Учительница из блокадного Ленинграда

Эдуард Мороз 3
  На третьем году войны я пошёл
в первый класс. Было это под Ом-
ском  в селе Черёмушки. Там в то
время находились колхоз, воинская
учебная часть и госпиталь.

  Запомнился  мне  этот год моей
первой учительницей Людмилой Ива-
новной Перминовой. Приехала она к
нам из блокадного Ленинграда с сы-
нишкой, которого первое время мы
всем классом от его мамы подкарм-
ливали пирожками и шанежками. Лю-
бую найденную морковку после кол-
хозного обоза он тотчас прятал за
пазуху. Так наголодался.

  Через  некоторое  время все ребя-
тишки нашего класса ходили за своей
учительницей  гуськом, как утята за
уткой. Помимо интересных уроков,вни-
мательного  доброго отношения к нам
она каждому из нас давала  "боевые"
поручения. Девчонки становились са-
нитарками, ходили с сумками с крас-
ным крестом и смазывали  нам каждую
царапину  йодом. Мальчишки  изучали
по  развешенным  в  школе плакатам,
винтовки,  танки,  боевые самолёты,
корабли и выбирали себе род  войск.
Однако и несколько санитарок подош-
ли к Людмиле Ивановне с насупленными
лицами и заявили, что они хотят быть
лётчицами, как Гризодубова.

  Чтобы приблизиться к "боевой обста-
новке",  группа  наиболее  отчаянных
"бойцов", в том числе и я, тайком про-
брались в окопы учебного полигона, до-
ждались  начала   стрельб и около часа
просидели под свистящими  пулями, пока
нас не заметили с командного пункта. В
общем, примерно через три месяца мы бы-
ли готовы всем классом  идти воевать с
фашистами.

  Однако нам  хватило  ратных  дел и в
тылу. В колхозе началась уборка урожая.
Наш  первый класс был направлен на пов-
торную уборку картошки. Людмила Иванов-
на вручила нам старые помятые  вёдра и
торжественно объявила, что  каждое пол-
ное ведро - это снаряд по врагу. Мы тог-
да очень переживали, что насобирали кар-
тошки  всего  на  несколько снарядов. А
ведь многих  из нас из-за этих огромных
вёдер и видно не было.

  Потом кто-то  из  руководителей  школы
решил направить нас в поле на отлов сус-
ликов. Из их шкурок, объясняли нам, будут
шиться мягкие удобные для фронтовых снай-
перов перчатки. Мы должны  были заливать
норки зверьков водой, предварительно нак-
рыв их сеткой, а затем выскочивших и запу-
тавшихся   добивать  колотушками. Людмила
Ивановна сразу воспротивилась этому зада-
нию: "Не позволю  калечить  души малышей,
делать из них живодёров!"

  Вскоре мы получили новый приказ Людмилы
Ивановны:"Те, кто научится хорошо читать,
будут направлены командиром части в госпи-
таль для чтения раненным журналов и книжек.
Успеваемость по изучению букваря, а затем
и русского языка резко пошла вверх.

  В первую пятёрку чтецов попал и я. Мне
досталась брошюра из популярной тогда би-
блиотечки  "Огонька" с рассказами Леонида
Соболева. Назывался сборник "Морская душа".
Раненные были в бинтах, некоторые не вста-
вали. Помню, они попросили ещё раз прочи-
тать последние радиограммы зенитчиков из
рассказа о Воробьёвской батарее. И когда
я читал:"Биться некем и нечем, открывайте
огонь по командному пункту, тут много нем-
цев", многие раненные тяжело вздыхали.

  Вероятно, у каждого на фронте были подоб-
ные моменты. Когда мы уходили, нам силком
совали бесценные  тогда  кусочки сахара и
просили придти ещё.

  У  меня  до сих пор хранится моя первая
боевая  награда - похвальная  грамота  за
первый класс, подписанная учительницей из
блокадного Ленинграда.

**********************************************