Сами себе господа

Ангелина Кныш
В Евангелии много говорится о том, что терпение скорбей – это путь в Царство Небесное. Страдающий плотью перестает грешить (1Петр.4:1), блаженны плачущие, алчущие и т.д. (Мф.5:4,6), ударившему тебя по щеке подставь и другую (Лк.6:29) и т.д.

Суть в том, что именно в беде человек чаще всего всеми своими помыслами обращается к Богу, привыкает считать Его своим Спасителем и Вершителем своей судьбы. Поэтому систематическое претерпевание каких-то тягот и лишений – это сохранение в себе ПОСТОЯННОЙ ПАМЯТИ О ГОСПОДЕ, заслон от непрестанных бесовских попыток отвлечь человека от Бога и погубить его.

Врачевство Божие душ людских осуществляется чудесным образом незаметно и волнообразно – человек в своей беде периодически получает какую-то помощь (часто просто невероятную!), с радостью благодарит Господа, затем опять его настигает какая-то скорбь, и если он не ожесточается и сокрушенно в молитвах начинает каяться и просить о помощи, то непременно получает облегчение (пусть порой и не сразу!). Постепенно человек понимает, что такая система – наш земной удел, закон духовной жизни, и лишь претерпевший все до конца, спасется (Мф.24:13).

Кроме того, полная трудов и лишений земная жизнь Христа, закончившаяся смертью с последующим воскресением – это образец для нас и тот путь, которым нам придется идти, хотим мы того или нет. «Раб не больше господина своего» (Ин.13:16).
 
Однако мы упорно не желаем  этого признавать, бросая тем самым вызов Богу: пусть Он себе страдал, если посчитал необходимым, а вот мы превзойдем своего Господина и страдать не будем! Человек создан для счастья и безболезненной жизни на земле, комфорта и благоденствия! От жизни нужно брать все, вперед – в марафонский забег за земными эталонами этого счастья!

К чему это приводит, хорошо видно из истории разных стран и империй, которые предавались всяким греховным излишествам, забывали о Боге, и в итоге погибали или вырождались. Особенно наглядно это сейчас демонстрируют ЕС и США, ударившиеся в своей пресыщенности в содомские грехи (они нашли распространение и в их церковной среде).

Однако и на нашей православной стороне все далеко не радужно. Мы ведь сплошь великие, и невдомек нам, что такая позиция напрочь отрезает путь к спасению. А еще мы не только чрезмерно сребролюбивые, но и коррумпированные, что негативно отражается не только на мирской, но и на религиозной жизни общества.
 
Почему апостолы после смерти Иуды полагались на волю Божью и бросали жребий о том, кто будет следующим апостолом и так же избирали патриарха Тихона в начале прошлого века, а теперь все происходит исходя из политической целесообразности? Все ведь прекрасно понимают, что за этим стоит – к почитанию широкими народными массами попросту не допустят какого-нибудь глубоко верующего новоявленного Иоанна Кронштадтского.  Пример тому – вынужденный отъезд из Украины из-за преследований по политическим мотивам яркого самородка от богословия, протоиерея Андрея Ткачева (чувствуется, что горит верой человек, наизусть цитирует Старый, Новый Заветы и Псалтырь, приводит в своих выступлениях множество полезной информации).
 
А еще нашим священникам ставят условие: рукополагают после окончания духовного учебного заведения лишь женатых (не нравится – иди в монахи!). И вот читает тот же Ткачев лекцию о первом послании апостола Павла к коринфянам и вслед за профессором Осиповым твердит, что преодолеть тягу к исполнению супружеских обязанностей человеку невозможно.

Возможно, еще и как возможно, а пастырям  просто желательно! Наверняка из подобных самородков, посвятивших весь жар своей души на угождение Богу, а не жены, как советует апостол Павел (1Кор.7:34), вырос бы не один яркий подвижник, а то и святой!
 
А пока голова у многих пастырей в сложившейся системе занята совсем другим (дома ведь ждет жена и шестеро детей!), они озабочены лишь тем, чтобы поскорее кое-как отбыть свои обязанности – умудряются даже свечи не зажигать при вызове на дом при соборовании больных…