Благодать в православии и протестантизме

Константин Матаков
                ***


И православные, и протестанты, говорят примерно одинаково: Бог оказывает милость человеку и ниспосылает ему благодать. Однако благодать мы понимаем не совсем одинаково. У протестантов основной смысл таков: Бог гневался на нас, но потом (в этом весь Новый Завет) решил помиловать, уничтожив вину за грехи, и вынеся оправдательный приговор. При этом сам человек не меняется, не соединяется с Богом, - благодать остается внешней силой по отношению к нам - суть в том, что человека простили.. В православии иначе: дело не в том, что Бог не был расположен к человеку, а потом помиловал его; Бог всегда любит человека и готов его помиловать. Он всегда готов исцелить нашу природу, Он не переходит от состояния "не-расположения" к состоянию "расположения", что означало бы изменение в божественном естестве. Основная драма в том, что человек не желает принять благодать, он готов только порвать с Богом. В лице Иисуса Христа происходит согласие человеческого и божественного, их полное соединение. На примере Богоматери мы видим: Бог не оказал благодать Деве Марии в том смысле, что просто помиловал Ее, простил - а до этого не хотел никого миловать. Суть в том, что Богоматерь так добровольно восприняла благодать Бога, что это преобразило Ее и вознесло на высоту, невиданную для любого другого человека - на высоту Матери Всевышнего. Как сказал когда-то Августин, если бы Дева Мария не зачала и не родила Христа духовно и сердечно - Она бы не зачала и не родила Его по плоти. В непорочном зачатии и непорочном рождении Христа Богоматерью как раз и происходит это соединение духовного и телесного воплощения Христа Девой. Таким образом, для православия действительность благодати проявляется в действенности, а действенность заключается в соединении божественного и человеческого на основе свободного союза любви. Это совершенно отвергается протестантами: у них Деве не нужно было зачинать и рождать Христа в Своем сердце, чтобы стать Богоматерью. Ей просто объявил ангел: Ты помилована, от Тебя родится Христос - зачатие и рождение Христа по плоти тут рассматривается без всякого самостоятельного и глубокого присутствия духа и плоти Самой Марии, без преображения и прославления Ее естества - от Нее ничего не требуется и с Ней Самой ничего не происходит, - только быть неподвижным камнем, из которого образуют плоть Спасителя мира.. Т.е. в протестантской благодати человек никак не участвует, а его просто извне милуют. При этом человек и благодать остаются чуждыми друг другу. В православной благодати человек преображается при его свободном изъявлении. Мы это наблюдаем и в искусстве. На католических картинах Благовещения зримо только то, что луч света движется по направлению к миловидной девушке, но в ней самой нет богоматеринского начала, она никак не изменилась при переходе от "просто девушки" к "Богородице". На православной иконе видно, что Мария соединена с Богом до самой глубины. Такова благодать в православной Церкви: она соделывает людей богоподобными, а не просто объявляет им, что Бог больше не накажет их за грехи..