Пуля-дура, штык-молодец!

Петрович 8
Из руководства по боевой подготовке войск «Суздальское учреждение», написанного (1796) полководцем Александром Васильевичем Суворовым (1730—1800) и опубликованного (1806) под названием «Наука побеждать».
В оригинале: «Береги пулю на три дня, и иногда и на целую кампанию, как негде взять. Стреляй редко, да метко; штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля — дура, штык — молодец.»
Эта же мысль А. В. Суворова встречается в другом его афоризме: «Штыком может один человек заколоть троих, где и четверых, а сотня пуль летит на воздух.» (Заветы Суворова. М., 1943).
В настоящее время, в новых условиях ведения войны, эти слова употребляются иронически, как фраза-символ вредного консерватизма, шапкозакидательства, пренебрежения современными военными технологиями.
Великий русский полководец Александр Суворов, описывая пехотную тактику того времени, указывал: сделать залп и штыковой атакой добить всех, кого не достал ружейный огонь! Эта фраза отражала одну из важнейших тактических задач боя - скорейший переход в рукопашную, где русские воины всегда имели преимущество.
Афоризм, приписываемый Суворову «пуля дура, штык молодец», некоторые военные историки ставят под сомнение… Разве мог так сказать полководец, который, будучи командиром полка, проводил занятия с солдатами по скорострельности, доводя её до автоматизма. На самом деле Суворов говорил и писал следующее «и пуля не дура, и штык молодец».
Не обошёл своим вниманием штык и Маршал Климент Ефремович Ворошилов. Когда он увидел на опытном образце карабина Симонова СКС-45 несъёмный игольчатый штык, чернёный для маскировки, то дал указание переделать его на ножевидный, с плоским блестящим лезвием… Мотивируя это тем, что идущие в штыковую атаку красноармейцы блистая штыками будут устрашать противника и сеять в его рядах панику… Не знаю уж как Климент Ефремович,… но штык, он всё равно – молодец!