Страсбург - Москва. Маршал и генералиссимус

Борис Готман
   С осмотром старинного  Страсбурга, расположенного на границе Франции и Германии, нашей группе не повезло.
    
   Никто не упомянул об одном из интереснейших памятников мировой фортификации,  именуемом  "дамба Вобана" (Barrage Vauban).
      
   Местного экскурсовода у нас не было, радиогид на теплоходе практически не работал, а наш руководитель  тоже ни слова не сказал ни о Вобане, ни о его детище.

   А между тем история этого оборонительного сооружения  весьма интересна и, возможно, именно ей мы в значительной мере должны быть обязаны первой победой Красной Армии в Великой Отечественной войне – победой под Москвой.
   
   Но обо всём по порядку.
   
   Поскольку речь пойдёт о фортификации, начнём,  как принято в армии, с ориентирования на местности.

   На коллаже видны фрагменты оборонительных сооружений, построенных рядом с германской границей на реке Иль в конце XVII века по проекту выдающегося военного инженера,  маршала Франции Себастьяна Ле Претр, маркиза де Вобана (Sеbastien Le Prestre, marquis de Vauban).

   В среднем ряду фотографий на иллюстрации я поместил снимок туристической карты-схемы Страсбурга,  установленной рядом с пристанью прогулочных теплоходов.
   
   На этой карте я обвёл белым "мелком" интересующее нас в этом репортаже место.
   
   Интересно, что даже на этой французской карте над плотиной Вобана стоит надпись – "Терраса панорамы", а не её историческое название.
      
   Выше и ниже карты размещены фотографии некоторых из защитных сооружений.
   
   На снимке вверху видна центральная часть плотины, которую теперь и называют  "дамба Вобана" (Barrage Vauban), хотя она является только одним из компонентов огромного гидротехнического сооружения, построенного по проекту маршала.
   
   В нижней строке фотографий – несколько пролётов так называемых "крытых мостов" и две из четырёх сохранившихся сторожевых башен.
   
   Кровлю с мостов давно убрали, а над башнями, наоборот, сделали.
   
   Зачем над мостами нужна была кровля, можно прочесть в моей заметке о деревянном мосте в швейцарской Люцерне, где эта кровля сохранилась до настоящего времени.
    
   Фото мостов и башен сделаны с теплохода, а снимки дамбы – с уширения одного из этих мостов около сторожевой башни.
      
   Главной фишкой оборонительной системы Страсбурга была хитроумная система дамб и шлюзов на реке Иль,  с помощью которой можно было очень быстро перекрыть сток этого притока могучего Рейна и затопить подступы к городу вместе с неприятельской армией.
      
   Посмотрите на верхний снимок. Это невиданное до момента его строительства сооружение представляет собой мощный мост,  арки которого оборудованы специальными щитами, называемыми шиберами, которые могут почти мгновенно перекрыть русло реки.
   
   Как я уже сказал, мы смотрим на эту плотину с "крытого моста", ниже по течению по отношению к ней.
    
   А выше по течению Иль были построены ещё несколько плотин, которые всё время поддерживали дополнительный резервный уровень воды.
    
   И если одновременно с перекрытием "дамбы Вобана" открыть шиберы водосбросов на тех "дальних" плотинах, эффект получится убийственный для неприятеля.
    
   Ещё раз взгляните на верхний снимок. Видите, одна арка гораздо больше остальных. На самом деле, там три такие большие арки – их размеры были увеличены из-за того, что в паводки даже с открытыми шиберами эта дамба была причиной непомерного разлива Иля.

   На коллаже есть ещё несколько фотографий. На них вроде бы обычные жилые дома, стоящие над водой. Стоят они тоже на дамбах, видны водопропускные туннели под ними.

   Двухэтажное здание над дамбой Вобана служит сегодня музеем и выставочной галереей, а его крыша, сделанная в виде террасы, является лучшей смотровой площадкой, с которой отлично видны и "крытые мосты", и "малая Франция" вокруг них.
   
   Сооружения маршала Вобана стали частью построенной после первой мировой войны так называемой "линией Мажино", которая должна была надёжно защитить Францию от германских посягательств.

   Эти заграждения были действительно неприступны, поэтому гитлеровцы их просто обошли через Бельгию…

   А вот генералы Красной Армии хорошо знали о маршале Вобане и его фортификационных сооружениях – на протяжении веков французская военно-инженерная школа считалась лучшей в мире.

   Не могу утверждать, что при строительстве Канала имени Москвы специально была предусмотрена возможность экстренного сброса воды из водохранилищ, но обычно у таких грандиозных сооружений предусматривается двойное назначение.
 
   Тем более после Гражданской войны, когда Москва чуть не была взята наступавшими с юга армиями Деникина.

   Когда говорят о победе под Москвой, часто упоминают, что Красной Армии помог "генерал Мороз".

   На самом деле этот "генерал Мороз" чуть было не стал причиной победы немцев и захвата ими столицы!
   
   На сайте STRANA.RU опубликована беседа  с бывшим сотрудником  канала им. Москвы, гидроинженером  и историком-любителем Валентином  Сергеевичем  Барковским.
 
   По его словам,  в ноябре «генерал Мороз» играл на руку немцам.
 
   Реки, озера, водохранилища покрылись льдом. Достаточно прочным,  чтобы выдержать тяжелую технику.
      
   Вода перестала быть преградой. Она превратилась в гладкую дорогу.
      
   Группа армий «Центр» двигалась на Москву от уже захваченной Твери (тогда — Калинин). Линия фронта на северо-западе от столицы неустойчива,  канал Москва-Волга и Иваньковское водохранилище,  известное как Московское море, скованы льдом.
       
   Для немецких дивизий доступ к Москве практически открыт.
       
   Сталин потребовал срочно взломать лед на Иваньковском водохранилище.
    
   Гидротехники открыли водосброс  этого водохранилища, и после того, как уровень воды подо льдом упал на два метра, лёд  начал ломаться, и часть немецкой техники ушла на дно.
    
   Были открыты водосбросы всех водохранилищ, волна высотой в несколько метров прошла по огромной территории фронтом от 50 до 60 километров!
   
   Операция была совершенно секретной, поэтому население  затопляемых деревень предупреждено не было… Подробности можно прочесть в интернете.
   
   В правом нижнем углу иллюстрации помещена фотография памятника заключённым, погибшим при строительстве канала имени Москвы (тогда – имени Сталина).

   Простой крест. Сколько именно заключённых – "каналоармейцев" погибли, неизвестно.

   Называют цифры от  нескольких сот тысяч до миллиона семисот тысяч.
 
   Ни времени, ни сил хоронить их не было. Так и оставались вдоль канала…

   Памятник был поставлен на въезде в город Дмитров 17 июля 1997 года к шестидесятилетию канала.

   Фотографию я взял из интернета. Автор её предоставил такое право при условии упоминания его имени.
   
   Вот его имя  - Alt07. И всё! Говорит о многом!