Мир удивительных растений - 37

Сергей Одзелашвили
                Мир  удивительных  растений — 37



Мне  давно  хочется  вам  рассказать  об  удивительных  живых  организмах,  выделенных  в  особую  группу,  относящиеся  ни  к  растени­ям,  ни  к  грибам.  И  я  говорю  о  лишайниках.  Потрясающий,  неверо­ятный  мир,  практически  незаметный  человеком,  тем  более  горожа­нином.

На  сегодняшний  день  открыты  двадцать  шесть  тысяч  видов.  И  их  приспособляемость  восхищает.  И  тропики,  и  вершины  гор,  Арк­тическое  побережье  и  Антарктида.  Они  растут  даже  под  снегом.  Это  первопроходцы-пионеры  жизни,  именно  они  создают  перерабатывая  структуру  горных  пород  в  подобие  субстрата,  на  которых  поселяют­ся  мхи  и  печеночницы,  а  те  умирая  перегнивают  и  создают  тонкую  прослойку  почвы,  на  которых  поселяются  уже  высшие  растения.   И  так  тысячелетиями  создавалась  почва,  на   которых  раскинулись  леса  и  степи.

Мальчишкой,  живя  в  Батуми,  сбегая  из  дома  в  горы,  за  по­лученные  двойки  в  школе,  боясь  маминого  гнева,  я  любовался  ли­шайниками  и  мхами,  и  даже  собрал  тогда  неплохую  коллекцию,  увы  её  негде  было  хранить  и  бабушка  весь  мой   «мусор»  выкинула.  Не  подумайте  превратно,  я  был  не  в  обиде.  Мы  втроём  жили  в  комна­те  площадью  десять  метров.  Сами  понимаете  места  практически  не  было.  Но,  я  отвлёкся.
Но  именно  с  тех  детских  лет,  у  меня  трепетное  отношение  к  лишайникам.

И  уже  молодым  человеком,  уехав  на  Крайний  Север,  я  был  поражён  великолепием,  тонкой  пронзительной  красотой  невероят­ного  разнообразия  лишайников. 
Посмотрите  на  фотографию,  перед  вами  шесть  видов  ли­шайников,  о,  я  ограничен  рамками  миниатюры,  и  не  могу  показать  все  великолепие  лишайников.

Но  будете  загородом,  присмотритесь  к  валунам,  скалам,  бу­лыжникам.  Они  есть  и  на  почве,  но  там  их  трудно  увидеть  среди  травы  и  мхов.  Растут  они  на  коре  и  даже  образуют  длинные  боро­ды,  свисая  с  ветвей,  делая  такой  лес  загадочным,  колдовским.
Раздел  науки  изучающие  лишайники  называется -   лихеноло­гия.  И  так,  что  такое  лишайники?

Лишайники - это  симбиоз  двух  Царств,  Царства  растений  и  Царства  грибов.   Как  видите  грибы  не  относятся  к  растениям,  но  и  не  к  Царству  животных.  На  сегодняшний  день  существуют  шесть  Царств.  Но  не  буду  утомлять  систематикой.
И  так,  перед  нами  симбиоз  гриба  и  водоросли.  Тут  есть  свои  градации,  но  это  пусть  останется  для  лихенологов  изучающие  их.  Знаете  ли  вы,  что  половина  кислорода  на  Земле  вырабатывает­ся  не  высшими  растениями,  а  водорослями. 

Именно  водоросли  со­здают  органическую  биомассу,  им  для  этого  нужна  вода  и  свет,  а  вот  грибы  получают  воду  из  окружающего  пространства  и  субстрата  в  котором  находятся  тонкие  нити  грибницы -  ризоиды.  Итак,  водо­рослям,  грибами  поставляется  вода  и  минеральные  соли,  а  грибам  достается  органика  при  помощи  фотосинтеза   вырабатываемая  водо­рослями.  Вот  такая  вот  дружба.
Но  вот  интересный  факт,  грибы  входящие  в  симбиоз  с  во­дорослями  свободно  не  живут,  а  вот  водоросли  вполне  существуют  самостоятельно. 

Лишайники  многолетние  организмы,  считается,  что  они  могут  жить  до  нескольких  сотен  лет.  Сами  лишайники  производят  слож­ные  полисахариды,   красители.  Некоторые  неприятны  на  вкус  и  запах,  а  есть,  которые  имеют  тонкий  аромат  и  даже  используются  в  парфюмерии. И  из  них  вырабатываются  довольно  стойкие  красители.  Некоторые  виды  лишайников  у  китайцев  и  японцев  употребляются  в  пищу  и  считаются  деликатесами.  Я  уже  не  говорю  про  северного  оленя,  основная  пища  которого,  составляет  кустистый  лишайник,  всем  из­вестный  ягель.

А  во  время  войны,  при  нехватке  перевязочного  материала,  раненым  бойцам  накладывался  вместо  ваты,  именно  ягель.  Кстати  он  хороший  антисептик.  И  я  на  своём  опыте  использовал  его  для  этих  целей.
Я  уже  рассказывал,  о  своём  знакомстве  с  известным  охот­ником-рыболовом,  живущим  в  устье  Енисея,  на  отдалённой  факто­рии.  Он  привозил  своей  жене  камни  и  даже  валуны,  с  берега  Ени­сея,  покрытые  лишайниками,  даря  их  ей.  И  она  их  поэтично  назы­вала  розами  Севера.  Я  тогда  был  глубоко  впечатлён  такой  изыс­канностью  души  охотника.

Мне  очень  хотелось  передать  вам  эту  красоту.
Одна  из  читательниц  упрекнула  моей  чрезмерной  любви  к  тропическим  экзотам.  И  моя  миниатюра  не  реабилитация,  а  искрен­няя  любовь  столь  скупой,  но  поразительной  красоте  лишайников.
В  предыдущей  миниатюре  -  Красота — я  говорил,  о  красоте  разной  и  лишайники,  именно  из  той  красоты,  которая  так  не  оче­видна,  но  присмотревшись,  сердце  замирает  от  этой  щемящей  кра­соты.



10  января  2016