Полезный совет

Дина Максимова
 Я всегда знала, что попасть на любую, даже самую дорогую конюшню можно через дырку в заборе. А конюшня здесь хорошая. Сосредоточенно галопирует по открытой площадке вороной в отметинах.

- Тракен, наверно. – обращаюсь я к Вике. – Ты посмотри, какая посадка! И вообще посмотри: мужчина на коне! Это мы удачно зашли! – я нервничаю и начинаю шутить. Сейчас нужно будет поговорить с кем-нибудь незнакомым о лошадях и о том, что мы тут делаем. Это волнительно.

Мимо нас чеканит неровные шаги высокий рыжий конь. В седле аккуратно сидит хрупкая девушка. Я внимательно слежу за движениями. Я вообще люблю рыжих. А этот просто красавец. По крайней мере, я в этом уверена. Но девушка скрывается от нас в крытом манеже.

- Пойдем, поищем кого-нибудь. Предлагает Вика.

Приветливый охранник сразу отправил нас к тренеру. Серьезная, обстоятельная женщина «расколола»  меня первым же вопросом и с грустью и разочарованием человека, обреченного переучивать, заметила:

- А, так вы ездили уже? И сколько лет?

- Я лет пять ездила только на своей лошади, так что можно представить, какой у меня букет проблем.

- А так у вас и лошадь есть? А что вы хотите? Конкур? Выездку? Какая у вас цель?
Вопросы мне, конечно нравятся. Заставляют думать конкретно, но думаю я все равно только так, как умею.

- Знаете, - с романтичным видом начинаю я, - какой из меня спортсмен: поздно уже. И… я люблю ездить, но лошадей я люблю больше. Мне бы хотелось ездить аккуратнее и причинять лошади меньше дискомфорта.

- Нет, вы все не правильно думаете, - расстроено начинает наша собеседница.

- Вот видишь. Носитесь со своими лошадьми, - добавляет Вика.

- С лошадью надо точно знать, что ты хочешь. Даже записать это: прямо по пунктам: так понятнее куда двигаться. А то купят лошадь…

Тут, словно вспомнив что-то важное, тренер прерывает разговор.

Как раз в это время из манежа выезжает девушка на играющем рыжем коне.
- Что совсем никак?

Девушка смущенно и расстроено кивает. Рыжий с трудом сдерживается, глядя на галопирующего по площадке нарядного вороного.

- Подожди, он отшагает.

Но всадник на нарядном коне уже движется к нам. Девушка с видимым облегчением спрыгивает с рыжего.

- Ну да, или так.

Сосредоточенно прислушиваясь к поводу вороной останавливается, аккуратно расставив ноги. Всадник треплет коня по шее и спешивается.

- Это какая порода?

- Тракен. – отвечают мне.

- А я угадала! – я едва не дергаю Вику за рукав, подпрыгивая на месте от радости, - А этот гановер?

- Да. Наглый рыжий гановер.

- Молодой. – сообщаю я в пространство, не отрывая взгляд от пляшущего под новым всадником коня.

- Пять лет.

- А от чего он наглый такой?

Почувствовав силу и уверенность нового человека оказавшегося в седле, конь расцвел и закрутился на месте в нетерпеливом порыве к движению. Но всадник, видимо, давая девушке возможность отъехать, не пускает коня с места.

- Ничего пять лет не делал. Привык. – отвечает наша собеседница. - Может хлыст тебе дать? – обращается она к мужние, сидящему в седле.

Он отрицательно качает головой.

Действительно: хлыст тут не поможет. Почуяв на себе сильного всадника, конь азартно крутится и не в силах захватить горизонтальное пространство, уже начинает привставать на дыбы. Мне кажется, что он готов нас растоптать. Но даже это сейчас совсем неважно и несущественно. Я сосредоточенно высматриваю, чем же держит коня всадник? Спокойные свободные руки. Расслабленная глубокая посадка. Мягкий повод. Без напряжения, без волнения, без лишних движений. Наглый рыжий гановер выехал на плац и пошел галопом направо.

- Так о чем это я говорила? А о том, что все надо записывать. Да и на любой конюшне вам будут пытаться продать лошадь.

- Те, кто не записывал, что хочет. – пробую сострить я. Хотя, шутки неуместны. Сложно себе представить, с каким количеством необдуманно купленных лошадей приходится сталкиваться профессионалам. А они ведь живые…

- Лошадь надо покупать как туфли.

- Вот видишь, - начинает Вика.

- Вы как туфли покупаете?

- Я? Как Шарик из Простоквашино: всегда хочу удобные, а покупаю красивые.
 
«И с лошадьми так?» - неожиданно доходит до меня грустная правда.

- Когда покупаете лошадь, надо сначала написать, что вы хотите. Потом найти лошадь, которая это умеет. Потом попробовать, можете ли вы это на ней сделать. Только потом можно купить.

- А лучше не купить. – заключаю я, внимательно глядя как аккуратно идет рыжий конь.

Они уже успели поменять направление, и в повороте у конюшни конь вылетел с набитого круга, захватив больше пространства. Всадник простил. Даже, скорее, не обратил внимание. Прыгнул небольшое препятствие в дальнем конце площадки. Прошел еще круг, еще препятствие. Ровно, спокойно и аккуратно. «И зачем ему хлыст? - думаю я, - такие кони понимают чувства и мысли всадника и управляются не уточнением и усилением команд, а умением владеть собой, умением сдержать собственную силу.