Куба-3

Виктор Санин
                Продолжение продолжения: http://www.proza.ru/2015/06/24/923

Гавана
Га-ва-на… В этом слове сливается шум синих волн, их убаюкивающее качанье, привкус рома и приветственный выброс над головой сжатого кулака.

Га-ва-на… Это грозная средневековая крепость у синего моря. Колорит испанского колониального города средних веков, наполненного ретроавтомобилями. Удивительный коктейль времен и стилей. Возможность, оставаясь в настоящем, заглянуть в глубину веков и в середину века двадцатого.

Га-ва-на… Это многочисленные памятники, отсвет былого богатства, аромат рома и сигар и оттенки вечной нищеты.

Га-ва-на… Че! Куба - это арьергардный отряд отступающего в историю социализма.

Га-ва-на… Она сочетает свободу и рабство, веселье и печаль, вчера и сегодня. Она неотразима и привлекательна, как кубинские женщины. Ей пятьсот лет и она молода. Она вся в ожидании. Чего? Перемен политических и экономических, перестройки по-кубински, передела собственности, перераспределения обязанностей. В общем, она всматривается в завтрашний день с теми же настроениями, с которыми когда-то мы – советские люди – вошли в девяностые. У нас уже многое позади, они только стартуют в общество потребления.

Свободе Кубы от Испании 120 лет.

От США – 55.

От СССР – 25.

Вот только была ли она свободна? Хоть один день? Что-то я не уверен. На смену испанцам влезли на остров американцы, последовал карнавал диктатур. Восклицательным знаком, венчающим эти перемены, стал приход к власти Фиделя Кастро. Радостное восклицание или горестное? Сладко ли им дышалось под крылом Советского союза? Не нам судить. Каждый кубинец решает сам. Каждый волен иметь собственное мнение. Все ошибемся, все будем не правы. Но в Википедии можно споткнуться о цитату. Фидель сказал: «Готов стать коммунистом немедленно, если меня сделают Сталиным». Эге…

Шоссе в Гавану
Мы выехали в Гавану на современном микроавтобусе. Варадеро, КПП, трасса вдоль бушующего моря. Там и сям бурильные установки. Кубе не хватает топлива, ищут нефть, уже нашли и, наверное, еще найдут. Лишь бы не протекла на благословенные берега и пляжи. Дорога хорошая, автобус комфортабельный. Для иностранцев у них условия созданы. Свои обойдутся. Это смутно мне напоминает нашу страну времен моей молодости. Умели мы очки втирать. Туристов возили на Икарусах, своих на Лазах. Кубинцы гостеприимны и дружелюбны, но беспощадны к своим. В СССР когда-то было так же. Через некоторое время остановка возле живописного моста. Сплав пауз. Техническая, эстетическая и экономическая: туалет и попить; посмотреть и сфотографироваться; сувениры и покупки. Парили какие-то птицы, мне они показались орлами. Летели белоснежные облака. По мосту проезжали редкие машины. Много времени прошло с того дня, но вспоминается воздух: смесь свежести и вольности – пей и радуйся.

Попутчики разбежались по интересам, в назначенное время собрались и поехали дальше. Благо нас немного в микроавтобусе, никто не опаздывал. В пути осторожный гид заученно хвалил свою страну, руководство и жизнь, а попутно выдавал мало-помалу некоторые детали. Что у многих родственники в США, и они оттуда помогают, чем могут. Что машину приобрести, даже имея деньги, трудно. Это мне живо напомнило наши восьмидесятые. Тогда за убитые Жигули приходилось выкладывать денег больше чем за новые. Переплата за новый аппарат была кратной их цене. Запредельной мечтой была Волга. В совхозе, в котором я учительствовал, на ГАЗ-24 ездили двое: директор совхоза и передовик, Герой социалистического труда, знаменитый чабан. Он добился получения талона на Волгу, и потом гордо ездил на ней. Сначала с хутора в город и назад, потом по деревне, когда стал пенсионером. Здесь – на Кубе – тоже есть новые машины. Налог на покупку такой, что напрашивается вопрос: «Фидель! Ты за кого меня принимаешь? Меня в списках Форбс нет!» Катаются, как уже отмечал, на них гости страны. Пока…

Гавана новая и старая
Мы въехали в двухмиллионную Гавану: гид показал нам памятники и объяснил их код. Все просто и понятно, когда знаешь, почему тот или иной деятель на коне, почему конь развернут к морю или от него. И вообще как это средство передвижения стоит: на четырех, на трех или на двух ногах. Не буду разжевывать, любопытные найдут ответы, не любопытным они не нужны.

Нас прокатили по проспекту. Старинные особняки. Скверы и сады. Современные постройки. На первой же остановке мемориал Хосе Марти. Со стен многоэтажных домов смотрят на памятник освободителю Кубы от испанцев освободители Кубы от диктаторов: Че Гевара и генерал… А вот и отказала память. Не могу вспомнить, кто он и фразу его перевести тоже. Магазин, рекомендованный гидом (знакомый ход!). Здесь мы купили ром, а на выходе взгляд упал на колоритнейшего кубинца. Сколько-то монет в ладонь, и он с удовольствием согласился попозировать, теперь в альбоме есть фото на память. Мы пешочком-пешочком по заданному курсу. Отель Флоридита, фотографии Хемингуэя, знаменитый Дайкири… Когда-то в СССР продавали ром Гавана-клуб. Поскольку настоящих ингредиентов не найти, мы с другом его лепили из того, что было. И пили, разумеется. Дрянь получалась та еще! А тут хорошо пошло! Так и не дрянь, опять же.

А вот и копия американского Капитолия. Он был на реставрации. Жаль, не получилось хороших снимков. Шли по улице, я щелкал балконы. Это пунктик. Состояние городских балконов – это прекрасная характеристика всего (города, народа, экономики). В одном из домов их контраст особенно удивил. Один обыкновенный, на другом минидача, полиэтиленовые пакеты сохнут на веревочке. Их постирали. Молодежь не поймет, им надо поинтересоваться у старшего поколения, когда их стирали у нас. А выход на третий заколочен досками. На всякий случай. Он отвалился.

Талоны и весы
Заглянули в магазин для кубинцев. Ну… и тоже узнаваемо. Ассортимент со своим колоритом: ром. Сигары, зубная паста. Впрочем, у нас в начале девяностых было даже вакуумнее. Удивили талоны на сахар. Там в стране – экспортере сахара… Странно. Гид нам рекомендовал в этом магазине не фотографировать. Но руки на автомате «с бедра» щелкнули весы для взвешивания сахара. Теперь, показывая фотографии о поездке на Кубу знакомым, я задаю загадку: «Что это за весы?» Далеко не все узнают в них аппарат для взвешивания новорожденных. Ему лет 70-80. Работает пенсионер!

Зашли на рынок. Много сувениров. Выбор на любой кошелек. И две тарелочки со знаковыми местами кубинской столицы утяжелили наш багаж. В прогулке по старым улочкам встретили усталых акробатов и людей на ходулях. К нам подходили наряженные в старинную одежду кубинки, предлагали сфотографироваться с ними: «Это наша работа!» В конце пути сфотографировались на фоне старой крепости, куда лежал наш путь. Возле этого объекта компания разделилась, основная часть экскурсантов отправилась в кафе – «именновэтомкафедаютнастоящиекубинскиепродуктыиблюда». А мы с женой пошли в крепость. И не пожалели. Несколько отличных фотографий. Тишина. Воздух. А перекусить тоже успели.

Обратный путь всегда короче. Вечером были в отеле. Нашли попутчиков на экскурсию по средневековым городам. День был прожит не зря. Жаль только, что не доехали до дома Хемингуэя.