Универсальная теория искусства Нового времени

("Несерьёзное искусствоведение")

Иллюстрация: Якопо Тинторето "Спасение Арсинои" 1556. Картинная галерея, Дрезден.

Я придумала новую теорию классификации художников. Универсальную!!!! Ключ к пониманию мне дал Владимир Фоканов**:

ДНЕВНИК ЭСТЕТА
МУЖСКАЯ ЧУВСТВЕННОСТЬ В ДВУХ СЛОВАХ. ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ.
«ЧТОБЫ ОНА БЫЛА ГОЛАЯ И В БЕДЕ, А Я БЫ СПАС, ЖЕРТВУЯ СОБОЙ И ПРОЯВИВ ЧУДЕСА ХРАБРОСТИ, НО НЕ ПОГИБ ДО СМЕРТИ, И ОНА БЫ СТАЛА МОЯ И ОСТАЛАСЬ МОЯ И ГОЛАЯ НАВСЕГДА.»

Так вот. Если посмотреть на историю европейского искусства Нового времени* через призму данного определения, то мне кажется очевидным, что художники делятся на три основных типа (бывают, конечно, пограничные случаи):

Тип первый.
Художники, визуализирующие в разнообразных вариациях все стадии описанной В. Ф. ситуации . Другими словами, изображающие различные эротические фантазии и все, что этим фантазиям сопутствует.

Очень часто в работах таких художников просвечивает некое архетипическое представление о "золотом веке" (то есть , согласно древнегреческой мифологии, о том времени, когда человечество жило в своеобразном раю, не думая о пропитании и предаваясь любовным утехам).
Женщин (да и мужчин) они изображают как некий идеал, мечту, свою и своего времени

Это почти все-все-все художники, какие только есть. (кроме кондовых реалистов)
(Считаю нужным отметить, что это относится и к картинам на религиозные сюжеты)

Тип второй.
Художники, изображающие "действительность" (возникает соблазн написать "объективную действительность", но удержусь). На самом деле, это мир БЕЗ ЭРОТИКИ. Борьба в таком мире если идет, то не ради спасения и завоевания некоей фемины, а исключительно за существование. За социальную справедливость. За жрачку, то есть.

Женщин они изображают такими , как есть, не приукрашивая. То есть женщины у них - труженицы-работницы, а если голые, то не сильно соблазнительные. Если рисуют женщин-«бойцов сексуального фронта», то исключительно с точки зрения: «Что надо сделать, чтобы эти создания стали полезными членами общества?» Если изображают матерей с младенцами, на их картинах это обычно замученные нуждой страдалицы с несчастными чумазыми детьми.

Согласно древнегреческой мифологии, -  железный век.

Таковы художники реалисты

Тип третий.
Художники, изображающие скорее "антифантазии". Эротические антифантазии. Или антиэротические фантазии. С ними – сложнее.
Их нельзя отнести к реалистам, так как от очень уж многих "фундаментальных" сторон бытия эти ребята абстрагируются. Они изображают женщин и интимные стороны жизни таким образом, что многие зрители воспринимают их работы как изображение уродств.
Если посмотреть на них с точки зрения теории З. Фрейда, они совершенно точно находятся под мрачным покровом плаща Танатоса, а не под живительными лучами Эроса.
Это очень интересный тип.
Так как, на мой взгляд, занимаясь изобразительным искусством, они пытаются "структурировать" хаос в собственных душах. Думаю, что в основе их отношения к жизни лежит НЕВЕРИЕ в возможность описанной В. Ф. ситуации или , что вероятнее, УТРАТА такой веры.

Это некоторые постимпрессионисты, экспрессионисты, некоторые художники религиозного толка, модернисты и постмодернисты.

Но в чистом виде это все редко встречается. Разные художники в разное время переходят из категории в категорию, с возрастом, изменением жизненных обстоятельств, и т. д.

Перейдем к конкретным примерам.

Энгр:
1) "Чтобы она была голая и в беде, а я бы спас:
http://sigils.ru/signs/gipp.html
2) она бы стала моя и осталась моя и голая навсегда
http://www.proza.ru/2012/02/17/311
http://www.artprojekt.ru/gallery/engr/Engr07.html

Делакруа:
1) Чтобы она была голая и в беде, а я бы спас, жертвуя собой и проявив чудеса храбрости
2) и проявив чудеса храбрости, но не погиб до смерти
3) и она бы стала моя и осталась моя и голая навсегда."
http://www.wikiart.org/ru/eugene-delacroix/odalisque-1825-1

Курбэ:
1)молодой и романтичный - "я бы спас, жертвуя собой и проявив чудеса храбрости, но не погиб до смерти, и она бы стала моя"

Но, возмужав, перешёл во вторую категорию –
2) Курбэ зрелый – кондовый реалист
http://www.art-pics.ru/?hud=Kurbe+Gyustav&picture=4446

Ещё примеры…
1) а я бы спас, жертвуя собой и проявив чудеса храбрости, но не погиб до смерти, и она бы стала моя и осталась моя и голая навсегда."
Тинторето http://smallbay.ru/artreness/tintoretto07.html

"Золотой век": изображения различных пиров, празднеств
Веронезе http://en.wikipedia.org/wiki/Paolo_Veronese…
Ватто
http://sergeyurich.livejournal.com/304133.html
Ренуар
http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0247/fr0247_01.htm
http://dic.academic.ru/pictures/enc_pictures/i_981.jpg

2)Кондовые реалисты
Перов
http://www.bibliotekar.ru/Kartiny2/5.htm
http://dic.academic.ru/…/167…/
Репин
http://www.rodon.org/art-071226091055
Когда кондовые реалисты пытаются работать не в своей теме, у них плохо получается:
- жирные тетки плавают в аквариуме
Суриков
- как ни старался Суриков стать импрессионистом, у него это как-то натужно….
Рембрандт http://smallbay.ru/rembrandt.html

3) Наконец, "антиэротическое"
Тулуз-Лотрек (утрата веры в возможность описанной В. Ф. ситуации обусловлена обстоятельствами жизни)

Отто Дикс (утрата веры прослеживается со всей очевидностью, если сравнить работы,  сделанные до Первой Мировой войны и после оной)
http://karga-golan.livejournal.com/60675.html
http://allday2.com/index.php?newsid=478958

Босх
http://photo.qip.ru/users/lerr/152827/?mode=xlarge
Josef Jan Michnia
http://s017.radikal.ru/i440/1111/ef/84369677959f.jpg
Пикассо
http://www.wikiart.org/en/pablo-picasso/a-muse-1935
http://www.bl-school.com/blog/pablo-picasso/

Примечания.
* Новое время - http://ria.ru/culture/20151016/1303154322.html
** Владимир Фоканов - http://www.artlib.ru/index.php?id=40&user_id=4774


Рецензии
Интересный взгляд, чего говорить! Интересно, что утрата веры и ее отсутствие это разные состояния. В одном случае идеал (рай) был, но утрачен и это страдающее искусство. Если его нет, то это утверждающе мрачное искусство, что, согласитесь, иное дело.

Власов Тихон   19.01.2016 15:01     Заявить о нарушении
Если не знать биографию художника, то почти невозможно отличить утратившего веру от вообще неверящего. Если бы я не видела ранних работ Отто Дикса,, например его автопортрета, где он изображен чудесным юношей в стиле эпохи Возрождения, я бы так и думала. что он по жизни циник и циником родился.
Но вообще, хоть и несерьёзное искусствоведение, всё это требует уточнения и углубления.

Гаянэ Добровольская   19.01.2016 22:23   Заявить о нарушении
Не уверен, Гаянэ. Люди надломленные редко самоутверждаются. Они видят некий идеал. Не имеющие его - смелы!

Власов Тихон   20.01.2016 12:05   Заявить о нарушении
Нуу... не знаю...

Гаянэ Добровольская   20.01.2016 22:25   Заявить о нарушении
А слабо привести примеры утративших веру и тех, у кого она изначально отсутствовала? Вторых мне трудно себе представить. Кто это вообще такие? Вера, разумеется - в контексте статьи. Не вера в бога, а вера в возможность обрисованной В. Ф. ситуации.

Гаянэ Добровольская   24.02.2016 14:55   Заявить о нарушении
Человек не имеющий веры это убежденный атеист, совсем иная категория. Утративший веру - сомневающийся, человек неопределенных понятий и действий, например, я.

Власов Тихон   25.02.2016 13:06   Заявить о нарушении
Нет, я имела в виду художников, работающих в том или ином ключе

Гаянэ Добровольская   25.02.2016 14:33   Заявить о нарушении