Тия - Великая Супруга фараона

Медведев Дмитрий
Однажды фараон Аменхотеп III впервые за всю историю Египта возвеличил супругу семитского происхождения над остальными своими половинками. С этого момента пик расцвета древней цивилизации был преодолен и начался ее неотвратный закат. Впрочем, об этом еще никто не догадывался, и первые в мире антисемиты всего лишь не признавали царицу не царского дома.

- Господин назначил меня любимой женой! – Хвасталась Тия перед породистыми египтянками, которые, не достигнув желаемого, делали вид, что желали достигнутого. Лучшие подлюги при дворе, расшаркиваясь в поздравлениях, тянули губки во весь улыбальник и надеялись, что беспородная девка не приживется во дворце.

Однако Тия, лишенная всяческого социального чутья, была равнодушна к играм в древний этикет и всяческим интригам, где следует «знать свое место». Не в пример другим женам, она активно вмешивалась в политические дела страны. Лично руководила постройкой собственного храма у родных пенатов, не позволяя Египту заграбастать ее Куш*. И посещала все общественные работы царских персон, не отлипая от мужа даже на изображениях в камне, где обязательно гравировалось ее имя, под личным контролем правительницы:

- Опять меня неправильно записали! Что сложного в имени Тия? Тия – диктую по буквам: династийный знак «Т», две метелки камыша, две черточки. А в конце обязательно женщина с удавкой – это мой титул «великой супруги». И не забудьте обвести картушем** – вы долбите жену фараона, не какую-нибудь фараонку***.

Но главное ее деяние, которому мало кто придал бы значение – она рассказывала своим детям сказки. Ее знания покрывали широкий спектр международного фольклора в свете выдуманных историй. От индийских, где сумасшедшая рыба доводит пенсионеров до нищеты, и до китайских, про музыкального маньяка, организовавшего массовый суицид. Но детям были более близки истории местного разлива. Вроде «Странствия Синухета», в которой фараон объединился с солнцем, став всем и вся – единым божеством по имени Атон.

Последняя особенно сильно повлияла на младшенького – Аменхотепа IV. Мальчик рос отождествляя себя с героем из любимой истории, а мать, в его глазах, лишь поощряла фантазию сына, называя Аменхотепа «мое убожество», и ставя в пример другим, типа:
- Никогда не делайте так как он!

Разумеется, когда речь зашла о передачи власти неродовитому отроку, потомственная знать вкупе с фиванским жречеством, стали упираться опираясь на многовековые правила наследия престола по царской линии.
- Из каждого правила есть исключение. – Невозмутимо парировала Тия. - А правила без исключений – исключение из правил!

Все слова чужестранки по отдельности вроде бы были понятны и подсознательно жрецы чувствовали за собой правоту. Но переспорить семитскую мамашу, обожествляющую своего сына, почему-то не получалось. На самого Аменхотепа IV также оказывалось давление со стороны необходимых советников, которые никак не давали себя обойти:
- Команда, собравшись на сходку, как велит обычай, вынесла решение: Серебряный ты наш, ты низложен. Слезай с бочки!

Фараон чесал свою церемониальную бороду, не очень понимая замысловатые намеки, и на всякий случай напоминал, что является ипостасей высшего и единственного божества. Но видя, что такой ответ явно расстраивает пришедших, по примеру своей мамы, начинал на них орать, чтобы те успокоились:
- Все! Тихо! Мне не интересно, кто первый начал толкать эту идею! У меня вообще-то дрыходные и мне на все наспать! Неотложные вопросы пусть отложат до лучших времен, а острые проблемы замните сами! Вы уже не дети, Слава Мне – Атону!

Знать не знала как на такое реагировать, а жрецы Амона, оскорбленные до глубины души, неистово шептали под нос свои оскорбления царской персоне:
- Да какая ты ипостась! Ты ужас неба, срам природы, упрек ты Богу на земле!

Примерно также рассуждал и обычный люд, подстрекаемый местным жречеством. Идея единобожия в лице фараона не приживалась у масс на родной отчизне, а за веру, за царя и отечество стояли лишь считанные сотни неродовитых служак. Был узок круг этих революционеров и страшно далеки они от народа. От восстания черни спасало лишь неспособность поселений объединиться в единый народный фронт, в следствии враждебных отношений на религиозной почве.****

Последний гвоздь в чащу терпения политеистической верхушки Аменхотеп IV вбил с назначением на роль «главной супруги» принцессы семитский кровей.

Нефертити: http://www.proza.ru/2016/01/20/1752


* Куш – древнее царство, существовавшее в северной части территории современного Судана (Нубии), населенное семито-хамитскими и кушитскими племенами, родственные древним египтянам.
** Картуш –  продолговатый закругленный контур с горизонтальной линией внизу, указывает на то, что написанный в нем текст является царским именем.
*** Фараонка – выдолбленное в дереве изображение русалки (ст.слав.).
**** В каждом городе почитался свой бог, зачастую являющийся враждебным по отношению к богу другого города.