Отечественные традиции

Светлана Когаринова
Традиции у разных народов интересно сравнивать, особенно, когда они имеют одинаковые названия. Например, когда русские люди говорят «приходи в обед», это значит – «пообедаем вместе». У американцев фраза «приходите к обеду» имеет значение: «приходите в полдень, до или после обеденного перерыва». Или, когда тебя зовут «чайку попить», ты, как русский человек, идёшь попить чайку после сытного обеда у приглашающих. А у армян всё честно: придёшь на чай, напоят чаем и подадут всевозможную выпечку и сладости, так что голодным из-за стола не выйдешь.

Вот приезжает человек в другую местность, а там – свои обычаи. Кошку со стула турнул – обидел хозяев, кошка – член семьи. Помидоры солёные ешь без кожицы – избалованный! Тапочки хозяйские не надеваешь – высокомерный. В общем, в гостях – всё по уставу, только устав не вывешен, приходится действовать «методом тыка».

Мне однажды выпала возможность в хорошие гости пойти, там было много интересных людей, которые свои самодеятельные таланты на вечере показывали. А потом чай пили, потому что еда сейчас дорогая, а гости не спонсируют, они не затем пришли. И на мою беду на двадцать присутствующих чаёвников – одна туалетная кабина в глубине коридора, причём, с «предбанником», видимо, чтобы очередь не мешала по коридору ходить.

В «предбаннике» помещается до трёх человек, если худощавые, как в кабине лифта. Вот захожу я после чая на разведку, передо мной две женщины (одна другую сопровождала в лабиринтах коридора). Когда они ушли, мне спокойно стало: вся территория с «предбанником» в моём распоряжении. Во второй раз я уже смело шла на дело перед дорожкой. В «предбаннике» никого не было... Дёрнула с радостью за ручку, слышу: «Я здесь!» А дверь кабины наглухо закрывается, света не видно, и в «предбаннике» лампочка перегорела... Тут, в темноте, откуда-то слышу голос как из преисподней: «Я здесь!» Ужас!..

Выскочила в коридор, вспомнила, что из «предбанника» есть ещё запасная дверь в зал. Почему-то решила, что «я здесь» пойдёт тем ходом, опять зашла из коридора в темноту. А там «ангел» в белой рубашке и в очках... Похлопал меня по плечу и сказал: «Проходите, свободно!» Я благодарно вошла, и тут, следом, из темноты на свет, дверь рванули, и сразу: «Извините, извините... Я потом, я потом...» «Конечно, потом, – думаю я, – это же не лифт!» Мне пришлось к стене прижаться, когда дверь распахнулась.

Выхожу, открыла дверь в коридор, чтобы свет проник, решила носик попудрить, а зеркала нет, только умывальник... Слышу опять голос сзади: «Надо зеркало из дома принести, не знаю только куда повесить». Полный сервис! Не успеешь подумать – уже исполняется! И в такой простоте всякая неловкость улетучивается! Ну, как дома себя чувствуешь, хотя и в учреждении культуры.

Это только у нас возможно, в местных условиях, где творческие русские люди свои средства вкладывают, чтобы поднимать культуру на селе, а ремонт культурных заведений – часть государственная. Но по пословице: «До Бога высоко, до царя далеко». Зато пословица наша – отечественная!