Уч. обществознание 4 Самоутверждение. часть 1

Юрий Лазин
Самоутверждение и становление человека.

Самоутверждение, - личное человеческое доказательство самому себе и окружающим собственной состоятельности.

Становление личности - личное достижение человеком общепринятых общедоступных и общественно важных ценностей, которые облекают человека ответственностью и наделяют его теми или другими общественно значимыми обязанностями.



В жарких  саваннах Африки живёт знаменитое племя масаев. Это люди очень далёкие от цивилизации и сохранившие свои обычаи в первозданном виде. Одним из таких обычаев является испытание на зрелость. В каждом диком племени, юноша, который хотел, чтобы его считали мужчиной, должен  доказать свою мужскую состоятельность тем способом, который принят в его племени. В племени масаев таким доказательством служит шкура льва убитого самим юношей.

На льва юноша выходит с обычным копьём. Пройдя через такое испытание, юноша приобретает беспрекословный  авторитет. Ещё бы, ведь с такой охоты можно просто не вернуться. Так или иначе, но с каждым годом всё труднее становится масаям доказывать соплеменникам, что в роду мужчины не перевелись. Львы, завидев масаев, предпочитают ретироваться.  Такая вот необычная форма самоутверждения в глазах соплеменников.

 В жизни современного общества всё несколько иначе. Нам приходится самоутверждаться каждый день. И, при этом, начинается всё с малых лет. И в
детском  садике, и в школе дети получают задания, с которыми необходимо справиться. Каждая оценка за задание есть положительный или отрицательный результат детского самоутверждения. Чем больше положительных достижений у ребёнка, тем лучше. Каждое детское достижение способствует становление не просто личности, а достойного члена общества.

А начинается все с обычного самоутверждения. Не нужно убивать льва, это слишком опасно. Да и  львов на всех желающих не набрать, но, зато, сколько всего нужно пройти простому человеку, чтобы найти своё место в жизни и занять его.

В интернете время от времени появляются видеоматериалы об избиении одними подростками других. Материалы жестокие и унизительные для тех, кого избивают. Для чего же их выкладывают?
 1. Чтобы унизить возможного соперника.
 2. Чтобы таким ненормальным образом, за счёт униженного, самоутвердиться в своей небольшой компании.

Показать окружающим, что и «ты чего-то стоишь».
Такое «самоутверждение» никогда не приводит к всеобщему признанию. Наоборот. Все нормальные люди начинают презирать людей, проявивших жестокость к слабому, тем более, если это было сделано группой. Такое самоутверждение можно назвать отрицательным. Тут уж ничего не поделать. Самоутверждение бывает положительным и отрицательным.

Может ли отрицательное самоутверждение привести к становление личности? В нормальном обществе, конечно нет. Но как быть тем людям, которые пошли по пути отрицательного самоутверждение? Ведь они сделали свой отрицательный выбор. У таких людей есть два пути:
1.создать отрицательное общество, где будут узаконены или все, или часть нелицеприятных поступков. Тогда, в этом антиобществе станет возможно становление отрицательной личности. А становление в каком-нибудь обществе необходимо каждому человеку. Вот и создают отрицательные личности свои сообщества. Например, криминальное. Сообщество коррупционеров. Итд.
2. Понять отрицательную сущность каждого из своих поступков, и сделав правильные выводы, заняться становлением собственной личности в нормальном обществе. Начать процесс положительного самоутверждения.

 Мужское становление личности отличается от женского. Если мужчине нужно доказать на деле свою состоятельность, то  женская состоятельность проявляется в рождённых ею детях. Если она родила детей, или, хотя бы, одного ребёнка, то её человеческий статус подтверждён самой жизнью. То есть, в понятии верующих людей - Богом, а в понятии атеистов - природой.
  Иными словами, общественный статус семейной женщины уже подтверждён  её семьёй. Поэтому  любая нормальная женщина сделает всё для сохранения своей семьи. 

 Мужчина  самоутверждается  за счёт своих личных достижений. Создание семьи рождение детей для него тоже является фактором  утверждения личностного статуса, но кроме этого ещё и дополнительной ответственностью и обязательствами, выполнение которых, само по себе, утверждает мужчину как личность и достойного человека в обществе.

  В древней Спарте, молодые парни обязаны были вставать при появлении любого из отцов семейств. При этом, молодым парням разрешалось не вставать перед старшими мужчинами, если они были холостыми и не имели детей. Если это не нравилось старшему, то парень мог ответить: «у тебя же нет сына, который будет вставать передо мной». Причём, такое можно было  высказать даже герою, прославившемуся в битвах. То есть, люди возводившие героизм воина в культ смысла жизни и смерти мужчины, выше этого ставили продолжение рода. Их самоутверждение заключалось не столько в личных военных качествах, сколько в создании семьи и продолжении рода.

   В бою у спартанцев в первых рядах шли отцы семейств. Их гибель уже была логичной и естественной для воинов.  Молодых воинов строили за спинами зрелых бойцов.  В бой они вступали, если все идущие впереди были перебиты. Их сохраняли для того, чтобы они имели возможность создать семьи. Чтобы они могли самоутвердиться не только как воины, но и как отцы. Иначе их ПОСВЯЩЕНИЕ в спартанцы было бы неполным.

 Слова ИНИЦИАЦИЯ и ПОСВЯЩЕНИЕ  были придуманы гораздо позже описываемых событий.  ИНИЦИАЦИЯ и ПОСВЯЩЕНИЕ существуют и до наших дней. Они могут носить другие названия, формы, но по сути остаются тем, чем являются. Например, в советское время было принято всех учащихся принимать в пионеры и комсомольцы. Коммунисты создали две коммунистические организации. Одну для младших детей, другую для подростков. ПРИЁМ в пионерскую организацию имени В.И.Ленина, и  коммунистический союз молодёжи (комсомол), по сути своей был ПОСВЯЩЕНИЕМ в коммунистическую идеологическую деятельность. Вступив в эти организации, дети должны были чувствовать себя причастными к большому делу, которое затеяли коммунисты. Коммунистическое ПОСВЯЩЕНИЕ было само по себе становление коммунистической личности. Люди и даже дети старались самоутверждаться в рамках коммунистической идеологии.


 Нельзя считать христианское крещение, или посвящение человека в любую другую религию  ПОСВЯЩЕНИЕМ в вышеописанном смысле слова. ПОСВЯЩЕНИЕ это обряд, который делается для вступления людей в ту, или иную организацию, тайную или явную. Для вступление в сообщество. Верующие люди не создают политических, или коммерческих  организаций, а приобщая человека к вере в Бога, посвящают самого этого человека Богу. Причём происходит это или по желанию родителей посвящаемого человека, или по его собственному желанию. В любом случае, стать верующим человеком только потому, что ты прошёл обряд посвящения Богу не удастся. Для этого нужно обрести понимание своей веры, убеждение в её правильности и многое другое.

 Семья всегда проверяла человека на прочность. И мужчину и женщину. Семья  очень сильный фактор в жизни человека. В семье проверяются на прочность, и каждый член семьи в отдельности, и все вместе. Первые шаги к самоутверждению делаются именно в семье. Как это произойдёт, зависит от родителей. Поддержат они друг друга в этом деле, выиграют. Если нет, начнутся трудности.
    

  Самоутверждение бывает примитивным и интеллектуальным; мягким и жестоким; честным и бесчестным, правильным и извращённым; трудным и лёгким; перед самим собой и перед обществом.   

 В чём выражается  утверждение личности сегодня?
 1. В материальной независимости.
 2. В профессиональной состоятельности.
 3. В научных, профессиональных, спортивных достижениях.
 4. В экстремальных проявлениях собственного я. Вплоть до девиантности.
 5. В самодостаточности и самоуважении.
 6. В само динамике и постоянном развитии.
 7. В постоянстве жизненных ситуаций.
 8. В жизненном разнообразии.
 9. В богатстве. Не путать с достатком.
 10. В душевном спокойствии.
 11. В вере в Бога.

 Этот список можно продолжать очень долго. Мы самоутверждаемся всю жизнь. Нас с детства приучают к тому, чтобы мы ежедневно добивались тех или иных успехов в учёбе, а потом и на службе. К тому, чтобы мы видели результаты и своего труда, и своего  самоутверждения. В каждой семье это происходит по-разному.

 Одни родители заставляют своих детей самоутверждаться, другие просто не мешают им это делать, третьи помогают добиваться наибольших результатов.
 
  В условиях дикого племени все приоритеты обусловлены самой жизнью. Соплеменники небогаты и запасы их скудны. Добычу делят сообща, и всё происходит у всех на виду. Цивилизованное общество богато, умеет хранить и накапливать разнообразные материальные блага. 3% населения способны прокормить всё общество. В диком племени, чтобы прокормиться, должны трудиться все, и при этом жить будут впроголодь. Итак, дикарям не нужно думать о самоутверждении. За них подумала сама жизнь. В цивилизованном обществе над этим нужно думать. Как выразить себя? Как показать всем, что ты чего-то стоишь?   

 - Есть ещё один путь самоутверждения, который нельзя сбрасывать со счетов. Я называю его тупиковым. Это путь, когда человек не может преодолеть свои испытания и в процессе неудач приобретает свои комплексы неполноценности. Он начинает их осознавать, жить с учётом их наличия, а иногда идти на самоубийство, пытаясь избавиться от необходимости бороться с ними. Путь совершенно неперспективный, который порождает алкоголиков, самоубийц и бездельников.
 На этом  пути пропало очень много людей. Первым шагом на этот путь становится  тот, когда ребёнок не смог принять важное для него положительное решение. Или когда он принимает отрицательное решение вместо положительного.  Часто родители принимают решения за детей. Это может иметь очень плохие последствия.
 
 Тем не менее, думаю наступят времена, когда человеческое самоутверждение будет признано, как необходимое явление человеческой жизни и будет охраняться законом, как любое гражданское право. Ничего удивительного в этом нет. Право человека на самоутверждение. Беспокоит только одно: если нынешние гражданские права существуют на бумаге только затем, чтобы их не соблюдать, поможет ли новое право защитить  человеческое самоутверждение?

ИНИЦИАЦИЯ отличается от посвящения тем, что это, как правило, обряд тайный.  Человек вступая в тайное общество знает главное правило. Никто не должен знать, что он стал членом тайной организации.  Где же здесь самоутверждение?

Человек вступивший в тайную организацию осознаёт , что у него появились новые возможности. Никто о них не знает, но ему достаточно осознавать, что он ими располагает. Такой человек самоутверждается в себе и его это устраивает.  Однако такие организации создаются чаще всего не для мирных целей. Это могут быть террористические организации, или любые другие организации творящие беззаконие. Иначе, зачем им скрывать свою деятельность. Те, кто работают законно, наоборот, всячески рекламируют свою деятельность.

Наиболее распространённым видом посвящения является посвящение себя профессии, или какому-нибудь делу.  Каждый человек  выбирает себе специальность и добивается в ней определённых успехов. Но это посвящение, которое совершает почти  каждый человек самостоятельно.  И такие посвящения тоже бывают положительными и отрицательными. В зависимости от того, что собирается делать человек.