На третьем году войны я пошёл
в первый класс. Было это под Ом-
ском в селе Черёмушки. Там в то
время находились колхоз, воинская
учебная часть и госпиталь.
Запомнился мне этот год моей
первой учительницей Людмилой Ива-
новной Перминовой. Приехала она к
нам из блокадного Ленинграда с сы-
нишкой, которого первое время мы
всем классом от его мамы подкарм-
ливали пирожками и шанежками. Лю-
бую найденную морковку после кол-
хозного обоза он тотчас прятал за
пазуху. Так наголодался.
Через некоторое время все ребя-
тишки нашего класса ходили за своей
учительницей гуськом, как утята за
уткой. Помимо интересных уроков,вни-
мательного доброго отношения к нам
она каждому из нас давала "боевые"
поручения. Девчонки становились са-
нитарками, ходили с сумками с крас-
ным крестом и смазывали нам каждую
царапину йодом. Мальчишки изучали
по развешенным в школе плакатам,
винтовки, танки, боевые самолёты,
корабли и выбирали себе род войск.
Однако и несколько санитарок подош-
ли к Людмиле Ивановне с насупленными
лицами и заявили, что они хотят быть
лётчицами, как Гризодубова.
Чтобы приблизиться к "боевой обста-
новке", группа наиболее отчаянных
"бойцов", в том числе и я, тайком про-
брались в окопы учебного полигона, до-
ждались начала стрельб и около часа
просидели под свистящими пулями, пока
нас не заметили с командного пункта. В
общем, примерно через три месяца мы бы-
ли готовы всем классом идти воевать с
фашистами.
Однако нам хватило ратных дел и в
тылу. В колхозе началась уборка урожая.
Наш первый класс был направлен на пов-
торную уборку картошки. Людмила Иванов-
на вручила нам старые помятые вёдра и
торжественно объявила, что каждое пол-
ное ведро - это снаряд по врагу. Мы тог-
да очень переживали, что насобирали кар-
тошки всего на несколько снарядов. А
ведь многих из нас из-за этих огромных
вёдер и видно не было.
Потом кто-то из руководителей школы
решил направить нас в поле на отлов сус-
ликов. Из их шкурок, объясняли нам, будут
шиться мягкие удобные для фронтовых снай-
перов перчатки. Мы должны были заливать
норки зверьков водой, предварительно нак-
рыв их сеткой, а затем выскочивших и запу-
тавшихся добивать колотушками. Людмила
Ивановна сразу воспротивилась этому зада-
нию: "Не позволю калечить души малышей,
делать из них живодёров!"
Вскоре мы получили новый приказ Людмилы
Ивановны:"Те, кто научится хорошо читать,
будут направлены командиром части в госпи-
таль для чтения раненным журналов и книжек.
Успеваемость по изучению букваря, а затем
и русского языка резко пошла вверх.
В первую пятёрку чтецов попал и я. Мне
досталась брошюра из популярной тогда би-
блиотечки "Огонька" с рассказами Леонида
Соболева. Назывался сборник "Морская душа".
Раненные были в бинтах, некоторые не вста-
вали. Помню, они попросили ещё раз прочи-
тать последние радиограммы зенитчиков из
рассказа о Воробьёвской батарее. И когда
я читал:"Биться некем и нечем, открывайте
огонь по командному пункту, тут много нем-
цев", многие раненные тяжело вздыхали.
Вероятно, у каждого на фронте были подоб-
ные моменты. Когда мы уходили, нам силком
совали бесценные тогда кусочки сахара и
просили придти ещё.
У меня до сих пор хранится моя первая
боевая награда - похвальная грамота за
первый класс, подписанная учительницей из
блокадного Ленинграда.
**********************************************