, Астраханская художественная галерея находится на Кутуме, против дома Лбова».

Конец декабря 1918…

Видите, так писал наш Поэт, и в каком страшном году писал!

Вот вы улыбаетесь, а я подумал, что не случайно у нас … такая мысль-идея завелась. Уж если наш земляк в то сумасшедшее время о своём родном Городе думал, так нам сейчас….».

По-моему, этими словами сказано всё! В них – и замысел нового романа, и цель его создания.
На стыке веков, на изломе ХIХ и ХХ веков Астрахань преподнесла миру воистину бесценный подарок – самобытного поэта, новатора языка и стиля. Хлебников – достояние и коренных, и урождённых астраханцев. А для того, чтобы стал он достоянием читателей Израиля, и создан ещё один роман о Велимире Великом.

Остаётся лишь пожелать, чтобы этот роман был быстрее издан и пополнил коллекцию уникального астраханского музея, где живёт и вечно будет жить род Хлебниковых, даровавший миру уникальный астраханский музей-заповедник, уникальные полотна, бессмертные стихи и прозу.

Дина Немировская, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, член Международной Федерации Союза русскоязычных писателей Израиля.