Вий - гражданин Украины

Алессандро Де Филиппо



Плохой сон, военный…бессмысленный…гражданская война...партизаны, погони, перестрелки, кто за нас, а кто против – не поймёшь. Лиц не видно, действие происходит ночью, на окраине хутора, убегаем, стреляем в преследователей, а я даже гранату кидаю и вижу (ночью!), как она взрывается (но, без пламени) под ногами у вражьего командира и того подбрасывает в воздух, а потом он, как в замедленном кино, красиво падает на землю…А я вдруг узнаю в нём школьного друга и недоумеваю: а за что мы воюем? Против кого? За какие такие высокие идеи?

Бросаю маленький автомат «Узи» и решительно ухожу с позиций. Мне вслед кричат: «Стой! Куда! Вернись!» и начинают стрелять…Пули свистят справа и слева, над головой, ни одна не задевает меня…Никудышние стрелки, туды их…

Ладно, думаю, хрен с вами…Возвращаюсь, подбираю «Узи» и подсумок с магазинами – лучше я продам оружие, хоть на жратву выручу немного…Вот такой я прагматичный…

Опять ухожу с боевых позиций – не стреляют и не орут, заткнулись – я ведь и ответить могу…

Такова жизнь: уходишь с войны – не забудь прихватить оружие – пригодится. Сейчас везде война…С одной войны уходишь, на другую приходишь…

Иду по шляху, широкой украинской степью…По-прежнему темно, только луна слегка подсвечивает…За мной кто-то идёт – медленно, равномерно и неотвратимо топая тяжёлыми ступнями…Ускоряю шаг, и никак не могу оторваться – эта приземистая, широкая, как пень фигура, настигает меня…

Прячусь в придорожную яму, выглядываю, и вот оно, чудище лохматое, бесформенное выходит из-за скалы (и откуда скала взялась в широкой украинской степи?)…останавливается в пяти метрах от ямы и начинает принюхиваться, ноздрями шевелит…Оно меня не видит, а я его вижу. А такое страшилище – не дай бог приснится кому-то…Вот мне и приснилось…за грехи мои, наверное…

Стоит, запах человеческий ловит, медленно поворачивается всем корпусом, и слышно, как оно тяжко и редко дышит, со свистом…Запыхалось чудище поганое, отдыхает и вынюхивает…

Дошло до меня наконец-то – это же Вий из повести Гоголя, ну тот самый страшила, что просил упырей поднять ему веки.

А этот, гоголевский герой, и в самом деле вспомнил, что ему надо по сценарию говорить, и хриплым тягучим голосом изрекает:
    – Поднимите мне веки!

В кино это, помнится, Хоме-философу было страшно, а вот мне во сне совсем не страшно, и даже весело стало. Спрашиваю у него со всей моей деликатностью:
    – А вы, гражданин Вий, собственно говоря, к кому обращаетесь?

Оно помолчало, подумало (неужели оно думать умеет?) и отвечает:
    – К вам…

    – Хорошо. Допустим, я могу вам поднять веки…если больше некому, но зачем вам это надо, гражданин Вий?

    – Я должен вас напугать, – ровным голосом честно проскрипело чудище.

    – Оп-па! Вы должны меня напугать, а я должен вам для этого поднять веки? А вот хрен вам, Вий Страшилыч!

Вспомнил: у Гоголя в повести страшного Вия вызвала синюшная панночка, ожившая в гробу (роль ведьмы исполнила актриса Наталья Варлей), чтобы наказать молодого философа Хому за безответную ведьминскую любовь.

     Женщины, они такие – даже из гроба отомстить могут…Особенно, за отвергнутую любовь. Так я понял главную идею рассказа Гоголя "Вий".

А с чего бы этот пень попёрся за мной? Не сам же он увязался следом, кто-то его вызвал...

     Интересуюсь:

    – Кто вас послал, гражданин Вий?

    – Вас заказали ваши однополчане, – ровно, без всяких осуждающих интонаций, проскрипел пень с опущенными веками.

Так я и знал! Мог бы и сам догадаться…Хороши друзья-однополчане, туды их…Не простили мне моего дезертирства.

    – И что, – спрашиваю, – много ли заплатили?

    – Ничего…Обещали оставить в покое и больше не приставать с заказами…Я совсем трухлявый стал, мне уж за пятьсот лет…Это при Гоголе меня боялись, а теперь…я и сам боюсь…из пулемётов и гранатомётов шмаляют…только щепки летят.

Пожалел я чудище мохнатое – такое беспомощное существо – не поднимут ему веки, так оно же и не увидит, кого тут надо напугать до смерти. Оно ж без работы останется...

Я уже вылез из ямы и стоял перед Вием с израильским автоматом в правой руке и с гранатой-лимонкой в левой…От него несло каким-то гнилостным духом подземелья. Господи, и вот это чучело я боялся, когда читал «Вия» в двенадцать лет! Гоголь мог бы и пострашнее придумать…Хотя, для детей до 12-ти лет сойдёт.

А чудище стоит и ждёт, что я ему веки подниму. Ну, наглая рожа…Хрен тебе в…одно место. У него, пожалуй и места этого нет, куда хрен втыкают…Он же пень древний, наполовину сгнивший…

Стараюсь выражаться вежливо, но надо заканчивать эту историю…И чего это я перед пнём расшаркиваюсь? К чёрту китайские церемонии!

Говорю ему решительно:

    – Вот пусть упыри-заказчики тебе веки поднимают…Дать бы по тебе очередь, пень трухлявый…Небось рассыпешься…

А оно отвечает:
    – Вашу еврейскую пукалку я в гробу видел – не страшно…она для комнатного боя...Боюсь только АК-47, этот разнесёт вдребезги…

Ишь ты, грамотный какой, пень дремучий…Разбирается в оружии…

Надоело мне с чудищем разговоры вести…затянулась наша интеллектуальная беседа…Предложил ему нейтральный сценарий:

    – Давайте так, гражданин Вий…Мы расходимся с миром…Я домой - навоевался, а вы к своим заказчикам – скажите им, что напугали меня до смерти, и остался я в этой вот яме захороненный…Проверять они не придут, ленивые и трусливые…Да они и сами передохнут скоро…

Не дожидаясь ответа чудища на моё предложение, я повернулся и пошагал по шляху, всё той же украинской степью…Домой…Ночью, при полной луне…Люблю ходить по ночным степным дорогам!С автоматом «Узи» и гранатой…С детства мечтал...

Ходить – это хорошо, но куда мне идти? Я ведь живу в России, значит, мне надо двигать…на восток. Компаса у меня нет, а по луне не определишься…Ладно, хрен с ним, буду идти по дороге…подальше от войны и всяких чудищ поганых…

Проснулся дома…в России. Нормально – где лёг, там и проснулся.