Великодушие отрока

Николай Бурденко 3
   
Всё произошло не запланировано, как всегда срочно.  В семье пенсионеров у супруги, закончились бесплатно выдаваемые лекарства - сердечница стояла, на особом учёте у врача кардиолога. В аптеке, где они всегда получали этих  лекарств, провизор им сказала: 
- Таких лекарств нет  у нас и на аптекарских складах тоже.
 Старикам пришлось перехватить некоторое количество лекарств у своей богатой родни с условием, что вернуть, как только получат.  Но время шло, а лекарств так и не поступило в аптеку.  Эта же самая родня им подсказала, что это лекарство свободно продают в двух аптеках на льнокомбинате. Цену этого лекарства пенсионеры, конечно же, не знали, а покупать надо было – заёмное тоже  было на исходе. Поэтому Григорий взял сберкнижку, пошел снимать деньги, чтобы купить злосчастное лекарство.
 У раскрытой  двери жена - Мария, остановила мужа - попросила: 
 - Григорий купи два стандарта, чтобы один отдать Парфёновым, а второй мне, пока в аптеку завезут это распроклятое лекарство.
 По пути в Сбербанк  подумал: 
«Правильно мыслит Мария, да провались они пропадом деньги, лишь бы подруга всей жизни моей не померла, без неё мне худо будет».
Григорий  в Сбербанке задержался не долго, получив нужную сумму из своих сбережений, сел в маршрутный  автобус  № 21 осмотрелся, свободных мест не оказалось. Кокой-то парень лет двадцати, стоял у передней  двери, держась за стойку, мешая пассажирам выходить. Григорий остановился в середине салона между двухрядными сидениями и вдруг почувствовал слабое подёргивание за полу пиджака, оглянулся и увидел подростка с их двора – Витька озорника любителя смеяться, иногда даже без повода.   
- Садитесь, дедушка Григорий, а я постою.   
 – Ты что здесь делаешь, - спросил его Григорий?
- Еду за лекарством бабушке, так как в нашей аптеке нет такого, а ей нужно срочно, чтобы у неё сердце не остановилось.      
- А ты что сильно любишь бабушку? 
- Да люблю, она меня вынянчила, когда папы долго не было. 
Тем временем за разговорами мы уже подъехали к остановке “Челночная”, впереди возле стойки продолжал стоять, как прикованный всё тот же молодой парень, вертя головой, будто изучал пассажиров.  В это время у выхода стояла девушка ждала сдачу от кондуктора-копуши.  А в это  сидевшая на переднем сидении женщина с двумя детьми, примерно двух и пяти лет, в протянутой к кондуктору  левой руке держала, пятисотрублёвую купюру, чтобы заранее рассчитаться.  Как вдруг этот парень вырвал из руки пассажирки с детьми, оттолкнул получающую сдачу пассажирку, которая с визгом навалилась на кондуктора, ударив по руке рассыпав мелочь посыпавшиеся по ступенькам. А сам выпрыгнул из автобуса и с  купюрой в руке, перебежал дорогу,  и бегом помчался вдоль трамвайной линии, и скрылся в каком-то переулке. Погнаться за ним не кому было, поскольку в салоне едущих оставалось двое взрослых и трое детей.  Девушка, получив сдачи, вышла и пошла.  В салоне автобуса начался бедлам, женщина с детьми начала плакать и причитать:
 «Ограбили,  мать двоих детей, чем я теперь буду детей кормить и, т.д. и, т.п.   
А кондуктор прокричала: 
 - Граждане пассажиры давайте подходите, оплачивайте проезд, чтобы на предпоследней остановке не толпиться. 
- Рассчитав Витька и Григория кондуктор, переключилась на несчастную, ограбленную женщину с  детьми, следующими словами: 
 - Гражданочка хватить выть и причитать вы будете платить за проезд или мне отвести вас в милицию, чтобы там вас оштрафовали?   
 - Гражданочка проводник на ваших глазах её только что ограбили, из-за того что вы долго возились отсчитывая  сдачу, - вмешался Григорий. 
 – Вы пассажир помолчите, я не с вами разговариваю, а с ней, она же не оплатила мне.
 Этот бедлам, с плачущими  детьми и женщиной, продолжалось  до остановки “Льнокомбинат”.  В конце концов, не выдержал водитель и, рявкнул на свою напарницу:
- Да, отстань ты от неё, она же не виновата, что у тебя на глазах отобрали деньги, мужик правильно сказал надо быстрее обслуживать едущих.   
- Нет, пусть оплатит проезд, а то у меня недостача будет.   
- Недостачу одного билета я подтвержу,- произнёс водитель.   
- Нет и нет, это у них сговор, так они и ездят целый день бесплатно.
 - Ну, какая же ты Сонька - всех подозреваешь, какая сама – так и обо всех думаешь,- упрекнул её водитель. 
 - Да я, никогда ни одной копейки не взяла.
  – Хватить трепаться,  я знаю - сколько ты сдаёшь ежедневно?  Отпускай немедленно, сегодня на одного пассажира меньше денег положишь себе в карман. 
Тут она сникла и отпустила ревущую тройку. Автобус  отправился на конечную остановку, коротать время до выезда в график.   Оставшись одни возле аптеки, женщина продолжала трястись и причитать:
 - Чем я буду  детей кормить сегодня и завтра, мужа нет, она приедет завтра, наша кормилица.      
Тогда - Витек вынул сторублёвую банкноту и протянул женщине, она от удивления отшатнулась, а он сказал:   
- Берите, кормите детей, они плачут от того что кушать хотят, берите, берите. 
 Женщина подняла вверх заплаканное лицо и, глядя Григорию в глаза спросила, вы разрешаете ему отдать мне эти деньги.   
 – Я им не командую, он не мой внук, а самостоятельный взрослый мужчина.   
- Мальчик это твои деньги или они предназначены для покупки чего-то? 
- Деньги не мои мне бабушка дала, чтобы купить лекарства здесь. 
- Тогда я не возьму. 
 Протягивая деньги, он понимал, если приедет без лекарства, последствия будут чреватые.
 Махнув рукой подумал:
 «А, будь, что будет?»   
А эта самая несчастная женщина продолжала отказываться от денег.
 Тогда, он сунул банкноту женщине в карман, а сам схватил Григория за рукав, потащил в аптеку. Войдя в аптеку, Григорий стал перед Витьком, и спросил: 
- Ну и на какие, шиши теперь бабушке купишь лекарство, а если она без него умереть? тогда ты всю жизнь будешь проклинать себя за то, что из-за отданных ста рублей погубил бабушку.   
Витек смотрел на Григория глазами, переполненными слёз, казалось ещё мгновенье и они ручьём потекут на куртку.  Последние слова омрачили сознание отрока до такой степени, что он готов был кинуться за женщиной и вернуть деньги, купить лекарство, и потом рассказать бабушке о несчастной женщине с детьми, дабы она дала денег для этой несчастной.
 Немного погодя он взял руку Григория, склонив голову попросил:   
- Дедушка Григорий дайте мне сто рублей на лекарство, куплю его тогда вместе поедем домой, зайдём к бабушке я всё-всё расскажу, она вам вернёт деньги с благодарностью.   
 – Витек у меня нет лишних денег, чтобы одолжить тебе. Отводя взгляд от отрока,- произнёс Григорий.
– Когда автобус  подъезжал к остановке то в окно видел, как вы выходили из банка, тогда понял, что вы снимали деньги,- сказал Витек.
 – Нет, Витек я не получал денег, просто товарища проводил в Сбербанк,- соврал  третий раз Григорий; фактически он снял со сберкнижки приличную сумму – её хватило бы на двадцать стандартов, отрок не знал, что старик сильно зажимистый.
После отказа отрок развернулся - вышел и направился к остановке. На обратную дорогу у него отдельно были деньги. Забравшись в автобус, он забился в угол на заднем сидении и начал думать, что же с ним будет: 
«Хорошо бы прийти домой до прихода мамы с работы, пройти к бабушке и быстро рассказать, почему  не купил лекарство. Она поймёт меня и даст денег, тогда я вновь поеду за лекарством, а вдруг у бабушки не окажется денег и ей придется дожидаться маму и просить у нее денег, а мама спросит, куда подевала те сто рублей и пока всё подробно не узнает, не даст. А коль она узнает, что я отдал сто рублей, просто так – поведёт в кухню и выпорет, как сидорову козу. Тот раз за десять рублей так выпорола, что неделю не мог садиться. А за сто рублей – убьёт. Я тогда, чтобы не порола меня, даже от подарков и конфет отказывался, чтобы таким образом компенсировать те десять рублей, и то не помогло.  Эх, сейчас меня могут выручить старик Хатабыч, потом произнёс,- это сказка, а всякая сказа – лож, а намек мне не поможет.- 
Он давно уже вышел с автобуса и шел домой, опустив голову, продолжая искать выход, а если я от обещянного велосипеда откажусь,- и тут опять сам себе ответил,- нет не поможет. Так он шел и искал выход  из сложившейся ситуации.  И чем ближе подходил к дому, тем больше унывал. Вот если бы отец вернулся с командировки, тогда бы я был спасён, от порки, экзекуция не страшна, обидно, что она меня подвергает унижению.   Ну, теперь, что будет – то и будет, главное она детей накормит и сама немного успокоится.   А что будет с бабушкой, как приобрести лекарство, и от бессилия закричал Папа, где ты?»   
И вдруг, словно из поднебесья донёсся голос отца. 
- Я здесь сынок.
 Обернувшись Витек, увидел идущего отца с чемоданом, и кинулся к нему