Мужчины, женщины и дети

Мария Коледина
В самом начале фильма зрителя ждет краткий рассказ о путешествии Вояджера, космического аппарата, отправленного навстречу инопланетным цивилизациям и несущего на своем борту покрытые золотом слайды с информацией о Земле и ее обитателях, а также записи с наиболее привычными для нашей планеты звуками, включая биение человеческого сердца и звук поцелуя. Панорамы Юпитера, Сатурна и безбрежного космоса, в котором, в конце концов, исчезает неторопливо кружащийся Вояджер, а также спокойный, размеренный голос рассказчика настраивают на слегка меланхоличный лад, что как нельзя более соответствует всему последующему фильму. Прежде чем навсегда распрощаться с Солнечной Системой, космический аппарат делает снимок Земли. Запомните это крошечное, размытое пятнышко – это наш дом, и вспомните о нем, когда почувствуете себя особенно одиноко.

Собственно, весь смысл этой отвлеченной интерлюдии можно свести к тому, что люди, найдя способ сообщения с космосом, перестали смотреть в небо и уткнули свои взгляды в экраны компьютеров, планшетов и мобильных телефонов, целиком увлекшись другим, не менее претенциозным изобретением человечества – Интернетом. Ну и действительно, когда там еще придет ответное послание с неведомых планет, тогда как виртуальный собеседник – вот он, сидит и ждет твоего ответа, готовый всегда тебя поддержать, дать дельный совет или посочувствовать. И это, в конце концов, привело к тому, что реальные люди, наши близкие и друзья, стали гораздо дальше, чем те, с кем мы, общаясь в виртуале, находимся буквально на расстоянии клика.
 
Вы не считали это проблемой? Тогда следующий фильм для вас.

Мы давно и безуспешно пытаемся понять, какое влияние оказала на нас Всемирная Сеть. Хорошее оно или плохое? Как следует обращаться с Интернетом, чтобы не стать зависимым от него? Фильм не даст прямых ответов на эти вопросы, но он подведет вас к необходимым выводам, рассказав все на примере нескольких, среднестатистических американских семей, проживающих в одном городке. Проблемы, которые они переживают и за развитием которых зритель наблюдает в течение всего фильма, самые разные и, на первый взгляд, совершенно не связаны ни с всемирной паутиной, ни друг с другом. Но Интернет здесь играет роль катализатора, который так или иначе доводит каждый конкретный случай до кульминации.

Всемирная сеть вошла в каждый дом, стала неотъемлемым членом каждой семьи. Интернет – это джинн из бутылки, готовый исполнить любое ваше желание, стоит только захотеть и забить в поисковик нужный запрос. Если вы устали от семейной жизни и утратили интерес к супругу/супруге, он поможет вам найти приятную альтернативу скучным семейным вечерам. Если вы закомплексованый юноша, не пользующийся популярностью у девушек, он поможет вам справиться и с этой проблемой, благо в Интернете полным полно сайтов с соответствующей тематикой. Мечтаете о популярности? Это тоже легко устроить – достаточно открыть свой сайт и наводнить его своими фотографиями, настолько откровенными, насколько вы сами того пожелаете… или насколько пожелают ваши подписчики, если вас интересует их мнение (а оно вас, конечно же, интересует, поскольку именно для этого вы туда и пришли). Вы пережили предательство близкого человека? Всегда можно отрешиться от всего реального, что приносит лишь боль и огорчение, и забыться в бесконечной онлайн-игре, а аморфность свою объяснить тем, что в масштабах Вселенной любое ваше деяние равняется нулю. И, кажется, так действительно намного проще...

Однако расплата за все эти удовольствия не заставит себя долго ждать и придет она оттуда, откуда ее совсем не ждешь – из «реала».

Помимо всего прочего фильм поднимает важные вопросы, касающиеся взросления и первой любви. Особого внимания заслуживает проблема контроля над подростком со стороны родителей. В этом плане фильм показывает две крайности: когда родительского внимания бывает недостаточно, и когда его чересчур много, даже с избытком, и это делает жизнь ребенка похожей на ад.

Актеры – даже юные – играют настолько хорошо, что вместе с ними остро переживаешь каждую эмоцию, воспринимаешь их проблемы, как свои собственные, и невольно задумываешься над тем, какие неприятности переживал ты сам в таком же возрасте, что общего они имели с теми, которые показаны в фильме. Фильм остался примечательным для меня еще и появлением Адама Сэндлера в непривычной для себя драматической роли. Довольно необычно видеть его таким серьезным и задумчивым. Однако этот эксперимент – если это был эксперимент – показался мне весьма успешным. То же самое я могу сказать и про Джуди Грир, которую я знаю исключительно по комедийным ролям. Она смотрелась весьма органично в роли отвергнутой Голливудом матери-одиночки, которая всеми силами пытается помочь своей дочери вскарабкаться на вершину популярности, но неосознанно раскачивает под ней и без того шаткую и ненадежную лестницу. Дженифер Гарднер, однако, не удивила неожиданным перевоплощением. Я уже видела ее в образе мамочек в «Странной жизни Тимоти Грина» и «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший день», но мамочки эти, надо сказать, каждый раз получаются разными. И нынешний случай не стал исключением.

Фильм длинный. Два часа экранного времени при неторопливом развитии сюжета это, согласитесь, не так уж и мало. Но множество сюжетных линий, которые постоянно сменяют друг друга, пересекаются и переходят одна в другую, не дадут вам заскучать и позволят следить за каждой конкретной историей, ничего не упуская из виду.