Дедушка и внучка

Валентина Телухова
Между ними были особенные отношения. Они дружили. Дедушке было 74 года, а внучке всего шесть. Дедушка был работящим человеком. Он умел все. Он делал деревянных коней, мастерил другие игрушки из дерева, он умел строить, класть печи, он умел  вязать крючком так ловко, что вывязывал детский свитерок за несколько часов, а рукавички росли прямо на глазах. Дедушка ничего не боялся.  Летом он ходил на рассвете пасти корову в окрестностях города, а внучка шла с ним. Сонная, она громко зевала, запиналась за корни деревьев. Дедушка брал её на руки, и Люся засыпала у него на плече.

Одна беда - дедушка был неразговорчивым. Песни петь он не умел и знал всего одну сказку, и то - очень страшную. Про козу-дерезу, которая обманывала всех, и хозяин козы так ей дорожил, что и жену свою наказал, и дочь не пожалел, а потом пошел пасти сам, а коза и его обманула.

- Вот он плакал тогда, - говорила маленькая девочка, - вот он жалел всех. А что дальше было?

Дальше дедушка не знал. Он растерянно говорил, что сказка вся, дальше сказку говорить нельзя.

- Почему? Разве дальше они все не жили?

Внучка смотрела на старого своего седого дедушку снизу вверх сердито и требовательно.

- Не можешь сам сказки рассказывать, - я тебе сказки буду говорить!

Начинался полет детской фантазии. Люся говорила, глаза она открывала широко, и описывала сказочные королевства, где жили летающие принцы и принцессы, где была не жизнь, а вечный праздник.

- Трудиться на земле нужно. Всего-то два умения и нужны. Защищать себя и трудиться, чтобы хлеб добыть. А ты у меня работящей будешь, а вот за себя постоять не можешь. Тебя только ленивый не обидит.

Через год Люся пошла в первый класс. Дедушка провожал её первые дни, но потом доверил ей ходить в школу самостоятельно. Она не возражала.

Школа Люсе страшно не нравилась. В классе были очень злые дети. Они придумали плохую игру. И они играли с Люсей. Они стали её палачами, а ей отвели роль жертвы.

Люся родилась на белый свет больной девочкой. Она долго не могла ходить, ножки её не слушались. Пошла она только на третьем году жизни. Долго ходила, покачиваясь и опираясь на стенки. На большие расстояния ходила только держась за руку дедушки. Только к семи годам она стала ходить уверенно, научилась бегать. Нет, она не была очень толстым ребенком, но была полненькой девочкой. И ей никто не говорил об этом. Её все любили.

А мальчики в её первом классе устраивали на неё засады. До школы было очень далеко. Она выходила из огромного здания школы и оглядывалась по сторонам. Мальчишек не было видно. Она торопливо шла. И вот из-за угла они выскакивали толпой и гнались за ней с дикими воплями: "Из толстой жир трясем!" - кричали они. А она - бежала. Некоторые одноклассники обгоняли её, гнали к высоким деревянным заборам, а когда загоняли в угол, они наваливались на неё всей толпой и прижимали к забору. От страха и давки бедная девочка писалась. Тогда мальчишки отступали, но смеялись дико при  этом. А Люся шла домой. Почему-то ей стыдно было рассказывать про это кому бы то ни было. Она молчала.

Потом ей пришла в голову замечательная мысль: а зачем ходить в школу, где ей так плохо?

Она уходила утром вместе со всеми в школу. А сама пряталась под мостом. Там она рисовала на песочке рисунки, пела песни, закусывала теми бутербродами, которые ей давали с собой в школу. Через неделю ей надоело сидеть под мостом. Люся осталась дома.

- Я больше в школу не пойду, - сказала она дедушке, - я буду тебе помогать.

И она заплакала. И дедушка выслушал её.

- А ты не беги. Посмотришь, что будет.

Утром она пошла в школу. Учительница не заметила ни отсутствия, ни присутствия девочки. В классе было сорок четыре ученика.

После занятий девочка пошла домой. Мальчишки уже поджидали её в засаде. А она не побежала от них. Шла и шла, не обращая ни на кого внимания своего. Мальчишки толкали её в спину, она прыгала вперед от толчка, но не бежала. Потом, когда ей стало больно от их толчков, она просто взяла в руки увесистый камень и пошла на них с перекошенным лицом. Они бросились врассыпную. Больше они в свою жестокую игру с ней не играли. Она не приняла условия их игры. Поломала их.

Дедушка порадовался за неё.

- Вот так, моя хорошая, умей всегда за себя постоять!

Люся выросла, встретила свою любовь, вышла замуж, у ней подрастали прекрасные дети. Она как-то летом возвращалась из дальней командировки. Прямых билетов в город не было. Люся решила лететь в Хабаровск, а из него добираться до Благовещенска поездом.   

В аэропорту Хабаровска она пошла в буфет, чтобы перекусить. Она чувствовала, что кто-то пристально смотрит на неё. Наблюдает за ней издалека. Это был высокий и статный человек в военной форме. Заметив её вопросительный взгляд, он улыбнулся. Это был Миша, её одноклассник. Они не виделись много лет.

Миша подошел к ней. И был между ними такой хороший разговор. Только не нужно было бы Мише напоминать ей о той травле, в которой и он принимал участие. Люся думала, что она навсегда забыла про эту обиду. Но Миша напомнил ей, а она вдруг заплакала.

- До сих пор больно? - спросил тихо Миша.

Люся ничего не сказала. Она замолчала и пошла прочь от своего одноклассника.

- Люся, прости! - крикнул он ей вдогонку.

- Бог простит! - тихо сказала прекрасная молодая женщина.

Она всегда хотела встретить кого-нибудь из обидчиков и спросить их, за что они так с ней обошлись. Вот встретила. И не спросила. Она вдруг вспомнила, что про неё говорили: "Отважная женщина!"

Она вдруг смахнула слезинки с глаз. "Отважная внучка! Спасибо дедушке за бесценный совет!"