Скрипач

Лидия Калашникова
Я увидела его в одном из московских переходов. Там по случайности можно встретить много кого, не раз земляков встречала волей случая. А тут потянули к себе звуки скрипки, которую полюбила еще в детстве. Невольно остановилась и постояла среди людей, которых, как и меня, позвала к себе музыка. Репертуар музыканта оказался разнообразным, да и играл он, можно сказать, виртуозно, а потому уходить не хотелось. Интересно было: «А что еще?». Кто-то, как и я, заворожено слушал, хотя долго стоять было неудобно, кто-то торопился и, положив свою поощрительную сумму в футляр скрипки, лежащий у ног музыканта, спешил дальше.
Невольно разглядывала скрипача. Ему было около сорока; типично мужское лицо с легкой и ныне модной «небритостью»; средний рост и комплекция. Светлые глаза горели, поглощенные музыкой. Обычные синие джинсы и свободный пуловер, кожаный пиджак расстегнут, на голове шляпа, прикрывающая стриженую «под ноль» голову дополняли этот образ. Вот, казалось бы, все, но окружающий его мир музыки, вызывал любопытство. Хотелось понять: почему именно здесь, в переходе, где спешащие мимо люди зачастую мало интересуются музыкой?
- Коли стоят, играют, поют, значит, в этом есть смысл, - не раз думала я о музыкантах, которых видела на улицах.
Иногда, видя уличных музыкантов и певцов, я проходила мимо, иногда задерживалась, но не надолго и редко, ведь обычно мы куда-то спешим. Так же и свою премию отдавала кому-то, если очень хотелось помочь или поощрить, как этого скрипача. Я не раз встречала талантливых музыкантов с приятными голосами, предлагающим прохожим музыку, а мы мимо… мимо… мимо…
- А ведь это их подарок нам, - подумалось мне как-то, - и нет ничего случайного в мире.
Вспомнилось, как папа купил в подарок скрипку. Это было так неожиданно, ведь в семье не было музыкантов, никто не учился в музыкальной школе и не мечтал особо там учиться. Скрипку мы сдали в комиссионный магазин, а купили вместо нее столовый сервиз с супницей. Остатки сервиза есть и сейчас, но, глядя на них, все равно вспоминаешь скрипку! Супница в шкафу – это музыкальная память, память сердца о музыке столь возвышенной, на какую способна только скрипка. Ведь не случайно многие народы любят именно скрипку и другие инструменты этой формы. Интересно, что форма скрипки повторяется в гитаре, виолончели, контрабасе напоминает фигуру женщины, а звучание каждого из них будят в душе какие-то особые чувства.
Так вот обычный уличный музыкант разбудил мою память, мысли, чувства, на которые у нас так часто не хватает времени в нашем вечно куда-то спешащем мире. Мысли вновь и вновь возвращаются к скрипачу.
- Далеко не все музыканты имеют приличные доходы, даже музыканты имеющие постоянную работу, умеющие работать в команде, в оркестре или ансамбле. Но даже они выходят порой на улицу, - размышляла я, - чаще на улице мы видим студентов, но иногда и тех, чья душа так нуждается в самовыражении, выплескивается на улицу, к нам, жителям Земли.
- А он? Что привело его на улицу? Может быть, желание поиграть с жизнью, полной неожиданности?
Жизнь сводила меня порой с музыкантами. У старой знакомой сын был музыкант-скрипач, но я близко его не знала. Однажды его пригласили на корпоратив, вот так, услышав на улице Киева. Он охотно принял приглашение, как возможность хорошо заработать. Там он встретил ее, женщину, которая перевернула его жизнь. Она была раскованной, яркой, как многие украинки, вызывала желание и мечты, но была она бизнес-вумен, прагматична, расчетлива, иначе как вести бизнес. Кто он для нее? Скорее игрушка, которой можно попользоваться какое-то время. Его восхищенные глаза, смотрящие на нее, будили интерес и навевали романтические грезы, обычно свойственные женщинам. Всерьез она его не воспринимала, ведь он – человек с улицы, явно ниже е по статусу. Иначе воспринимать его она не могла, да и не хотела. Однако почему бы и не включиться в игру, которая могла поразвлечь, позабавить? Опять же приятно ощущать себя любимой, окутанной его нежными и восхищенными взглядами. Наверное, это приятно каждой женщине…
Она ответила на его чувства, зная, что это временно, всего лишь приключение, ведь скоро он уедет к себе в Сибирь, о которой мало что знала. Да и она сама подумывала уехать жить в Израиль, где уже жили ее родственники.
Игра затянулась. Даже уехав, он постоянно звонил ей, писал нежные СМСки, да и ее отъезд задерживался не только из-за бизнеса на Украине, но и из-за разных формальностей. Опять наступали теплые деньки. Он собирался приехать в Киев, к ней, на свои, казавшиеся ей странными, заработки музыканта на европейских улицах, только теперь он должен приехать на автомобиле. На что он наделся. Чего ждал? И ведь даже с женой развелся. Правда, это неудивительно при его полугодовых отъездах из дому. А тут еще и любовь.
Его скрипка пела, как никогда, ведь в ней теперь звучала не просто его душа, а любовь, надежда, вера, мечта. Пройти мимо, не зацепившись за эти звуки скрипки, было невозможно, отзывается собственная душа и души окружающих, способные слышать в этих звуках свое возвышенное и его душу, пылкую, страстную, нежную. Слышала ли она то же самое, та, что зажгла его душу? Как знать?
Обо всем этом я узнала от матери Скрипача. А может это всего лишь схожие истории? Такое тоже случается в нашей жизни. Что его ждет, - размышляли мы с ней по-матерински, - способна ли та украинка любить его, мысли и желания которой так тесно связаны с деньгами и все события жизни мерились ими… Мне было его жаль, однако он – уже вполне взрослый, чтобы осмысливать все сам. От его матери я узнала, что он всех родных и друзей стал сторониться, не хотел слышать их суждений о ней и об их отношениях. Может быть, его сомнения и их слова были схожи и тем болезненны для него? Как знать, как знать…
Немного знала его друга, скрипача, который делал успешную карьеру, уехав в Москву. Он будто бы звал его для совместной работы. Прекрасный бы получился скрипичный дуэт, рожденный общим для них педагогом, породившим много интересных музыкантов-скрипачей, ведь к нему ученики порой из других городов приезжали. Не согласился на это предложение наш Скрипач. Наверное, его украинская любовь связала так? А может просто ищет свою стезю? Возраст у него такой… возраст исканий.
Скрипка… Как много она порой говорит о нас, значит в наших судьбах!
Время от времени вспоминаю книгу из школьной программы «Слепой музыкант» Короленко… Когда-то она поразила меня именно любовной историей музыканта.
Многое переплетено в Книге судеб, но каждая петелька в этом вязании не случайна. Нет ничего случайного в этом мире.