Учитель поневоле. Глава 11 Эксцесс исполнителя

Щавелев Иван
     Уроки прошли без приключений. Дети попались тихими, поэтому Паша смог занять их бессмысленным переписыванием учебника. В тишине думалось легче. «Если бы не эта стенгазета, день был бы образцово-показательным»,- сокрушался Паша. Но, в конце концов, это его последний день в школе. Брат его уже, наверное, сел на поезд. Он писал, когда вышел из отделения. А теперь пропал…. На звонки и сообщения не отвечал. «Наверное, вырубило его», - предположил Паша. Всё-таки последние дни были трудными не только для него. Пускай высыпается!
     В сладостном безделии уроки пробежали необычайно быстро. Дети почти молниеносно покинули класс. Паша сомневался. По идее, у него ещё остался со вчерашнего дня разговор с Еленой Станиславовной, но…. Во-первых, не хотелось напоследок портить себе настроение. Во-вторых, Паша за этот день успел несколько раз столкнуться с Еленой Станиславовной в коридоре, и она, как ему показалось, ни жестами, ни словами не выразила заинтересованности в разговоре. Ну, и в-третьих, пусть с этим разбирается настоящий учитель, одной испорченной стенгазеты для него маловато! Учитывая директора, несносных детишек, бутылку со слабительным, больницу и клизму! Испорченная стенгазета и разговор с возмущённой учительницей – достойная отплата за два дня ада!
     Паша собирался уже вслед за учениками отправиться домой. «Царствование его было недолгим, но вошло в историю!» - пафосно попрощался Паша с кабинетом. Фразу эту он подчерпнул из учебника для пятых классов, который он время от времени читал, пока дети корпели над тетрадками. Всё-таки с учебником он был больше похож на учителя. Да, и доверие внушал. Да, и для кругозора полезно!
     И вот стоило закончить пафосную речь, как в дверь постучались… Кто бы это мог быть?
  - Евгений Валентинович, можно!
  - Заходи, Попова!
     Дверь открылась, девочка впорхнула в кабинет.
  - Как вы себя чувствуете? А то я вчера к вам пришла после уроков, а вас не было. Лидия Семёновна сказала, что вас в больницу увезли. Это правда?
  - Правда, Катя, правда…
  - С вами всё хорошо?
  - Ну, раз я здесь, то да!
  - По школе… всякие слухи ходят. Контрабасом называют…  - замялась Катя. Судя по всему, она пожалела, что произнесла вслух это обидное прозвище.
  - Да, я слышал… - смутился в свою очередь Паша. Мгновенно вспомнилось утреннее происшествие с одиннадцатиклассниками.
  - Это правда?
  - Отчасти…
  - Вы, правда, выпили жидкость из той бутылки?
  - Откуда ты знаешь?
  - Вся школа об этом говорит! Да, вы и сами нам эту бутылку в начале года показывали! Неужели не помните?
  - Запамятовал…
  - Не мудрено…. Наверное, потому и выпили…
  - Это был эксцесс исполнителя…
  - Что, простите?
  - Эксцесс исполнителя…. Ну, да откуда же тебе знать…
  - Простите…
  - Чего ты извиняешься! Ничего нет страшного в том, что ты что-то не знаешь! Страшно, когда ты свои незнания не восполняешь!
  - Так, что же такое эксцесс исполнителя?
  - Эксцесс исполнителя – это совершение исполнителем преступления, не охватывающегося умыслом других соучастников.
  - Не понимаю…
  - Например, два дяди Васи решили завхоза грохнуть. А после того, как завхоза грохнули, то первый дядя Вася решил ещё и корову украсть. Второй дядя Вася ответственности за кражу коровы не понесёт. Это ведь деяние его умыслом не охватывается. Он хотел просто нехорошего человека на тот свет отправить. Вот и с этой бутылкой такая же ерунда вышла… не то, что умыслом других людей её распитие не охватывалось, но и мой умысел ещё совсем недавно это распитие отрицал.
  - Что было в этой бутылке?
  - Народная молва, Катя, не врёт! Быть может, первый раз в истории Вселенной! Там было слабительное!
  - Как же вам не повезло…
  - Мне да, а вот пятому классу повезло, да и другим классам тоже. Урока-то не было. Долго меня вчера под дверью ждала?
  - Да, нет! Я сразу к Лидии Семёновне завернула. Она мне всё рассказала…. А как же Елена Станиславовна? – внезапно вспомнила Катя.
  - Ты секреты хранить умеешь?
  - Умею!
  - То, что я сейчас скажу, останется между нами?
  - Конечно, Евгений Валентинович!
  - Так вот я не хочу к ней идти, разговаривать, настроение себе портить! Мечтаю ей вообще на глаза не попадаться! Авось она забудет про этот разговор! Будто у неё дел других нет!
  - Может, и забудет…. А можно и я вам один секрет открою!
  - Валяй!
  - Ничего, что он про вашу коллегу?
  - Про Елену Станиславовну что ли?
  - Ну…да…. Не знаю, этично ли это…
  - Этично, Катя! Рассказывай!
  - Мне кажется, что вы правильно поступили, что толкнули Филиппа. Он вконец обнаглел. Да, и что плохого в том, что вы его толкнули? Он больше на публику сыграл! Могу поспорить, что он Елену Станиславовну сразу увидел, поэтому такой полёт и падение изобразил.
  - Зачем?
  - Чтобы вам напакостить! Это его единственная радость жизни – делать так, чтобы другим было плохо. И мне кажется, что Елена Станиславовна неправильно поступила, что заставила вас перед всем классом извиняться. Мне вообще кажется, что она вас недолюбливает. А это был лишний повод вас унизить!
  - Может быть…
  - Мне вообще Елена Станиславовна не нравится…. Мстительная она. И от симпатий многое у неё зависит…
  - В смысле?
  - Как бы вам объяснить… помните, у нас два года назад Влад Синицын учился. Мы вместе ещё на олимпиады ездили!
  - Конечно, помню!
     «Конечно, нет» - подумал Паша.
  - Так вот, однажды, он случайно, не нарочно приложил дверью Елену Станиславовну…
     «Какой хороший мальчик! Найти бы его, чтобы руку пожать!»
  - И? А она что?
  - Она к нему на математике стала придираться. Забыл он про «пятёрки»…. «Четыре» - это был его максимум. Он из-за нашей классной и ушёл. Мы недавно встретились случайно, он мне всё это рассказал. К себе в школу звал, говорил, что у них в сто раз лучше, чем у нас…
  - А, может, тебе и стоит уйти?
  - Может, и стоит… я не знаю. Да, и родители мои… в общем, я скорее всего, здесь до конца останусь…
  - Чаю не хочешь? – решил сменить тему Паша.
  - Не отказалась бы!  Вы хорошо чай делаете!
  - Ну, хоть что-то я в этой жизни умею!
  - Вы ещё и учитель хороший!
     Паша рассмеялся.
  - Почему вы смеётесь? Это же правда!
  - Это, Кать, нервный смех. К концу дня так устаёшь. Только чай и разговоры с тобой спасают!
  - Всегда рада… Ой, а это стенгазета?
     Паша возился с чайником и чашками, поэтому сразу среагировать и остановить Катю он не сумел. Она развернула ватман…
  - Боже мой, что с ней случилось?
  - Я хотел провести линию, и краска потекла…
  - А это что? Это же… это же чьи-то следы…
  - Я её случайно уронил, и по ней прошлась какая-та девочка.
  - Давно это случилось?
  - Сегодня.
  - Анастасия Сергеевна об этом знает?
  - Нет, я ей этот эксцесс исполнителя не показывал. Теперь это наш с тобой общий секрет. Хотя думаю, что в понедельник всё тайное станет явным…
  - Не обязательно…
  - Я не успею перерисовать газету до понедельника…
  - Евгений Валентинович, а зачем перерисовывать? Можно же просто заменить испорченные элементы.
  - А следы от каблуков?
  - Давайте их звёздочками залепим! У вас в столе такие звёздочки лежали!
  - А портрет? А текст?
  - У меня они есть на флешке! Распечатаем заново у Елены Станиславовны!
  - У Елены Станиславовны! Нет, не пойдёт!
  - Не переживайте, Евгений Валентинович! Она уже ушла домой!
  - Точно?
  - Точно! Я ведь у неё на допах  сидела! Я сейчас за ключами к охране сбегаю и всё!
  - Катя, подожди, а что мы будем с этим следом от краски делать?
  - Сделаем из него цветок!
  - А этот цветок впишется в общий смысл стенгазеты?
  - Конечно, впишется! Мы же про символы Великобритании делаем! Доставайте звёздочки и краски! Я сейчас!
     Паша не верил своему счастью! Сегодня вечером он будет хвалиться не только педагогическими успехами, но и тем, что и сам дорисовал газету. Не, про Попову он, конечно, расскажет, но брат будет в первую очередь восхищаться именно им.
     Звёздочки пусть и не сразу, но отыскались. По своему оформлению они напоминали новогодние звёзды, но в сложившейся ситуации выбирать не приходилось. Либо Новый Год, либо следы каблуков. Краски он самым аккуратным образом положил рядом со стенгазетой. И больше к ним не прикасался. Пускай, Катя с ними возится!
     А вот и Попова! Она так разбежалась, что чуть было, не вышибла дверь!
  - Катя, осторожнее! Проблем с охраной не возникло?
  - Нет, что вы! Не в первый же раз я так к ним бегаю, они уже привыкли! Сейчас флешку возьму!
  - Да, ты присядь ненадолго! Чего ты так суетишься!
  - Да, всё нормально, Евгений Валентинович! Это азарт!
  - Азарт очень часто приводит к приснопамятному эксцессу исполнителя.
     Катя рассмеялась, но всё-таки продолжила лихорадочно копаться в своей сумочке, чтобы с самого её дна, в конце концов, достать флешку, похожую на фиолетовое облачко.
  - Что это такое? – показал Паша на флешку.
  - Это Пупырка!
  - Понятно… Больше вопросов не имею!
  - Ну, я пошла печатать.
  - С тобой сходить?
  - Да, зачем! Я скоро вернусь!
     И, правда, Катя не заставила себя долго ждать. Через несколько минут она вернулась с пачкой бумаг в руках.
  - Решила на всякий пожарный побольше экземпляров распечатать,- предвосхитила она Пашин вопрос.
  - Катя, ты мне скажи, что делать.
  - Да, я думаю, что сама справлюсь! Вы отдыхайте! Чай пейте! Думаю, что через полчаса всё будет готово!
  - Боже мой, Катя! Ты так меня выручаешь!
  - Да, что вы! Да, и не хочется, чтобы из-за ерунды вы ещё с Анастасией Сергеевной поругались. Мне кажется, что вам вполне хватает Елены Станиславовны и директрисы.
  - Эх, Катя, мне иногда кажется, что против меня весь мир ополчился…
  - Я вас так понимаю, Евгений Валентинович. Я с этой мыслью не расстаюсь ни на секунду…. Ну, ладно,- встрепенулась Катя, - надо исправлять эксцесс исполнителя!
     « Если бы она училась в моё время, то я бы её точно из рогатки не бил. Наоборот, я бы защищал её. Как жаль, что в моём классе такой Кати не было» - думал Паша, глядя на то, как Попова старательно подрисовывает к синей змейке листочки и лепестки, как она приклеивает звёзды, как она аккуратно отклеивает попорченный портрет и текст, как она дорисовывает красно-синюю линию. Девочка не соврала, через полчаса работа была закончена. И сделана она была так мастерски, что никому бы и голову не пришло, даже Паше (если бы ему внезапно память отшибло), что со стенгазетой случилось что-то ужасное.
  - Катя – ты просто мастерица! У тебя руки, как у Иисуса!
  - Засмущали вы меня, Евгений Валентинович! Вы главное сегодня газету не сворачивайте! Пусть она подсохнет!
  - Конечно! Завтра с утра, перед первым уроком её сверну! Ну, что пойдём по домам?
    Катя посмотрела на часы, висевшие над доской. Стрелка приближалась к пяти.
  - Да, наверное, пора,- вздохнула Катя.
  - Тебя до дома проводить?
  - Ой, не знаю… удобно ли… я не так близко от школы и от вашего дома живу! А то пока мы дойдём до моего подъезда, пока вы оттуда к себе дойдёте. Да, и у вас, наверное, планы на вечер есть…
  - Да, какие планы! С глупым братцем вечер коротать? Интересные планы!
  - Точно? Никаких планов нет?
  - Нет таких планов, которые нельзя отложить! Пошли!
  - Ну, пойдёмте! Только давайте я вас за школьным забором ждать будут. А то ещё подумают что-нибудь не то…
  - Хорошо! Пусть думают, что я убирался в своём классе, закрывал окна, двери, вышел со школьного двора, а тут Катя Попова гуляет! Пойдёт тебе такая легенда?
  - Пойдёт!
  - Ну, тогда через пять минут встречаемся за школой!