Киевские митрополиты- представители русской мысли

Александр Евгеньевич Закатов
Русская церковь являлась митрополией константинопольского патриарха. Первым

ее митрополитом стал Михаил ( ум. в 992) прибывший  из Корсуня вместе с князем

Владимиром. В 992. г. его преемник Леонтий  ум 1008 разделил церковь на епархии

и назначил первых епископов.


Делами своей епархии епископ управлял самостоятельно опираясь на помощь

сборных священников которые составляли постоянно действующий кафедральный

совет. В удельный период, княжеская власть стремится ограничить исключительное

право митрополита при назначении епископов.

Первые митрополиты имели кафедру в Перяславле . В правление Ярослава Мудрого ,

когда был построен Софийский собор, кафедра была перенесена в Киев.

Порядок занятия митрополичьей кафедры : 1 Михаил. 2 Леонтий 3 Иоанн( с 1008)

4 Феопемт ( 1036). 5 Святой Иларион ( с 1051 ).6 Георгий (с 1062 ).7 Святой Иоанн 2 (с

1077.)  8. Иоанн 3( с 1089). 9.Ефрем( с 1089). 10. Николай (с 1097). 11.Никифор с 1104)

12.Никита( с 1122) .13 Михаил( с 1130.) 14 Климент Смолятич (с 1147). 15.Константин

с 1156 ).16.Феодор (с 1161 ).17 Иоанн 4 (с 1164 ).18 Константин 2 (с 1167 ).19 Никифор.(с 1182)

 .20 Матвей( с 1201). 21 Кирилл (с 1224). 22 Иосиф( с 1237).



Важнейшая роль в развитии русской общественной мысли принадлежит Илариону ,

Никифору Греку  и Клименту  Смолятичу. Первый был сподвижник Ярослава Мудрого,

другой Владимира Мономаха , а третий -Изяслава Мстиславовича .

Иларион был избран без санкции патриарха в надежде добиться независимости

русской церкви от Византии. Но после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Русь

была вынуждена принять очередного ставленника  патриарха.

До нас дошло только одно сочинение Илариона-" Слово о законе и благодати ",

посвященное возвеличиванию Руси и ее богоизбранных каганов .

Произведение состоит из трех частей :" 1  о законе Моисеом даннем ему и о

благодати и истине... 2... похвала кагану нашему Владимиру от него же крещени

былом.  3... и молитва к Богу от всея земли нашея ."

Основное положение Слова - превосходство Нового завета над Ветхим и

христианства над иудейством.  Вопреки византийской патристике ,трактовавшей

благодать как исполнение закона , Иларион их полностью противопоставляет .

Он считал ветхозаветный закон лишь национальной и правовой нормой ,которая

противостоит евангельской истине -спасательнице человечества. Благодать для

Илариона  синоним истины ,закон же -лишь ее подобие. Благодать упраздняет закон

и отменяет рабство. Ветхий завет сменяется Новым, рабство- свободой.

В этом смысл истории человечества. Взгляды Илариона противоречили церковной

идеологии ,но соответствовали моральным принципам раннего христианства.

Никифор Грек возглавлял русскую церковь в 1104 1120 годах.  Именно от него

исходила инициатива приглашения на великокняжеский стол Владимира Мономаха .

Никифор выступал за гармонию светской и духовной власти.Его Послание к

Владимиру Мономаху содержит призыв к доброму миру и терпеливому  познанию души

Климент Смолятич - второй митрополит из русских на Киевской кафедре. Поставлен

был собором без согласия патриарха.

В" Послании пресвитеру Фоме " Климент отстаивает необходимость философии для

осмысления Священного Писания.  Климент продолжает решение проблемы

богообразности человека ставшей ключевой для древнерусской мысли. Опыт

изучения духовной культуры средневековой Руси возможно будет полезен при

решении острейших современных проблем.