Доверяя, проверяй, а главное, верь в лучшее!

Василий Вейкки Иванов
Принятие Законодательным Собранием Республики Карелия закона, концентрирующего полномочия по распоряжению землёй в одних руках, можно считать свершившимся фактом. Цели, которые были обозначены правительством в пояснительной записке к закону, кажутся, на первый взгляд, весьма актуальными. Хотя, если копнуть глубже, думается каждый её пункт можно оспорить. Впрочем, мы не будем этим заниматься скрупулёзно, поскольку это займёт немало времени и отнимет значительную часть газетной площади. Обозначим сие коротко.
Первым пунктом предполагается снижение нагрузки на местные бюджеты. Его можно понимать двояко: ведь для того, чтобы выделить 15 соток земли тёте Маше с соседнего хутора и провести за её счёт кадастровые работы, местные бюджеты никаких затрат со своей стороны не несут? А поэтому, под фразой «нагрузка на местный бюджет», можно понять и то, что местному бюджету дали по рукам и ответственно заявили, дескать, хватит наживаться, полномочия эти должны принадлежать чиновникам двумя рангами выше! А поэтому второй пункт, гласящий о реализации единой политики в области земельных отношений, рассказывает нам о том, что чиновники двумя рангами выше – это правительство Республики Карелия? Вопросительный знак, поставленный в конце этого предложения, свидетельствует нам о том, что мы не знаем, насколько благими являются помыслы республиканской власти, но убеждены, что благими помыслами чаще всего дорога в ад бывает вымощена. Третий пункт, якобы гарантирующий обеспечить эффективное управление и распоряжение земельными участками на территории Республики Карелия, как и две предыдущие цели и задачи, изложенные в записке, поясняющей суть данного закона, не имеют расшифровки и не наполнены конкретным содержанием. Создаётся впечатление, что республиканское правительство просто-напросто не просто продавило этот закон, убедив в его принятии значительную часть «послушников» Законодательного Собрания РК, а сделало это чуть ли не силовым способом, показав населению Карелии, кто здесь власть, а кто здесь около. Во всяком случае, если оценивать этот закон с точки зрения последовательной логики, то людям не видно критериев оценки ожидаемой эффективности действия данного закона. И, как констатируют скептики и пессимисты, а в данном случае к ним отношусь и я, если не разработать специальной программы по оценке эффективности, то через полгода нам не о чём будет говорить. Земля, как предмет спора, в отдельно взятой республике, де-юре прекратит своё существование.
Разумеется, не все народные избранники из ЗС РК безропотно согласились с принятием данного закона, были и такие, кто пытался оспаривать его принятие. Но Законодательное Собрание, какими бы статусными не были депутаты, не обладает собственным ресурсом, достаточным для разработки программы по оценке эффективности данного закона, но оно, в силу своего статуса может и должно стать координатором для её создания. Ещё до принятия этого закона, Комитетом Законодательного Собрания по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики было принято решение о создании рабочей группы по перераспределению полномочий по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена. В рамках этой рабочей группы предлагается шире рассмотреть вопрос по регулированию земельных отношений в Республике Карелия. Главная цель рабочей группы – это добиться реального и эффективного распоряжения земельными ресурсами республики Карелия. Это означает, что цели, сформулированные в принятом законе, должны быть наполнены конкретным содержанием. Процесс распоряжения земельными ресурсами, если выражаться модным ныне словом, должен стать прозрачным, а это значит, управляемым республиканской исполнительной властью и контролируемой депутатами ЗС РК и общественностью. Какими бы честными не были чиновники из аппарата правительства РК, но концентрация функций по распоряжению землёй в одних руках может привести к рождению необоримых коррупционных событий особо крупного масштаба.
В рабочую группу, созданную по инициативе депутатов Законодательного Собрания РК, приглашены представители научного сообщества, члены правительства РК, ответственные за реализацию данного закона, представители муниципалитетов, надзорных органов, а также представители общественности и СМИ. Координация действий рабочей группы возложена на депутатов ЗС РК.

Ну что же, пожелаем им всем удачи. А через полгода посмотрим? Посмотреть то посмотрим. А кто ответит, если станет хуже? А кто ответит за чинимые сложности при принятии закона, если станет лучше?... Никто ни за что не ответит ни в том, ни в другом случае! Ну, не принято у нас за что-то отвечать, если ты удачно встроен в существующую систему власти. И все-таки хочется верить в хорошее и светлое. Будем верить! Именно это, похоже, и является жизненным стержнем настоящего россиянина: «Понимать, что лучше не будет, но все-таки верить… А вдруг!»


Василий Вейкки